Как стать режиссером. Три европейских рецепта

Пожалуй, ни одна киношкола в мире не готова утверждать, что нашла универсальный способ подготовки и воспитания кинорежиссеров, адаптированных к профессиональной деятельности в современных условиях и сохранивших при этом индивидуальность. Не существует и точного теста успешности киновузов. О ней можно судить по числу известных в киномире выпускников и их фильмов – победителей международных фестивалей, по оценкам ключевых групп (преподавателей, студентов, представителей профессиональных кругов) и т.п.

Три европейских киновуза, о которых пойдет речь ниже, не претендуют на роль самых успешных в мире, равно как и на то, что их рецепт подготовки кинорежиссеров единственно верный. В то же время абсолютное большинство их выпускников работают по специальности, что в период постоянных сокращений субсидий на культуру в Европе уже говорит о том, что системы преподавания в этих киношколах заслуживают внимания.

В основу статьи легли беседы о Нидерландской кино- и телеакадемии (Nederlandse Film en Televisie Academie, NFTA) с руководителем разработки новых программ Ари Гердинг (Arie Geerding), Международной Кёльнской киношколе (Internationale Filmschule Koeln, IFS) с проректором по учебной работе Сунедрией Николлс-Гертнер (Sunedria Nicholls-Gärtner) и Кинофакультете Королевской академии изящных искусств (Koninklijke Academie voor Schone Kunsten, KASK) в Генте (Бельгия) с Эриком Мартенсом (Erik Martens), координатором магистерской программы.

 

prijdak-2

НИДЕРЛАНДСКАЯ КИНО- И ТЕЛЕАКАДЕМИЯ – уникальное учебное заведение. В своей стране оно не имеет конкурентов. Академия, расположенная в центре Амстердама в отдельном здании, является частью Амстердамской высшей школы искусств(Amsterdamse Hogeschool voor de Kunsten), через которую и осуществляется государственное финансирование. Плата за обучение (около двух тысяч евро в год) в Нидерландах одинакова для студентов всех вузов и носит символический характер – на деле тратится значительно больше денег. В NFTA есть следующие факультеты, дающие степень бакалавра: режиссеров художественных и документальных фильмов, продюсерский, сценарный, операторский («камера/свет»), художников-постановщиков, интерактивных средств/визуальных эффектов, звукорежиссеров и режиссеров монтажа. Степень магистра в дальнейшем можно получить на англоязычном факультете, где искусство кино является уже предметом аналитического изучения.

При поступлении на режиссерский факультет абитуриенты (их обычно около ста сорока) сразу должны сделать выбор между игровым и документальным направлениями, но в течение первого года обучаются совместно. Конкурс высок: принимается лишь по шесть человек на каждое направление. Приемная комиссия изучает представленный каждым абитуриентом фильм (или два), а также его сценарий, короткий рассказ, план съемки документального фильма и отбирает кандидатов для собеседования и выполнения группового задания. Преподавание для будущих бакалавров ведется на голландском языке, поэтому иностранцы среди студентов скорее исключение, однако популярен обмен студентами с Чехией. Сейчас готовится совместная программа с Китаем.

Сайт режиссерского факультета на английском языке: http://www.ahk.nl/en/filmacademy/study-programmes/directing/

 

Известные выпускники и их фильмы:

 

Пол Верховен (Паул Верхувен; посещал курсы NFTA во время учебы в Лейденском университете), режиссер – «Турецкие сладости» (1973), «Оранжевый солдат» (1977), «Робокоп» (1987), «Вспомнить всё» (1990), «Основной инстинкт» (1992) и многие другие.

Ян де Бонт, оператор – «Турецкие сладости» (1973), «Крепкий орешек» (1988), «Основной инстинкт» (1992), режиссер – «Скорость» (1994), «Лара Крофт – расхитительница гробниц: Колыбель жизни» (2003), продюсер – «Особое мнение» (2002).

Робби Мюллер, оператор – «Рассекая волны» (1996), «Круглосуточные тусовщики» (2002).

Нанук Леопольд, режиссер – «Плывущие острова» (2001, часть проекта «Героев больше нет»), «Гернси» (2005, две награды национального кинофестиваля и участие в «Двухнедельнике режиссеров» Каннского МКФ), «Волфсберген» («Волчьи горы», 2007, специальное упоминание жюри Премии Калигари на Форуме Берлинского МКФ, две награды Нидерландского кинофестиваля).

