Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Дегримминализация Белоснежки - Искусство кино

Дегримминализация Белоснежки

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» была опубликована ровно двести лет назад. Возможно, ее сюжет с победой светлого начала над черным мраком злого колдовства в какой-то мере отразил переход от темных веков к эпохе Возрождения. Кроме того злая мачеха, забравшая в свои руки власть в королевстве, была отголоском матриархата, закрепившимся в европейском фольклоре, пересказанном учеными Вильгельмом и Якобом Гримм.

Лихорадочная активизация интереса именно к этой сказке теперь (напомню: только что на экраны вышла «Белоснежка и месть гномов» — она же Mirror Mirror — Тарсема Сингха с Лили Коллинз, которая не прошла кастинг на версию «Белоснежка и охотник» — требования, видно, были высоки) тоже отголосок, но уже современного установления матриархального начала в европейских и (постольку поскольку) в российском обществах. Мужчины, низведенные до гномов, — красноречивая картинка реального их положения. Забавно, что режиссер-дебютант «Белоснежки и Охотника» Руперт Сандерс выбрал на их роли не «маленьких людей», а актеров обычных пропорций во главе с Бобом Хоскинсом. Мачеха-колдунья Равенна в исполнении Шарлиз Терон — типичная элегантная бизнес-леди, ледяная функционерша, озабоченная только своим бизнесом и с ненавистью гнобящая прежде всего тех особей одного с ней пола, которые могут напомнить о ее собственном жалком прошлом.

Утолив жажду мести мужчинам (возможно, и заслужившим кару в ее случае, раз уж она, по ее словам, пострадала от своего рода харассмента), Равенна перекинулась на вероятных соперниц и жесткой рукой с железными ногтями умерщвляет юных дев, питаясь их молодой энергией и красотой. Ее безобразный брат Финн (Сэм Спруэлл) — лишь покорная тень Равенны, исполнитель ее приказов и пожеланий, лишенный своей воли. Альтернатива ей — Белоснежка (Кристен Стюарт), которую условный народ считает доброй и справедливой, настоящей наследницей любимого им короля Магнуса. То есть, век женщин на троне так или иначе продлится, а что касается участи народа, тут уж как повезет. Во всяком случае конкурента у будущей королевы нет, потому что принц из сказки братьев Гримм превратился в сценарии Ивэна Догерти, Джона Ли Хэнкока и Хуссейна Амини всего лишь в аристократа без королевских кровей Уильяма (Сэм Клафлин), друга ее детства и паладина-спасителя. Охотник же сильно помолодел в силу того, что продюсерам душевно полюбился актер Крис Хемсворт в качестве бога грома Тора, которому и довелось сыграть заглавную роль. Но он на руку принцессы, а равно и на трон не претендует.

История сказки, не уложившаяся в экранный формат длительности и не предусмотревшая пространство для развития характеров, нашла искусственное расширение в виде военного экшна, где севшая на коня девица Белоснежка превращается в подобие Жанны д’Арк в исполнении Миллы Йовович, которую Охотник натаскивает по части боевых искусств. Режиссер не пощадил актрису и в числе прочих испытаний на тернистом пути через зачарованный лес заставил бедняжку, к примеру, ползти по узкой канализационной трубе, кишащей самыми настоящими живыми крысами. Таким образом, она полновесно проходит обряд инициации, вообще-то предназначенной юношам, но поскольку у нас тут силен мотив матриархата, то и на принцессу может быть распространен. Камера Грега Фрайзера подолгу следит за тем, как команда засланных в тыл неприятеля гномов справляется с поворотным колесом, чтобы открыть ворота города армии повстанцев. И с особым вниманием — за ландшафтом зачарованного леса с гигантскими глазастыми грибами, то пропитанного злом черной магии, то освещенного прелестью, дарованной феями и эльфами. Собственно, природный ландшафт и природный замок суть главные герои фильма, через которых ведется повествование. Процесс обескровливания страны и народа под властью вампирессы Равенны иллюстрируется не бедностью и жалостным истощением людских ресурсов, а впечатляющим визуальным омертвением окружающей среды, руинизацией, преобладанием сухостоя и кроваво-красного цвета флагов на фоне общей обесцвеченности.

Сказка, предназначавшаяся братьями Гримм для семейного чтения, приобрела явно политический смысл. Одержимые личным бессмертием диктаторы, узурпаторы власти, даже с помощью чернейшей магии не могут жить вечно. Жаль только, что за отпущенные им годы они успевают превратить цветущее королевство в кладбище.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Чтобы ткань города усложнилась

21.09.2015

В Москве прошел фестиваль современного документального кино о городе и человеке «Центр». Главная идея фестиваля в формировании города как культурного кластера, в котором люди учитывают интересы друг друга. Корреспондент Агентства социальной информации поговорил с одним из членов жюри фестиваля, культурологом и главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем о том, какую роль играют гражданские инициативы в создании культуры города, каких культурных пространств не хватает столице и могут ли москвичи создать собственную городскую культуру.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Объявлены итоги второго конкурса сценариев «ЛИЧНОЕ ДЕЛО»

10.01.2013

Журнал «Искусство кино» завершил проведение конкурса сценариев полнометражных игровых фильмов, под девизом «Личное дело», который мы осуществили при поддержке Фонда «Финансы и развитие». Всего в конкурсе участвовали 794 сценария из 19 стран. Комиссия экспертов, в которую входили кандидат искусствоведения Зара Абдуллаева (автор пяти книг о кино), кандидат искусствоведения Кристина Матвиенко (преподаватель курса современной драматургии во ВГИКе) и Алексей Медведев (создатель фестиваля «2morrow» и «2 в 1», критик, переводчик, арт-директор других отечественных кинофестивалей), отобрали: