Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Ридли Скотт: «Конечно, я робот» - Искусство кино

Ридли Скотт: «Конечно, я робот»

Рот Корнет.Как вы поживаете, сэр? Примите наши поздравления!

Ридли Скотт. Спасибо. Но вы только посмотрите, до чего дошла техника!

(Показывает на iPhone, на который записывается интервью.) Господи! Больше тридцати лет назад, когда Кирк в «Звездном пути…» Уайза сказал: «Телепортируй меня, Скотти», мы все думали, что это невыносимо глупо. Разве нет? А потом, когда он говорил про дезинтеграцию и реинтеграцию, речь ведь шла о скорости света?

По этому поводу я беседовал с людьми из НАСА, в кабинете были одни ученые, и они начали объяснять мне все про теорию относительности и скорость света. «Вы можете это сделать?» — спросил я. «Конечно». Но при этом сказали, что единственное препятствие — это мы сами.

Рот Корнет. В конце 70-х — начале 80-х, когда вы снимали «Чужого», а потом «Бегущего по лезвию бритвы», вы использовали технологии, опережающие свое время, ориентированные на специфическую аудиторию. Сейчас вот «Прометей» — но сегодня вы имеете дело с публикой, пресыщенной новейшими технологиями. Как вам в современной ситуации удается создавать новые миры, в которых все еще есть место и чему-то новому в собственно кинематографической области?

6skott

Ридли Скотт. Тридцать и более лет назад, когда мы делали «Чужого», не было вообще никаких технологий. Все снималось «вживую». У нас было много шумовых и дым-машин — и это всё. Не было никаких цифровых дорожек и ничего такого-эдакого, а был у нас особенный человек с карандашом и кисточкой, который был способен создавать целые вселенные. Я говорил ему: «Уфф! Здорово! А можно это сделать в красном?» Он бормотал свое вечное «ага», брал кисточку и — бац, готово красное. Или синее, зеленое… А я потом все это снимал, переводил в экранное изображение. Начало «Чужого» — целиком заслуга «человека с кисточкой», это работа художников, которую я потом продолжил. Ну и музыка Джерри Голдсмита, конечно.

Рот Корнет. Можете рассказать, как, по вашей задумке, должны были выглядеть достижения техники в «Прометее»? Это вроде бы приквел «Чужого», но в новом фильме использованы более совершенные технологии.

Ридли Скотт. «Прометея» лишь с натяжкой можно назвать настоящим приквелом. В отношении «Чужого» возникал ряд простых вопросов: кто был в том проклятом корабле? Почему он вез тот груз? Куда, в конце концов, он летел? Никто ни разу не задал эти вопросы, что мне всегда не нравилось. Это ведь неправильно, да? Но теперь, если кто-то спросит, откуда взялся корабль в «Чужом», я могу ответить, что, вообще-то, это был один из тех кораблей из «Прометея», который улетел с грузом, но что-то пошло не по программе — он летел куда-то в другое место, ситуация вышла из-под контроля, пилот погиб, а дальше началась совсем другая история. Так что этот корабль — родной брат того, который появляется из-под земли в финале «Прометея». Они ведь примерно одного «возраста» — плюс-минуc пара сотен лет, не правда ли?

Но, замечу, между этими двумя фильмами нет прямой связи, разве что в «Прометее» объясняется, кто мог создать столь смертоносное бактериологическое оружие, одной капли которого на планете достаточно, чтобы планета... В общем, понятно.

Вот вы что-нибудь знаете о бактериях? Можно взять чайную ложку с бактерией, бросить в самый большой водоем Лондона… Это пугает меня до чертиков, и я вообще не понимаю, почему там до сих пор не стоит армия охранников, чтобы ничего подобного не случилось... Вот так просто: чайная ложка… Это очень страшно, так же страшно, как стремительно развивающиеся эксперименты с ДНК. Наш разум не позволяет нам принять мысль, что подобные катастрофы возможны, вот в чем беда.

Рот Корнет. В своих фильмах в жанре sci-fi вы проявляете интерес к проблеме искусственного разума и робототехники. Как известно, один из центральных вопросов приквела «Бегущий по лезвию бритвы», над которым вы сейчас работаете: почему же человечество так одержимо созданием искусственного разума? А вас-то почему так занимает эта проблема?

Ридли Скотт. Не знаю. Думаю, тема была раскрыта в «Бегущем по лезвию бритвы», поскольку именно так был предъявлен Рой Бэтти1. Он не был простым механизмом. Если заглянуть внутрь — там был не металл... Мысль о репликантах появилась благодаря студентке (она в то время как раз читала сценарий своего отца, а он, кстати, помогал нам на съемках), которая предложила: «Не стоит называть их роботами, лучше — репликантами». Она тогда сказала: «Мне приходится иметь дело с репликантами и «подобиями» каждый день». Но с тех пор все изменилось, и в следующие годы в Сенате отклонили первый закон о возможности создавать клон животных. Ведь если бы это было разрешено, следующим шагом стало бы создание клона человека.