Урсула Антоняк, режиссер – «Ничего личного» (2009, шесть призов на МКФ в Локарно), «Код синий» (2011, участие в Каннском МКФ).

 

prijdak-3

МЕЖДУНАРОДНАЯ КЁЛЬНСКАЯ КИНОШКОЛА разместилась в собственном здании классической архитектуры в центре Кёльна и представляет собой самостоятельную некоммерческую организацию, которая финансируется из нескольких источников: правительством Земли Северный Рейн – Вестфалия, вторым каналом немецкого телевидения ZDF, а также Кино- и медиафондом Северного Рейна – Вестфалии. Совместно со своим партнером, Высшей школой Кёльна, IFS предлагает три программы обучения для получения степени бакалавра: кинодраматургия, режиссура, продюсирование; искусство цифрового кино с возможностью специализации в визуальном искусстве или в редактировании фонограммы и изобразительного ряда; мастерство кинооператора.

Обучение стоит примерно 3,5 тысячи евро в год. Студентов-режиссеров – восемь, специализация по направлениям не практикуется. Прием происходит раз в два года на основе письменных заявлений с мотивацией, а также участия в совместном проекте на территории IFS. При наблюдении за абитуриентами во время работы над этим проектом внимание уделяется не только их творческому потенциалу, но и способности быть членом команды. Чтобы абитуриенты яснее представляли себе, чем собираются заниматься, им рекомендуют пройти первую практику по специальности еще до начала обучения, что в таком медийном городе, как Кёльн, не представляет сложности. Необходимое условие приема – знание немецкого языка. Степень магистра могут получить только сценаристы (цена вопроса – более десяти тысяч евро).

Сайт режиссерского факультета: http://www.filmschule.de/en/seiten/fdprogram.aspx

Известные выпускники и их фильмы:

Эльмар Иманов, режиссер – «Качели гробовщика» (2012, бронзовая награда Американской киноакадемии для молодых кинематографистов – студенческий «Оскар» – в номинации «Лучший зарубежный фильм»).

Тина фон Трабен, режиссер и сценарист, и Рудигер Бертрам, сценарист – «Есть картошку» (2013, номинация на немецкий приз «За лучший детский фильм»).

Флориан Росс, режиссер и сценарист, Анник Кролс, продюсер, Мирон Критенко, оператор, Ванесса Вагнер, звукорежиссер – создатели видеоклипа «Сумасшедшие воры» (2013, немецкий приз «За лучшее видео в Интернете» в категории «Лучший информативный клип онлайн»)

Энгин Кундаг, режиссер, сценарист, продюсер, и Ионас Тома, звукорежиссер и редактор – «Арарат» (2013, приз за лучший игровой фильм на фестивале Vídeo Universitário Porto, приз за лучшую драму и режиссуру на Snake Alley Festival).

 

prijdak-4

КИНОФАКУЛЬТЕТ КОРОЛЕВСКОЙ АКАДЕМИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ расположен в старинном бельгийском городе Гент в здании бывшей больницы, имеющем статус памятника архитектуры. На общей территории размещен целый ­комплекс зданий KASK, предлагающей высшее университетское образование по различным специальностям – от теории музыки до дизайна интерьера. Все студенты могут посещать занятия на других факультетах по собственному выбору, на это даже отведено время в расписании. Второе отличие от двух выше­описанных вузов: студенты кинофакультета не выбирают специализацию. Они изучают все аспекты процесса создания кино, примеряя роли сценаристов, режиссеров, кинооператоров, монтажеров и другие. Эти роли они выполняют не только по отношению к однокурсникам, но и работая вместе со студентами других курсов и с дипломниками.

Строгий отбор при приеме на кинофакультет (из примерно ста сорока кандидатов на первый курс попадают сорок) продолжает действовать и в процессе учебы: обычно из сорока первокурсников только шесть получают диплом. Год обучения стоит примерно 600 евро. Абсолютное большинство бакалавров продолжают обучение для получения степени магистра. Преподавание ведется на фламандском языке, поэтому иностранных студентов (кроме голландцев) почти нет.

