Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Бродвей – Голливуд. Гвен Вердон - Искусство кино

Бродвей – Голливуд. Гвен Вердон

  • Блоги
  • Дмитрий Комм

О голливудских приключениях одной из самых ярких бродвейских звезд – принцессы, клоунессы и гениальной танцовщицы – рассказывает Дмитрий Комм.


Современный бродвейский хореограф Чет Уолкер однажды заметил: «Мы любим бродвейских звезд не за то, что они умеют все на свете, но за тот шик, с которым они это все-на-свете делают». За годы своего существования Бродвей выработал особую концепцию звезды, радикально отличающуюся от голливудской. Звезда Голливуда – это инструмент маркетинга, орудие продвижения фильма к зрителю. Голливудская звезда может быть хорошим актером, а может не быть актером вообще – это не имеет принципиального значения. Аль Пачино и Арнольд Шварценеггер были в 80-е годы голливудскими звездами, однако, имя Шварценеггера в качестве приманки для публики значило куда больше, чем имя Пачино, а потому именно он являлся самым высокооплачиваемым голливудским исполнителем того времени. Звезда Бродвея – это универсальный энтертейнер, сочетающий пение, танец и актерскую игру одновременно, и способный даже посредственное шоу сделать привлекательным для публики за счет индивидуального мастерства. Иными словами, бродвейская звезда – сама по себе шоу. А когда она встречается на сцене с не менее одаренным режиссером и хореографом – тогда и рождается то, что в Америке называют Broadway Magic.

Архетипической бродвейской звездой была Гвен Вердон – легендарная актриса и танцовщица, обладательница четырех премий «Тони», любимая исполнительница сразу двух классиков американского мюзикла: Джека Коула и Боба Фосса. Именно для нее написана роль Рокси Харт в «Чикаго», равно как и роль Милой Черити в одноименном спектакле. На Бродвее говорили: «Если вы режиссер, и у вас в спектакле есть Гвен Вердон, вам нужно помнить о двух вещах: во-первых, держать ее на сцене как можно дольше; во-вторых, не забыть получить поздравления за гениальную режиссуру».


Гвен Вердон исполняет номер из спектакля Redhead (1959). Режиссер и хореограф – Боб Фосс

Гвен, родившаяся в актерской семье, выступала на театральной сцене с шести лет, а в одиннадцать даже удостоилась эпизодического появления в фильме Джозефа фон Штернберга «Король уходит» (1936). Но ее подлинный взлет начался с того момента, как она попала в труппу великого и ужасного Джека Коула. Основоположник театрального джазового танца был известен жестоким отношением к исполнителям и любил говорить: «Я должен их сначала уничтожить, чтобы потом создать из них танцовщиков». Попасть к нему в обучение было все равно, что отправиться на фронт: если выживешь, станешь либо героем, либо калекой.

Гвен стала героем. Она мужественно вытерпела многочасовые садистские тренинги Джека Коула, ставившего целью переделать всю пластику танцовщиков под его собственный уникальный стиль, и превратилась в его любимую звезду и ассистентку на протяжении семи лет. Другая ученица Коула, актриса Митци Гейнор вспоминала: «Мы все завидовали тому, как танцевал Джек. А сам Джек завидовал Гвен, потому что она исполняла его хореографию лучше, чем он сам, да еще на каблуках!»

«Джек знал все на свете, был настоящей ходячей энциклопедией, – говорила сама Гвен Вердон впоследствии. – Он действовал так: хочешь танцевать джаз? – изучи сначала индийские танцы; хочешь отбивать чечетку? – выучи сперва фламенко. Каждый день мы узнавали что-то новое, прямо как студенты в университете».

Гвен Вердон исполняла сольные партии в большинстве танцевальных номеров, поставленных Коулом в Голливуде. Он всегда выдвигал ее вперед, словно пытаясь сказать голливудским боссам: посмотрите же, болваны, как она хороша!


Гвен Вердон исполняет псевдоегипетский танец в фильме «Давид и Вирсавия» (1951). Хореограф – Джек Коул

Но «болваны», разумеется, ничего не заметили, кроме того, что Гвен не обладает голливудской внешностью. Она, впрочем, никогда и не строила иллюзий насчет кинокарьеры, больше интересуясь театром. Тем более, что на Бродвее в те времена учеников Коула брали в спектакли едва ли не без прослушиваний – всем было известно, что человек, прошедший эту школу, на сцене может делать все.

komm-gwen verdon-lgЗвездой Бродвея Гвен Вердон стала в 1953 году, благодаря спектаклю Майкла Кидда «Канкан», в котором она сыграла роль Клодин. Это была роль второго плана, и ситуация казалась невыигрышной для Гвен, учитывая, что главная звезда шоу, французская актриса Лило, чувствуя, что радикально уступает партнерше в мастерстве, потребовала сократить ее сцены. В итоге у Гвен остались только полдюжины реплик и два больших танцевальных номера – индийский танец и джазовый балет «Райский сад». Но даже в этих условиях она сумела произвести настоящий фурор. На премьере, после номера «Райский сад», шоу вообще пришлось остановить, потому что публика устроила стоячую овацию, скандируя: «Мы хотим Вердон!» Гвен, которая к этому времени уже ушла в со сцены, сняла грим и костюм и завернулась в банное полотенце, пришлось прямо в таком виде вернуться и исполнить на бис свой танец Евы, отведавшей запретный плод; причем, легкость ее наряда только подчеркивала сексуальность танца. Публика и критики были в экстазе. За «Канкан» Гвен получила свою первую премию «Тони». (На иллюстрации выше: Гвен Вердон в номере «Райский сад» из шоу «Канкан»)