Репликанта. Эш в «Чужом» совсем не похож на Роя Бэтти, потому что Рой скорее гуманоид, в то время как Эш — во всех смыслах из металла. И такой Эш с его специфической логикой был на каждом космическом корабле. Идея тут такова: если бы у меня был космический корабль стоимостью бог знает сколько миллионов и мне было бы нужно, чтобы на борту был человек компании, то у этого человека должна была бы непременно быть тайна. И она в том, что «человек» этот — робот. В этом был смысл Эша.

Работая над «Прометеем», я подумал, что это была интересная находка, чудесная идея и что нужен такой же персонаж, как Эш. Ну ведь и впрямь чертовски хорошая идея! Мне захотелось ее снова использовать. По приказу компании на каждом корабле должен быть робот: на протяжении нескольких лет, пока вы погружены в гиперсон, а корабль несется вперед на скорости 250 тысяч миль в час, вокруг вас бродит этот парень — своего рода дворецкий.

Такой вот дворецкий, у которого есть доступ ко всему. Он может смотреть любые фильмы, может сидеть в библиотеке... он может делать все, что захочет… И он все контролирует. В «Прометее» это Дэвид2.

Рот Корнет. Динамика отношений «создатель — творение» разыгрывается в фильме в трех вариантах: «родитель — ребенок», «Бог — человек» и «человек — искусственный разум». Все участники этих отношений увлечены идеей встретиться лицом к лицу со своим создателем, и ни для одного из них она не заканчивается добром. Не кажется ли вам, что это и есть главный посыл главного конфликта в жанре sci-fi? Что это своего рода поучительная история о том, что нужно знать свои границы?

6prometheus2

Ридли Скотт. Совершенно точно. Очень верная мысль. Мы порой заходим слишком далеко, и вот вопрос: не обрекаем ли мы себя на еще большие проблемы в будущем?

Рот Корнет. Что стояло за вашим решением использовать минимум компьютерной графики в «Прометее»?

Ридли Скотт. У нас был хороший бюджет, но не было всех денег мира. А мне очень хотелось уложиться в бюджет. К тому же мне нравится строить декорации, если есть такая возможность. Когда она есть, а я точно знаю, что именно хочу сделать, всегда обойдется гораздо дешевле, чем мямлить: «Ой, я не знаю точно, что будет в этой сцене, давайте отснимем на фоне зеленого экрана, а потом дорисуем что-нибудь...» Эти причитания обходятся слишком дорого.

Так, кстати, и получается, когда авторы не знают, чего хотят: фильмы на много миллионов превышают бюджет.

6prometheus11

Рот Корнет. В связи с «Прометеем» был огромный ажиотаж, по уровню сопоставимый с тайнами съемок фильма. Многим было интересно, как картина связана с «Чужим», а многие были заинтригованы завесой таинственности, которой вы наделили работу над «Прометеем». Каково существовать-действовать в таком проекте и в таких условиях? Ведь этот опыт очень отличается от всего, что вы делали прежде.

Ридли Скотт. Это просто усиленные меры безопасности. У каждого члена съемочной группы был сценарий, на котором было отмечено его имя, и если бы сценарий куда-то просочился, я точно знал бы, кто это сделал, и у этого человека были бы неприятности. Кроме того, мне до сих пор очень интересен рекламный бизнес: мне всегда хотелось устроить такую «вирусную» рекламную кампанию, в которой говорилось бы о чем угодно, кроме самого фильма.

Рот Корнет. «Прометей» ставит немало вопросов, на которые не дает ответов. Насколько детально и подробно вы продумали эту историю? Обсуждали ли вы с Деймоном Линделофом3 возможное продолжение картины? Вы уже определили для себя ответы на подобные вопросы или уже решили: «Мы подумаем об этом в зависимости от кассового успеха картины. Поговорим об этом позже».

Ридли Скотт. Мы поставили эти вопросы и знаем, куда они нас приведут. Я знаю, что важно сохранить жизнь определенным персонажам и что в конце они отправятся туда, откуда все мы пришли. Широкий диапазон возможностей… Конечно, вряд ли они окажутся в месте, похожем на рай земной. Но у нас есть план, да.

Рот Корнет. Насколько важно для вас быть вовлеченным в проект именно в качестве режиссера?

Ридли Скотт. Очень важно. Я уделяю внимание всему в работе над проектом. Правда. Я научился этому много лет назад. Ты должен сам придумать, как хочешь развивать экранную историю, и иногда эта работа может занять несколько лет. Я вот очень хочу снять вестерн, и после двух с половиной лет разговоров, писанины и опять продолжительных разговоров мне кажется, что у меня окончательно оформилась идея, которая мне нравится. Да и сам процесс... Вы когда-нибудь пытались написать книгу? Попробуйте. Это дело непростое. А писать сценарий — почти то же самое. Перед тобой пустой лист и… Пустой лист… А дальше уже делаешь все сам, и у каждого тут свой метод. Я умею работать со сценаристами. Не думаю, что когда-нибудь еще сам буду писать сценарии. Я написал два или три сценария и больше не хочу. Времени, которое я потратил, чтобы написать один сценарий, мне бы хватило на съемки двух фильмов. Так что я уж лучше буду снимать кино — я больше режиссер, чем сценарист.