Сайт – http://www.kask.be/index.php?/film/

Известные выпускники-режиссеры и их фильмы:

Джеффри Энтховен – «Приходи, как есть» (2011, три главных приза МКФ в Монреале, два приза, включая Гран-при «Золотой шип» на МКФ в Вальядолиде, приз «Лучший фильм» на МКФ Cinequest в Сан-Хосе).

Феликс ван Грунинген – «Стив + Скай» (2004, лучший бельгийский фильм года), «Фламандские натюрморты» (2009, был заявлен на Каннский МКФ), «Разорванный круг» (2012, приз зрительских симпатий за лучший игровой фильм в программе «Панорама» и приз Label Europa Cinemas на Берлинале-2013, «Сезар»-2014, номинация на «Оскар»-2014).

Петер Монсаэрт – «Вне сети» (2012, приз «Лучший режиссер» на 2-м Санкт-Петербургском МКФ).

Ваннес Дестоп – «Купальник 46» (2011, приз жюри Каннского МКФ).

Николас Провост, художник – проекты в Музее искусств Сиэтла, Музее современного искусства Страсбурга, Muziekgebouw в Амстердаме, галерее Tim Van Laere в Антверпене, Haunch of Venison в Лондоне и Берлине; кинорежиссер – «Захватчик» (2011, конкурсная программа Венецианского МКФ).

Оливия Рошет и Жерар-Жан Клаес – «Потому что мы видим» (2010, Гран-при 13-го Парижского фестиваля другого и экспериментального кино).

 

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ

Все три киношколы имеют общие черты, предопределенные участием стран, где они находятся, в Болонском процессе, а также схожими государственными требованиями.

Еще в 1999 году Европа поставила перед собой цель стать единым образовательным пространством. В итальянской Болонье была подписана декларация, где сформулированы способы гармонизации национальных систем высшего образования в Европе. Это событие стало началом так называемого Болонского процесса, к которому присоединились уже пятьдесят стран, включая Россию (2003). Общий процесс подразумевает, во-первых, единые стандарты высшего образования на двух уровнях (бакалавр и магистр); во-вторых, принятие системы credits (то есть единиц типа академических часов), которые должны засчитываться во всех вузах. В каждом европейском вузе студент сначала проходит обучение по программе бакалавра, а потом решает, нужно ли ему получать еще и степень магистра. Магистра можно получить не везде и не по всем специальностям. Каждая страна сама определяет, сколько credits требуется для получения каждой степени. В KASK бакалаврами становятся за три года, а магистрами – за год, в IFS – за три с половиной и два года, в Амстердаме – за четыре и два года соответственно.

Под стандартами образования подразумевается вовсе не однообразие программ и способов их реализации, а соответствие определенным требованиям. Эти стандарты, как и процедуры проверок вузов на соответствие им, самостоятельно разрабатывает каждая страна, но на деле почти везде вузы или факультеты принимают у себя (обычно раз в пять лет) специальные комиссии, каковые выясняют ситуацию по нескольким позициям:

Насколько ясно сформулированы цели образовательных программ. Насколько удается их реализовать. Именно поставленными целями один вуз и отличается от другого, о чем пойдет речь далее. По качеству реализации они все примерно одинаковы.

Достаточно ли высок уровень подготовки преподавателей и техническая оснащенность вуза для реализации этих целей.

Налажен ли эффективный механизм внутреннего контроля качества обучения.

Каковы результаты, выраженные в данных о трудоустройстве студентов, об уровне их заработной платы и т.п. Соответствуют ли программа обучения, техническая оснащенность вуза, уровень подготовки преподавателей и выпускников требованиям, предъявляемым профессиональным сообществом.

Эффективный механизм контроля за качеством обучения, который должен быть продемонстрирован для успешного прохождения аккредитации, подразумевает помимо прочего, что среди студентов должно проводиться регулярное анкетирование и все жалобы должны рассматриваться. Это не означает, что любой каприз приведет к существенным изменениям, так как вчерашние школьники не в состоянии понять все мотивации того или иного действия преподавателей.

