Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Бонд не умрет никогда - Искусство кино

Бонд не умрет никогда

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Пятьдесят лет в строю. Все люди доброй воли отмечают полувековой юбилей экранного Джеймса Бонда, в честь которого и снята 23-я картины бондианы «007: Координаты «Скайфолл», вышедшая 26 октября в российский прокат.

Не могу удержаться, чтобы не начать с описания одного кадра – не бойтесь спойлера; в «Скайфолле» столько значимых кадров и столько слоев смыслов, что вам будет что посмотреть без скуки. Так вот, картинка такая: раненая М (Джуди Денч) на руках Бонда.

Буквальная иконография пьеты – сцены оплакивания Христа, только действующие лица поменялись местами. Плакать надо над той, что является и символом матери-королевы, и олицетворением Британии. Картинка читается просто: родина-мать в опасности, она жива, пока пребывает в столь надежных руках, но ведь всему свой час.

И вот Дэниел Крейг оборачивается и, глядя прямо в камеру, чуть фирменно по-бондовски прищуривает глаз, словно говоря нам: «Ребята, мы, конечно, понимаем, что переборщили, простите за пафос, но ведь это только шутка». Шутка, конечно, но в ней лишь доля шутки, как во всем этом фильме – внешне легком, динамичном (оператор Роджер Дикинс работал с режиссером Сэмом Мендесом на «Дороге перемен» и «Морпехах»), но наполненным и грустью, и драматизмом, и иронией, напоминая историю «Темного рыцаря», которую в 1986 году его создатель Фрэнк Миллер начал сочинять, а потом Кристофер Нолан снимать в трагическом ключе.

007

За полвека жизни экранного Бонда, к которой надо добавить еще десяток лет жизни в литературе, он доказал, что не зря сравнивал себя на страницах «Голдфингера» со святым Георгием, солдатом и образцом рыцарства, патроном Англии. Бонд родился на развалинах империи, когда победоносная война обернулась для Британии потерей колоний, и к тысячам вернувшихся с войны неприкаянных ветеранов прибавилась армия вчерашних майоров и полковников колониальной службы, воспетых Киплингом и типизированных Агатой Кристи. Йен Флеминг сам был из тех, кого демобилизация вышибла из седла, кому тоже нужно было утешение и уверение в том, что его личное достоинство и достоинство нации по-прежнему на высоте. И он придумал героя, которого хотел видеть универсальным шпионом. А шпион, как писал Мераб Мамардашвили, это внутренний эмигрант: он живет вместе со всеми, все видит, за всем наблюдает, а при этом сам по себе, всем чужой.

Шпионы – это еще особая каста, связанная узами товарищества, а потому самая болезненная тема для них (не считая, конечно, неблагодарности родины-матери и бюрократизма начальства, да это не обсуждается) – предательство. Может, Йен Флеминг и умер-то в 1963 году от инфаркта потому, что не выдержал разоблачения хорошо знакомой ему «Кебриджской пятерки». Неслучайно М как-то сказала: «Как я скучаю по холодной войне!». Это не значит, что она такая кровожадная. Просто в те времена ясно было, где друзья, где враги, а теперь все перемешалось, и друг может оказаться вдруг совсем не другом.

В «Скайфолле» сюжет тоже держится на предательстве, как не раз в бондиане, и у порядком омерзительного Сильвы (Хавье Бардем) есть свои резоны мстить «мамочке» М, но они абсолютно неприемлемы для Бонда, невольника чести. Предательство несовместимо с его кодексом поведения, поэтому он так болезненно реагирует на прозвучавшее из уст чужого человека слово «Скайфолл» – название его родового замка. Там лежат в земле его погибшие (как у будущего Бэтмена) родители, и мальчик Джеймс (как будущий Бэтмен) после их смерти спустился в подземный лабиринт замка, будто в пещеру, выдолбленную в горной породе, и через два дня вышел оттуда мужчиной, в одиночестве пройдя инициацию как истинный культурный герой. Как почти сакральная личность, чье хобби, как он сам сформулировал, «воскресать».

Очень удачно выразился Дэниел Крейг: «Бонд всегда такой, какой нужен». Речь не о конъюнктуре; речь о миссии. Бонд даже может предвосхищать или (кто знает) провоцировать события – как, например, случилось с «Лицензией на убийство». Не успела эта история про то, как Бонд расправился с циничным колумбийским негодяем-наркобароном, выйти на экраны, как в декабре того же 1989 года США организовали свержение панамского диктатора и наркобарона Норьеги.

007-skyfall-01

Сэм Мендес, как хотел он сам и вся команда во главе с наследницей дома Брокколи продюсером Барбарой Брокколи, со сценаристами Нилом Первисом, Робертом Уэйдом и Джоном Логаном, поставил лучший фильм бондианы – самый стильный и самый многозначный, а еще можно сказать – самый английский, сделанный почти по заветам мэтра Хичкока: если Стамбул, то погоня ведется на Гранд-Базаре, если Шанхай – схватка снимается как китайский театр теней, если Макао – герои встречаются в казино, а в Лондоне все время идет дождь. Как если бы репортаж оттуда вел советский корреспондент времен холодной войны.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Кому в России нужно общественное телевидение

Колонка главного редактора

Кому в России нужно общественное телевидение

04.08.2011

Анна Качкаева. Самое время, в межсезонье, поговорить о вечных ценностях и вечной теме – кому нужно общественное телевидение? За чей счет может быть реализована эта идея? И вообще разговор об общественном телевидении – это мода накануне очередных выборов или все-таки необходимость? Об этом мы сегодня и поговорим с моим гостем, который концептуально подходит к вопросу. Социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей сегодня со мной в студии.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Архив Андрея Тарковского будет выставлен на аукционе Sotheby's

07.11.2012

Коллеция режиссера, включающая в себя письма, аудиозаписи и фотографии, как ожидается, будет продана на аукционе «Сотбис», сообщает британская газета Guardian. Руководитель «Сотбис» Стивен Роу (Steven Roe) полагает, что архив дает удивительную возможность заглянуть во внутренний мир русского режиссера, чьи картины входят в многочисленные рейтинги «всех времен и народов». В частности, в нем есть блокноты с разборами, кадр за задром, созданных фильмов, черновики письма Брежневу и многие другие материалы.