Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Янки и викинги: основы государства и права. «Викинги», режиссеры Кен Джиротти, Киаран Доннелли и другие - Искусство кино

Янки и викинги: основы государства и права. «Викинги», режиссеры Кен Джиротти, Киаран Доннелли и другие

Ирландско-канадский сериал «Викинги» недавно успешно завершил свой третий сезон. (Перипетии проекта доступны и российскому зрителю. На Первом – телеканал «Городские пижоны» – прошли два сезона «Викингов»[1].) Шоураннером стал известный сценарист и продюсер Майкл Хёрст. Исторические костюмированные драмы «Тюдоры», «Борджиа» (оба – телеканал Showtime), выходившие при непосредственном его участии, вписываются в ряд «новых» драматических сериалов. Крепкая историческая основа в творениях Хёрста обрастала массой пикантных подробностей: натурализм сопутствовал обитателям Англии и Италии и на войне, и в мире.

Достоверность исторического контекста сопоставима здесь только с упорством производителей демонстрировать детали бытовой стороны монарших домов и папства. Значимость решений в интимной жизни самодержца и священнослужителя становится истоком решений государственных и духовных. Однако подобная модель могла быть легко адаптирована практически к любому содержанию. В 2011 году на экраны вышел проект Хёрста «Камелот», экранизация романа Томаса Мэлори, адаптированный для современной аудитории[2], но закрытый после первого сезона.

В Европе, США и странах, где расселились потомки варягов, тема доблестных норманнов не могла не найти почитателей. В «Викингах» (1958) Ричарда Флейшера появляется легендарный конунг Рагнар, алчный и мстительный король Элла, а культура викингов поставлена с голливудским размахом. 1970-е принесли образ вымышленного, но от этого не менее популярного Конана-варвара. Кинотрилогия с Арнольдом Шварценеггером (Флейшер снял два фильма из трех) стала отправной точкой для современных образов варварства на экране. Последние эксперименты 1990–2000-х включали несколько картин, быстро приобретших статус культовых. Джон Мактирнан в фильме «Двенадцатый воин» воссоздает быт германских племен раннего Средневековья. Главный герой, араб по происхождению, в исполнении Антонио Бандераса даже пытается освоить язык германцев: актеры много говорят на ломаной латыни. Известный оператор Майкл Чэпмен реализует свою давнюю мечту и снимает в 1995 году «Саги викингов», а в 2009-м датчанин Николас Виндинг Рефн снимает фильм «Вальгалла: сага о викинге». Легендарное путешествие викингов к Северной Америке становится аллегорией последнего похода в мир мертвых. Главную роль викинга Одноглазого исполнил Мадс Миккельсен, один из наиболее востребованных североевропейских актеров.

Тема варварства на российских экранах, больших и малых, – дело будущего. «Волкодав» (2006), хотя и напоминал в экспозиции «Конана-варвара», но был мил в своей детской резвости. В завершающий период вошло производство нового отечественного полнометражного фильма Андрея Кравчука «Викинг». Проект позиционируется как российский ответ одновременно «Игре престолов» телеканала HBO и трилогии «Властелин колец» Питера Джексона. Сюжетной основой послужил материал (sic!) «Повести временных лет». Как говаривал Гоголь, сильно выражается русский народ.

В центре событий ирландско-канадского проекта Европа периода раннего Средневековья, известная походами викингов в Англию, Францию, Италию, ярким фольклором и прелестная, как всякое младенчество. Рагнар Лодброк – легендарная фигура[3], конунг, в течение многих лет регулярно собиравший орды соплеменников и фактически впервые заявивший будущую северную Европу как нового крупного политического игрока.

vikingi-2«Викинги»

Рагнар первым достигает берегов будущей Англии, первым устанавливает дипломатические отношения с тогдашними государствами-гегемонами, первым пытается создать колонии и покорить мир. Завоеватель и мореплаватель, он начинает с походов и грабежей, попутно пытается найти свою нишу среди власть имущих. Ярл, затем конунг, заключает и расторгает союзы, сживает со света врагов, которые охотно сжили бы его самого. Однако от стандартной исторической драмы в стиле привычных сегодня «новых» костюмированных сериалов нынешних телевизионных мейджоров оригинальность проекта отличается, по-видимому, эфирной политикой дистрибьютора History channel. «Я любознателен от природы», – заметит однажды Рагнар. В этой фразе ключ к проекту. Выбрана отнюдь не вымышленная вселенная, не доисторическое прошлое человеческой цивилизации, а раннее, темное, но вполне историческое Средневековье. Выбран главный герой, хотя и легендарный, но жизненные перипетии которого переплетаются с реальными историческими личностями, стоявшими у истоков будущей Европы: короли Эгберт, Элла, Этельвульф и другие.