Далее была встреча, которая определила всю ее последующую жизнь. На спектакле «Чертовы янки» (1955), Гвен впервые работает с молодым, но уже очень популярным хореографом, также обладателем премии «Тони» Бобом Фоссом. «Чертовы янки» повествовали о человеке, который продает душу дьяволу, чтобы вернуть молодость и сыграть за свою любимую бейсбольную команду. Однако дьявол не собирается выполнять свои обязательства и вызывает сексуальную демоницу по имени Лола и с сильным европейским акцентом (привет, Лола-Лола из «Голубого ангела»), которая должна соблазнить незадачливого героя и помешать ему тренироваться. Музыкальные номера, поставленные Фоссом в этом спектакле, моментально обрели культовую славу и принесли ему и Гвен очередные «Тони» (к концу жизни они могли эти премии мариновать в бочке, как огурцы).

Экранизация «Чертовых янки» не замедлила последовать в 1958 году, причем – что редко бывает в Голливуде – почти весь состав спектакля оказался и на съемочной площадке. (Благодарить за это следует продюсера фильма Стэнли Донена, также выходца с Бродвея, прекрасно понимавшего, что нельзя заменять оригинальных исполнителей на третьесортных, по бродвейским меркам, голливудских звезд.) Соответственно Гвен повторила свою роль сексуальной демоницы Лолы, а Боб Фосс опять выступил в качестве хореографа.

Гвен не была великой драматической актрисой, но ее озорная, хулиганская манера сочетать в своих ролях элегантность и вульгарность, дерзость и уязвимость сражала публику наповал. Принцесса, шлюха и клоун, одновременно живущие в одном маленьком, хрупком теле, – такова типичная героиня Гвен Вердон.


Знаменитый танец соблазнения из «Чертовых янки». Хореограф – Боб Фосс

Центром и спектакля, и фильма стал поставленный Фоссом номер соблазнения на песню Whatever Lola Wants, также обретший международную популярность. Это был первый в истории голливудских мюзиклов стопроцентно бурлескный номер – акт стриптиза, проще говоря. Начинавший свою карьеру в качестве танцовщика в ночных клубах Чикаго, Боб Фосс никогда не упускал возможности привнести в свои номера разухабистую, сексуально раскованную атмосферу подобных заведений, а мастерство и харизма Гвен придали его провокационным номерам особый шарм. Эти двое идеально подходили друг другу. Причем, не только на сцене – что стало очевидным для всех, когда в 1960-м году у них родилась дочь Николь.

Но еще раньше, в 1959 году, получив приглашение сыграть главную роль в спектакле «Redhead», Гвен ставит категорическое условие: Боб Фосс должен стать не только хореографом, но и режиссером шоу. «Боб – мой режиссер, я не стану работать ни с кем другим!» – категорически заявила она. И продюсеры спектакля были вынуждены согласиться. Именно благодаря Гвен началась режиссерская карьера будущего обладателя «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви», одного из самых знаменитых американских режиссеров в кино и театре. «Я ведь к тому времени не поставил самостоятельно еще ни одного шоу, – говорил позднее Фосс своему биографу Кевину Бойду Граббу. – Но Гвен верила в меня безгранично. В общем, мне пришлось работать изо всех сил, чтобы не обмануть ее ожидания. И так всю жизнь».


Два танца, поставленные Бобом Фоссм для Гвен Вердо в телешоу Боба Хоупа (1968)

Что до Гвен Вердон, то она выполнила свое обещание. С «Чертовых янки» и до конца дней своих, она не работала ни с одним другим режиссером или хореографом, став для Фосса и женой, и штатной музой одновременно. На протяжении почти двадцати лет она исполняла главные роли в большинстве его спектаклей, вплоть до «Чикаго» (1975), выступала в качестве ассистентки на всех его мюзиклах в кино (часто без указания в титрах), а также была звездой большинства его номеров, поставленных на телевидении. И хотя с начала 70-х годов они уже не жили вместе, их сотрудничество не прекращалось до самого последнего дня жизни Боба Фосса; он в прямом смысле слова даже умер у Гвен на руках. Это был самый знаменитый и творчески продуктивный тандем «режиссер – актриса» за всю историю Бродвея.


Боб Фосс и Гвен Вердон в фильме «Чертовы янки»


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Чтобы ткань города усложнилась

21.09.2015

В Москве прошел фестиваль современного документального кино о городе и человеке «Центр». Главная идея фестиваля в формировании города как культурного кластера, в котором люди учитывают интересы друг друга. Корреспондент Агентства социальной информации поговорил с одним из членов жюри фестиваля, культурологом и главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем о том, какую роль играют гражданские инициативы в создании культуры города, каких культурных пространств не хватает столице и могут ли москвичи создать собственную городскую культуру.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Национальное общество кинокритиков США выбирает «Любовь»

06.01.2013

Триумфальное шествие картины Михаэля Ханеке по планете продолжается. Драма «Любовь» стала лучшей картиной 2012 года по итогам голосования Национального общества кинокритиков США. «Любви» присуждены также и две других награды: за режиссуру (Михаэлю Ханеке) и за исполнение главной женской роли (Эмманюэль Риву).