Аутсайдер внутри каждого из нас. «Ради Спока», режиссер Адам Нимой
- Блоги
- Нина Цыркун
В программе традиционного осеннего Амфеста участвует документальный фильм Адама Нимоя «Ради Спока» о его отце Леонарде, которого сын называет «ренессансным человеком». Действительно, Нимой отличился не только в кино, но и в театре, а еще был поэтом, овладел искусством фотографии, мог сложить забор из кирпича и записал пару альбомов. Один из его песенных хитов – «Баллада о Бильбо Бэггинсе» звучит в фильме. С подробностями – Нина Цыркун.
Около десяти тысяч человек вложили свои деньги в проект Адама Нимоя «Ради Спока», собрав свыше шестисот тысяч долларов. Наверное, для любителей «Звездного пути» в этом фильме наберется немного открытий. Им, вероятно, было известно, что Нимой в детстве подсмотрел в синагоге жест, который в будущем предложил сделать приветствием вулканцев «Живи долго и процветай!». Но фанаты-треккеры, заполнившие московский кинозал, так радостно реагировали на каждое появление на экране Леонарда Нимоя, так часто аплодировали и так бурно выразили свой восторг по окончании сеанса, что стало понятно: «Ради Спока» – это настоящий подарок не только тем, кто хочет по первости узнать подноготную иконы поп-культуры, но и ушлым знатокам.
Адам, сын Леонарда с одобрения отца задумывал картину как историю «Звездного пути» в связи с пятидесятилетием медиафраншизы, но в ходе работы, в феврале прошлого года отец ушел из жизни, и картина превратилась в оммаж ему, выстроенный по простой схеме – как биография и хронологическая история творческого пути с привлечением home video, фотографий, воспоминаний родных и коллег, фрагментов фильмов и шоу с участием главного героя.
Остроту рассказу придает сквозная линия сложных отношений отца и сына, отчасти повторяющая отношения Леонарда с собственным отцом. Но в этой противофазе наметилась обратная перспектива: Леонард видел причину отчуждения в том, что его безвестный отец-парикмахер никогда не зарабатывал столько, сколько звездный сын и, вероятно, мучился своей неуспешностью. Адам же, с детства лишенный внимания вечно занятого родителя, хоть и занялся любимым делом и теперь прочно стоит на ногах, но слава его слишком тускла… Фильм, возможно, послужил инструментом психологической аутотерапии. А доминантой в этом мотиве стал акт примирения – письмо Леонарда, адресованное освободившимся от чрезмерных трудов и переборовшим алкогольную зависимость отцом – сыну, переборовшему другую болезненную зависимость.
Как бы то ни было, самое ценное в этом фильме – то, что Леонард говорит о своей актерской работе. Фильм начинается с его признания: «Я не самый быстрый, не самый умный, не самый образованный, но я сумел остаться самим собой». Чем Леонард Нимой и гордился. Характер определил его судьбу, опора на свои силы помогла выстроить собственные координаты творчества. Он называет священное для многих актеров имя Лона Чейни, за которым закрепилось определение «Человек с тысячью лиц», и добавляет: «Я такой же». Это признание может звучать неожиданно для зрителей, привыкших ассоциировать Нимоя с одним персонажем – остроухим инженером Споком. Но когда на экране мелькают фотографии актера в многочисленных и совершенно непохожих ролях на сцене внебродвейских театров (в том числе Тевье в «Скрипаче на крыше»), начинаешь представлять себе реальный масштаб актера, обладавшего еще и режиссерским чутьем.
«Ради Спока»
Мало того, что он поставил два фильма «Звездного пути» и еще пару кинолент – играя сам, он видел себя со стороны и одновременно себя режиссировал, по крупицам собирая свое добро там, где его находил. Вот Гарри Белафонте, четверть часа неподвижно стоящий на сцене с опущенными рукми, поет, затем вдруг делает резкий жест – и публика взрывается аплодисментами. Исполнитель роли «деревянного» Спока использовал тот же трюк – и вызвал такой же эффект.
«Ради Спока»
Уильям Шетнер, которому было обещано, что он сыграет главную роль капитана Джеймса Тиберия Кирка, быстро обнаружил, что Спок становится ничуть не менее главным. И не постеснялся пойти к продюсеру-криэйтору Джину Родденберри с жалобой. Тот ответил буквально так: «Я тебе одну умную вещь скажу, только ты не обижайся. Спок нравится зрителям, значит, им нравится наш фильм, а ведь мы этого и хотели». Шетнеру нечем было крыть. «Звездный путь» определил актерский триумвират: эмоциональный, знергичный капитан Кирк, предельно рациональный Спок, остроумный циник доктор Боунс МакКой. Имея в распоряжении лишь угольные брови вразлет и торчащие уши, Нимой создал культовый образ.
Весной на московской премьере последней ленты франшизы «Звездный путь. Бесконечность», снятой уже без его участия, собрались треккеры, одетые в костюмы персонажей, и большинство из них, в том числе девушки, были Споками. Джей Джей Абрамс, тоже с детства треккер, в 2009 году возродивший вроде бы безнадежно канувший в прошлое проект, объяснил в фильме тайну особой популярности Спока так: Нимою удалось акцентировать аутсайдерство, а в каждом из нас – по меньшей мере, из тех, кто учился в школе – живет отщепенец, изгой, и он-то и откликается на экранное свое отражение.