Первый сезон целиком посвящен возвышению Рагнара среди своих. Искусство мореплавания и навигации – соль зрелища. Постановщики потратили немало усилий для подготовки исторических макетов судов викингов, первых навигационных приборов, макетов жилищ, социальных и религиозных ритуалов тогдашнего норманнского общества. Под стать Рагнару его жена Лагерта-воительница, участвовавшая в походах наравне с супругом. Пока его сотрапезники грабят, герой приглядывается да примечает (вновь влияние History channel) плодородную землю, гораздо более высокий уровень материальной культуры. Утвердиться среди чужих – суть второго сезона. Королю Уэссекса Эгберту Рагнар сделает предложение, от которого тот отказаться пока не в праве, – дать землю норманнским поселенцам, хотя государь тут же потребует в обмен от викингов службу наймитами время от времени. Военное присутствие норманнов оказалось свободно конвертируемой валютой в междоусобицах королевств. Кульминации последнего на сегодня третьего сезона – разграбление Парижа – предшествовала цепь неизбежных стратегических побед и поражений набирающегося опыта крупного игрока. Когда в услугах наемников надобность отпала, Эгберт истребляет поселенцев. Тогда Рагнар сосредоточивает внимание на Париже, городе, славящемся своим богатством и неприступностью, хотя по опыту прежних сезонов очевидно: не золото манит конунга.

Как только речь заходит о дипломатических интригах и куртуазной культуре, незримое присутствие Хёрста ощущается специфическим образом. Впрочем, эротизм «Тюдоров» и «Борджиа» сменяется здесь натурализмом батальных сцен и прагматикой скрупулезно выверенного мира средневековых вещей. А что не сменилось – драпируется, насколько это возможно.

vikingi-3«Викинги»

Не оставили в стороне создатели проекта и res sacer – религиозный вопрос. Походы викингов среди прочего – это духовная коммуникация культур (к которой так стремился Рагнар), где религия занимает основное место. Рагнар считает себя потомком Одина. Бог (правильно – ас) навещает даже вторую супругу конунга принцессу Аслауг и излечивает его сына Ивара Бескостного, также легендарного конунга. Кросскультурные процессы начинаются с разграбления монастырей, а завершаются невольными раздумьями Рагнара о значении христианского Бога в этом новом мире.

В проекте уделено внимание «поэтике религии». Герои нередко видят богов-асов, знаки их присутствия (ворон, странник – символы Одина). Рагнар советуется с богами, принцесса Аслауг и вовсе – вёльва (пророчица), дочь мифического героя Сигурда. Впрочем, вновь под влиянием, видимо, эфирной политики History channel, видениями герои не ограничиваются. Христианство средневековой Европы – тот универсальный божественный состав, который тогда мог служить основой для лепки любых форм устройства духовного и общественного. Для усиления коммуникативной составляющей вводится даже отдельный персонаж – монах Эдельстан, которого Рагнар захватил в первом походе, ставший его провожатым в мир единого Бога. Невольное противостояние христианина Эдельстана и слепого Провидца – временно. В сериале то тут то там возникают рефлексии героев о релевантности исторического процесса. Эгберт, показывая Эдельстану римскую скульптуру и фрески, найденные под ногами нынешних обитателей Уэссекса, замечает вскользь, что средневековые люди потеряли больше, чем обрели. Однако Эдельстан в чужих землях наконец обретает Бога, примиряется с судьбой и оставляет материальную культуру вместе со всем земным обитателям «круга земного». Так что средневековый человек, быть может, приобрел все же больше, чем потерял, но из другого истока. Медленное, но неумолимое вторжение северян в пока чуждый для них мир представлено создателями проекта в двух, опять-таки вполне типичных для рубежа античной и средневековой цивилизаций, образах «града земного» и «града Божьего» Аврелия Августина: геополитические и военные вопросы – обратная сторона строительства духовной и материальной культуры будущей западной цивилизации.


«Викинги»
Vikings
Автор сценария Майкл Хёрст
Режиссеры Кен Джиротти, Киаран Доннелли, Джефф Вулнаф, Йохан Ренк, Кари Скогланд, Келли Макин, Хелен Шейвер
Операторы П.Дж.Диллон, Джон С. Бартли
Художники Том Конрой, Марк Джирати
Композитор Тревор Моррис
В ролях: Трэвис Фиммел, Клайв Стенден, Густаф Скарсгорд, Кэтрин Уинник, Джордж Благден, Джессалин Гилсиг, Мод Хирст, Алисса Сазерленд, Джефферсон Холл, Александр Людвиг и другие
MGM, OctagonFilms, Take 5 Productions
Ирландия– Канада
2013– …


[1] 12 фактов о сериале «Викинги».

[2] ‘Camelot’ Season Two Not Going Ahead. // The Irish Film & Television Network. 

[3] Стурлуссон С. Круг земной. М., «Наука», 1980, с. 11–38.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Кто на кого смотрит

Блоги

Кто на кого смотрит

Зара Абдуллаева

«Воспоминания смотрят на меня» (Memories Look at Me в английском переводе) китайской актрисы, режиссера Сун Фан были показаны на лучшем у нас фестивале «2-in-1». В Локарно этот фильм успел получить приз за дебют, ответив за главный тренд текущего времени: отменить или отрефлексировать границы между игровым кино и неигровым. Сун Фан играет в этих «Воспоминаниях...» себя. Ее родители, брат, жена брата, племянница тоже снимались в собственных ролях.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«Меридианы Тихого-2014» определились с датами

06.11.2013

XII Международный кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого» пройдет с 13 по 19 сентября 2014 года в городе Владивостоке. «Сроки кинофестиваля выбраны, в том числе, с учетом дат Венецианской биеннале. Отбор фильмов в конкурсную и внеконкурсные программы уже начался, в дирекции сейчас порядка семидесяти работ. Кроме того, идет переписка, мы начинаем вступать в переговоры с потенциальными членами жюри следующего кинофестиваля» — рассказал программный директор МКФ стран АТР «Меридианы Тихого» Юрий Гончаров.