Рот Корнет. Если посмотреть с этой точки зрения… Вы ведь много чего создали за все эти годы. Раньше вы снимали по фильму в год или два, экспериментируя с жанрами. А съемки «Прометея» были сложные и продолжались слишком долго. Что это было для вас как для режиссера, который любит экспериментировать?

Ридли Скотт. Для меня главное — продолжать работать в принципе.

Рот Корнет. Каково было бы вернуться в мир этой картины и не иметь возможности работать над другими фильмами?

Ридли Скотт. Даже не могу себе это представить.

Рот Корнет. Пришлось бы себя клонировать? (Скотт молчит, задумавшись.) А вы, часом, не робот?

Ридли Скотт (смеется). Конечно, я робот.

Рот Корнет. У вас в разработке множество потенциальных проектов. Просто любопытно: а что будет дальше? Ваше имя связывают со многими фильмами.

Какие из них точно состоятся?

Ридли Скотт. Какие именно проекты вы имеете в виду?

6skott2

Рот Корнет. «Монополия», «О, дивный новый мир», продолжение «Бегущего по лезвию бритвы»...

Ридли Скотт. Я занимаюсь ими всеми. (Смеется.) Все они в работе. Написан первый вариант сценария «Монополии». Идет работа над «Бегущим по лезвию бритвы». Не знаю, что делать с замыслом «О, дивный новый мир». Он непростой. Думаю, что в каком-то странном смысле роман Олдоса Хаксли был так хорош именно в 1930-е годы, в его основе была интересная революционная идея. Роман вышел почти в одно и то же время с «1984» Джорджа Оруэлла, чуть до или чуть после, не помню4. Начинаешь анализировать эту идею, и тебе кажется, что, возможно, ей лучше оставаться в виде книги. Не знаю.

Рот Корнет. Еще один проект — «Триполи»…

Ридли Скотт. «Триполи» — отличный проект. Он не состоялся по субъективным причинам. Я чувствовал, что что-то не так, я не мог продолжать работу и остановился. Но «Триполи», настаиваю, замечательный проект! Он о Томасе Джефферсоне и о человеке по имени Уильям Итон. Уильям Итон был таким, знаете, околополитическим деятелем, работал сразу в трех штатах. США в то время состояли из трех штатов, Томас Джефферсон потратил все свое состояние — одиннадцать миллионов долларов, что составляет примерно треть доходов чуть ли не каждого второго из моих голливудских знакомых, — на то, чтобы выкупить у Наполеона землю от Сент-Луиса до побережья. Наполеону нужны были деньги для похода на Москву. Большая ошибка... И потом появляется Уильям Итон, и он отправляется на побережье, где в это время правит паша Триполи, тиран и бандит, который промышляет захватом американских кораблей и моряков. У Америки было всего три военных корабля, но зато было много торговых судов в этом районе. Паша похищал людей, чтобы использовать их как рабов или получать за них выкуп. Уильям Итон решил: «Xватит этого дерьма». Он фактически объявил личную войну против паши. Отличная история!

http://screenrant.com/interview-ridley-scott-prometheus-rothc-177916/

Перевод с английского Ольги Артемьевой

1 Рой Бэтти — репликант в исполнении Рутгера Xауэра. — Здесь и далее прим. переводчика.

2 В этой роли — Майкл Фассбендер.

3 Один из авторов сценария фильма «Прометей».

4 На самом деле «1984» был опубликован в 1949 году — семнадцать лет спустя после публикации романа Xаксли «О, дивный новый мир» в 1932-м.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Другая жизнь

Блоги

Другая жизнь

Зара Абдуллаева

О режиссерском дебюте Сильви Тестю, особенностях российской киноиндустрии и конкурсе сценариев «Личное дело» – Зара Абдуллаева.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На MIEFF-2017 покажут Кобрина, Мацумото и Льюиса Клара

10.07.2017

C 20 по 23 июля в Элетротеатре Станиславского (Москва) состоится Международный фестиваль экспериментального кино (MIEFF). MIEFF пройдет уже во второй раз. Помимо конкурсной программы, в которую вошло 30 фильмов, преимущественно короткометражных, на фестивале состоятся ретроспективы мастера советского научпопа Владимира Кобрина, японского авангардиста Тошио Мацумото, будут показаны "Пустыня реального" берлинского документалиста Кристиана фон Борриса (2017) и "66" американского экспериментатора Льюиса Клара. ИК публикует программу MIEFF-2017.