Подчас выпускники, уже начав работать, со смехом вспоминают когда-то высказанные ими самими критические замечания, отдавая должное дальновидности разработчиков программ. Однако если за жалобами не следуют изменения, то руководство должно четко объяснить причины. В IFS каждый год устраиваются встречи преподавателей, студентов и выпускников для обмена мнениями о программе обучения, внесении в нее актуальных элементов и просто для поддержания контактов. Результатом одной из таких встреч стало удлинение срока обучения с трех до трех с половиной лет, поскольку молодые выпускники жаловались, что трех лет мало для полноценной подготовки к профессиональной деятельности. Именно претензии уже работающих выпускников стали основанием для серьезного нововведения, с которым, возможно, были и не согласны первокурсники.

Преподаватели во всех трех вузах – исключительно действующие профессионалы, «играющие тренеры». На сто студентов, которые одновременно обучаются на всех факультетах и курсах IFS, приходится двести преподавателей. Контракт с ними заключается на срок не более трех лет. Постоянные контракты подписываются лишь с несколькими преподавателями, выполняющими также административные или менеджерские функции. Типичный преподаватель NFTA – Йерун Берквенс, действующий продюсер и режиссер документальных фильмов.

В проверяющую комиссию обязательно включаются представители профильных вузов и потенциальных работодателей. Они беседуют с преподавателями, студентами и с членами постоянно действующей при каждом вузе группы экспертов, состоящей из выпускников и представителей индустрии. Члены этой группы регулярно общаются со студентами и преподавателями, присутствуют на защите курсовых и дипломов, просматривают экзаменационные работы. В Генте, например, оценку дипломному фильму выставляют только специально приглашенные для этого продюсеры, критики и кинорежиссеры – мнение преподавателей вообще не учитывается, зато им придется пересмотреть программу, если оценки будут стабильно низкими. Все это делается для того, чтобы уровень дипломников гарантировал им рабочие места. Для этого же проводится много практических занятий, где студентов учат продавать свои идеи, вести переговоры, заключать договоры, общаться с продюсерами, разбираться в авторских правах и т.п.

Чтобы пройти аккредитацию, вузы должны представить результаты анкетирования выпускников с данными о занимаемых ими должностях, средних зарплатах, сроках трудоустройства после окончания вуза и пр. Если значительная часть выпускников остается без работы по специальности, вуз перестает получать государственные дотации. В NFTA, где аккредитация была пройдена за несколько дней до упомянутой беседы с Ари Гердингом, известны точные цифры: 90 процентов выпускников находят работу по специальности в течение полутора лет. В KASK и IFS последних данных пока нет, так как анкетирование должно пройти в ближайшее время, но известно, что абсолютное большинство студентов находят работу в кино или на телевидении, некоторые – в бизнесе или в театре. Большинство будущих магистров в KASK начинают работать по специальности так рано, что им не хватает времени закончить обучение. Многие из них открывают свои продюсерские агентства.

prijdak-5

 

РАЗЛИЧИЯ

Системы подготовки режиссеров в Европе различаются главным образом по целям образовательных программ и способам их реализации.

NFTA. Основная задача амстердамской программы – выпускать специалистов, абсолютно готовых к работе в кинематографе или на телевидении. Программа обучения ориентирована на практику и строится вокруг процесса кинопроизводства. Обстановка во время обучения максимально приближена к реальной. Студенты имеют большой объем практических заданий, отрабатывая каждый этап работы над фильмом. Так как снять несколько полнометражных фильмов за четыре года учебы невозможно, на студии может сниматься не целый фильм, а сцена с уже приглашенными актерами и заранее установленными декорациями.

Студенты-режиссеры выполняют три таких задания на втором курсе. Первое – линейное (изучают и обсуждают сценарий, готовятся к съемкам и т.д.) в студии. Второе задание – коллективные мозговые штурмы по поводу каждой сцены с превизуализацией на компьютере, после чего происходит съемка. Затем выбирается третье задание. Съемки должны происходить – хотя бы частично – на натуре. Сценарий пишет студент сценарного факультета. Особое внимание уделяется общению режиссера с другими членами команды. Для пущей эффективности в программу включаются тренинги с акцентом на правильном восприятии конструктивной критики, рассматриваются способы разрешения конфликтов.

Кастинг проводится самими студентами-режиссерами; приглашаются актеры-профессионалы и студенты актерских факультетов. Актеры не получают гонораров, но проблем с их поиском обычно не возникает. У академии хорошая репутация, многие хотят помочь студентам, да и дополнительный тренинг еще никому не вредил.

