Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Дизайн и пейзаж - Искусство кино

Дизайн и пейзаж

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

На фестивале австрийского кино показали дебют Даниэля Хёсля «Солдат Жаннетт» – хит прошлогоднего Роттердамского фестиваля (премия «Тигр» за лучший фильм). О том, что может в нем поразить или отвратить публику, Зара Абдуллаева.

Удивительно в этом дебюте беззастенчивое обращение с банальной сюжетной схемой и перфектные картинки. Прямой взгляд на приметы, фактуру венской буржуазности, а также на убогую рутину жизни на ферме, расположенной в красивой горной местности, завораживает режиссера, склонного к визуальным контрастам. Этого насмотренного, профессионально уверенного дебютанта тешат больше всего визуальные эффекты (или аффекты). Поэтому ему нет нужды лепить характеры – достаточно их обозначить, сделав «объектами современного искусства». И вставить в параллельные миры, которые он пересекает по сути банально, а по картинке и мизансценам резко и саркастически, демонстрируя разнообразные умения своего взгляда на австрийскую столицу и провинцию.

Плоскостное изображение венской части картины, в которой фигурирует немолодая Фанни (Йоханна Орсини-Розенберг), экстравагантная особа в брендовых пальто, сменяется пейзажами, подернутыми туманом, заполненными живописным лесным массивом и механизированной животноводческой фермой, где томится молодая Анна (Кристина Райхсталер) в грязных резиновых сапогах.

Soldate-Jeannette-2
«Солдат Жаннетт»

Два этих мира (Шапиро) Хёсль снимает без иллюзий относительно «богатых и бедных», интересуясь исключительно способом, ракурсом съемки. Крупные планы, фронтальные мизансцены, внимание к деталям (например, камера ловит на прилавке пальцы хозяина бутика, которые украшены перстнями и кольцом с магендовидом) венской части сняты в эстетике дизайна, частью которого является Фанни. Поэтический или брутальный реализм фермерской части, напротив, отсылает к парадокументальному кино. В любом случае для Хёсля эстетика – мать анархической Фанни и мачеха замотанной или даже забитой Анны.

Свободная от рабочих будней Фанни шляется по бутикам, оставляет там тысячи евро, а на улице бросает драгоценные пакеты в мусорный бак. Заглядывает она от нечего делать и в кинотеатр, где на экране лицо дрейеровской Жанны, а в зале Фанни громко храпит. Зато она исправно посещает занятия боевых искусств (не под «ником» ли солдата Жаннетт?) и отдается косметическим процедурам, массажу. Особое удовольствие режиссеру доставляет съемка «телесности», когда на экране чьи-то сильные руки месят мышцы спины, заполнившей экран, стройной Фани с грубым лицом, а точнее, обликом героини северных саг. Живет Фани в отменной буржуйской квартире, но за аренду не платит – решение, видимо, принято, и ее оттуда выгоняют, сменив замок. Заполучив в банке мешок денег, она отправляется в «никуда». Но билет в поезде не покупает. Этот эпизод Хёсль решает «рафинированно»: на экране красуются извилистые рельсы, озвученные за кадром диалогом вежливого кондуктора с высокомерной Фанни, отказывающейся платить и называющей адрес своей подруги в Цюрихе, которой она задолжала, но отдавать жалкие для нее двести тысяч тоже не желает. Наверное, просто устала от денежных операций и перемены, смены одежды, особенно платьев, пальто.

Soldate-Jeannette-3
«Солдат Жаннетт»

Деньги, взятые в банке перед отъездом прочь из Вены, Фанни сжигает ночью, разведя костер в лесу, и попадает на ферму. Ее там привечают. Она помогает по хозяйству, одетая затрапезно, что ей очень к лицу. Когда же с любовником, простолюдином-хамом, Анны она режется в карты, девушка с фермы украдкой меряет дизайнерское платье столичной штучки. Фанни, конечно, увидав примерку, это черное маленькое платье дарит простушке и увозит ее с постылой фермы. Теперь в «никуда» отправляется Анна. Фанни возвращается на ферму, на свежий воздух, но дальше спойлеры запрещены.

Soldate-Jeannette-5
«Солдат Жаннетт»

Недоумение по поводу этого опуса или приязнь, которое может вызвать столь кинематографически отточенный дебют, связаны с решением режиссера свести к сатирическому плакату содержательные коллизии товарно-денежных отношений. Но не только. Он веселится, демонстрируя, что богатые склонны к авантюризму с упертой самоотдачей, а бедняки неизменно мечтают вырваться из грязи в красивую жизнь, которая их пока, как Фанни, не утомила. Очень нехитрая мысль. Зато картинки впечатляют, потому что Хёсль уверен, что кино – это (avant tout) изображение.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На 4-м «Краю Света» победил «Корабль Тесея»

30.08.2014

29 августа в городе Южно-Сахалинск завершился IV международный кинофестиваль «Край Света». Интернациональное жюри, председателем которого выступил режиссер Вадим Абдрашитов, распределило награды следующим образом: Лучший фильм: «Корабль Тесея», режиссер Ананд Ганди (Индия) Лучший режиссер: Леван Когуашвили, фильм «Слепые свидания» (Грузия)