На третьем курсе студенты снимают рекламный ролик и продолжают получать такие же задания, как на втором курсе, но более развернутые. Будущие режиссеры игровых фильмов снимают также пятнадцатиминутный сюжет. На четвертом курсе снимается дипломный фильм продолжительностью 25 минут.

Помимо перечисленных выше практических заданий студенты занимаются монтажом, драматургией, написанием режиссерских сценариев и многим другим.

Понимание своей роли в выполнении поставленной задачи оценивается более серьезно, чем результат. Для реализации задания каждый студент получает в свое распоряжение финансовый бюджет и аппаратуру. Стимулируется самостоятельный поиск дополнительных средств для съемок дипломного фильма. Обычно он осуществляется посредством обращения к различным фондам и телеканалам, а также через crowdfunding. Дипломный фильм оценивается скорее по критерию командной работы и реализации поставленной задачи. Словом, практическая работа здесь преобладает над теоретическими занятиями. Последними студентов не обременяют, причем в качестве одной из причин было названо наличие дислексии у некоторых учащихся (даже на сценарном факультете).

IFS считает необходимым готовить будущих профессионалов, которые четко осознают свою роль и задачи в процессе киносъемок и обладают всеми инструментами для их реализации, способны к рефлексии и готовы к обучению на протяжении всей своей карьеры.

Для достижения этих целей IFS включила в программу большое количество практических занятий (соотношение теории и практики – 3:7) и часов для так называемой обратной связи (feedback sessions), то есть времени, отведенного на анализ плюсов и минусов выполненной работы и формулирование учебных целей. Занятия такого рода преподаватели проводят со студентами как в группах, так и индивидуально, что позволяет детально обсудить и работу команды в целом, и роль каждого участника проекта. Как и в Амстердаме, в Кёльне проводятся коммуникативные тренинги, и когда студенты работают над групповыми проектами, преподаватели подсказывают им, как наиболее эффективно применить полученные на них знания. Для улучшения навыков общения в IFS ежегодно проходит кинофестиваль, на котором студенты представляют свои работы, созданные в процессе обучения. В IFS считают, что будущий режиссер должен уметь внятно рассказать о своем фильме.

Не стоит думать, что, предавая такое большое значение коммуникативным навыкам, IFS не уделяет внимания самой режиссерской подготовке. Преподаются теоретические дисциплины, например история и анализ кино. Для практических занятий в IFS тоже есть все условия, кроме собственной студии (но и этот вопрос решится, когда IFS переедет в более современное здание). На первом курсе каждый студент снимает документальную и игровую короткометражки, на втором они готовят еще два коротких фильма, все это время параллельно работая в командах совместно со студентами других факультетов. На третьем курсе снимается еще одна документальная картина, а затем во время шестого и седьмого семестров они работают над выпускным фильмом, выбирая между двадцатиминутным игровым или более длинным документальным. Практическая работа строится и по принципу проекта, направленного на изучение определенного этапа съемки или работы с оборудованием, а также «конкурирующих» средств выражения, например радио, театра или компьютерных игр. В рамках проекта, нацеленного на изучение возможностей звука, студенты должны индивидуально подготовить «продукт», рассказывающий какую-либо историю и демонстрирующий поиск в области звуковой выразительности. Такими «продуктами» за последнее время были не только фильмы, но и звукоинсталляции (одна из них сделана девушкой с ограниченными возможностями, которая, путешествуя по Германии, записывала рассказы людей, страдающих тем же заболеванием), и радиорепортажи (например, о каучсёрфинге – то есть ночевках у местных жителей, а не в гостиницах – по результатам собственных впечатлений).

KASK видит свою главную задачу иначе: в формировании художника в высоком смысле этого слова. На первом месте стоит творческое самовыражение, а не усвоение технических навыков. По мнению разработчиков программы обучения, такой подход был необходим, чтобы фламандский кинематограф перешел от еще распространенного чисто технологического подхода к более творческому и даже экзистенциальному. Акцент на поисках форм творческого самовыражения находит отражение во всех элементах программы. От студентов не требуется выбор специализации, они могут продолжать поиск в разных областях до окончания учебы. С этим связано и большое количество часов, отведенных на теоретические предметы (история искусств, психология восприятия и анализ изображения, философия искусства, антропология искусства, методология искусствоведческих исследований, история кино, музыка в кино, кинокритика и т.п.). Многие курсы организуются для студентов нескольких факультетов академии, что повышает экономическую эффективность обучения. Соотношение теоретических предметов и практических занятий в программе в целом составляет 1:1. В программу обучения бакалавра также заложены 588 часов (то есть чуть более 10 процентов всей программы), отведенных для обучения на одном или двух других факультетах академии. Студенты могут выбрать драматургию, живопись, фотографию, музыковедение или любой другой из более двадцати факультетов.

Преподаватели режиссерского факультета помогают каждому сделать правильный выбор, исходя из способностей и предпочтений будущего режиссера. Однако 50 процентов занятий – практические. Обычно студенты работают над групповыми заданиями в специально оборудованных ателье. Одного из них преподаватель назначает режиссером, а тот в свою очередь назначает кинооператора, монтажера и остальных членов команды из однокурсников. На втором курсе к группе прикрепляются профессионалы, например монтажеры или операторы, в зависимости от задания. Группа снимает короткие фильмы или отрывки, которые потом тщательно анализируются вместе с преподавателем. Самое первое задание на первом курсе – трехминутный фильм с использованием внутрикадрового монтажа. Другим заданием может быть документальный фильм о каком-нибудь месте в Генте, описание своего первого воспоминания о детстве или портрет знакомого человека. В распоряжении студентов студия, старое и современное оборудование (последнее обновляется примерно раз в пять лет), кинотеатр и т.п.

Предполагается, что выпускник-бакалавр KASK – личность с широкими знаниями и саморефлексией, вполне созревшая для того, чтобы во время магистратуры во всеоружии приступить к делу: снять дипломный фильм. Дипломный фильм рассматривается студентами и преподавателями как вход в профессию, как визитная карточка молодого режиссера. Поэтому ему уделяется большое внимание и много времени. Преподаватели помогают студенту на различных этапах работы. Однако финансирование проекта полностью ложится на студентов, в отличие от Нидерландов, где им предоставляется бюджет. KASK берет на себя изготовление и распространение DVD с дипломными лентами. Через преподавателей они попадают к продюсерам и другим профессионалам, которые могут предложить молодым режиссерам работу или проект. Все киношколы Фландрии устраивают совместный так называемый фестиваль будущих фильмов, на котором выпускники делают презентации проектов. Десять лучших получают субсидии (примерно по 1000 евро). Каждый год Фламандский аудиовизуальный фонд (Vlaams Audiovisueel Fonds) частично финансирует несколько фильмов молодых режиссеров (примерно 80 тысяч евро на картину), однако рассчитывать на это могут только те, кто готов представить уже готовые фильмы, к тому же побывавшие на фестивалях, что особенно приветствуется. Из шести выпускников обычно один получает эту субсидию. Также режиссеры из Фландрии могут рассчитывать на помощь аудиовизуального экспортного агентства Flanders Image в продвижении своих фильмов.

prijdak-6


ИТОГИ

Специалисты, с которыми я беседовала, ни разу не упомянули успехи выпускников как критерии оценки своей работы. Складывалось впечатление, что процесс обучения для них важнее, чем результат. Однако процесс этот направлен именно на то, чтобы за время учебы сделать из студентов профессионалов, готовых к работе в современном кинематографе или на телевидении.


Читайте также:

Сандра Персюи-Десимо: «Научить видеть, что стоит за образом…»
Игорь Дроздов: «Образование сегодня – это бизнес…»
Дэйв Грин: «Теория – это практика»

Ре-анимация

Блоги

Ре-анимация

Нина Цыркун

В 1984 году молодой сотрудник студии Disney снял получасовой игровой фильм под названием «Франкенвини» про мальчика, вернувшего к жизни свою собаку, которую сбил автомобиль. Студийному начальству история показалась дикой, и ее автора на всякий случай уволили. Четыре года спустя, когда Тим Бёртон прославился фильмом «Эдвард Руки-ножиницы», те же люди выпустили «Франкенвини» на VHS.

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Новости

«Искусство кино» открывает свой книжный магазин

24.10.2018

29 октября в 18:30 совместно со столичной сетью кинотеатров «Москино» мы откроем книжный магазин в кинотеатре «Звезда» и представим новый номер 9/10 журнала «Искусство кино».