Гандикап
- Блоги
- Нина Цыркун
Еще перед майскими праздниками в московском парке искусстве Музеон открылся фестиваль «Summer Times: Кино под открытым небом». Нина Цыркун посетила фильм открытия, которым стала комедия «Долгое падение» режиссера Паскаля Шомея по роману английского писателя Ника Хорнби.
Роман Ника Хорнби «Долгое падение», как и другие его книги, в том числе экранизированные, – легкие, непритязательные истории о том, как перестать волноваться и полюбить жизнь. К ним можно было бы относиться с большим недоверием, если бы не тот факт, что сам писатель воспитывает сына-аутиста, а следовательно, знает, почем фунт лиха, и при этом не теряет оптимизма. В любом случае, такая терапия-light, приправленная английским юмором, гораздо приятнее, чем горькие пилюли или болезненные уколы где-нибудь в зарешеченной психушке, к чему можно приравнять иное гиперреалистичное и/или артхаусное кино. Ну, а насчет действенности сами решайте: надеетесь ли вы излечиться от самоубийственной депрессии по цене не очень толстой книжки или билета в кино.
«Долгое падение», трейлер HD
Вслед за британцами Дэвидом Эвансом и Стивеном Фрирзом, американцами братьями Вайтц, датчанкой Лоне Шерфиг за Хорнби взялся французский мастер ромкома Паскаль Шомей. Режиссер вполне адекватно воспроизвел структуру «Долгого падения» с его мелкой нарезкой по типу Twitter’а: четверка героев в быстром монтажном ритме, короткими репликами наперебой рассказывает о себе и о том, как кто видит соединившие их события.
В канун Нового года четыре незнакомых друг с другом человека, естественно, не сговариваясь, решили покончить с собой, бросившись с крыши лондонского небоскреба Топперс-хаус, излюбленного в среде самоубийц стартового пункта в иную жизнь. То, как каждый из них готовится свершить последний шаг, уже служит почти исчерпывающей характеристикой. Мартин Шарп (Пирс «Бонд» Броснан), бывший ведущий «самого популярного» (если верить ему) утреннего телешоу в Британии, обстоятельно освоившись на местности, желает провести несколько последних минут в комфортном созерцании, потягивая дорогую сигару. Похожая на домработницу, заезженная рутиной тяжкого быта средних лет тетенька со стертым лицом Морин (Тони Коллет) протискивается на крышу как-то бочком в смиренной готовности выждать очередь. Шумная нахальная девица Джесс (Имоджен Путс) не раздумывая мчится прямо к заветной цели. Продавец пиццы, американец Джей-Джей (Аарон Пол) подходит к процедуре без лишней суеты, видя в этом акте нечто возвышенное, роднящее его, скажем, с Вирджинией Вульф.
«Долгое падение»
В действительности, как выясняется, решение героев свести счеты с жизнью особо не оправдано, хоть кое-кто кое-что допридумывает для верности. Быстро становится понятным, что самоубийство, к тому же довольно легко отложенное до следующего праздника – Дня святого Валентина, всего лишь литературный прием – ну да, чтобы на конкретных примерах продемонстрировать, как перестать волноваться и полюбить жизнь. В сущности, нам уже ясно, что явно небедствующий мужчина средних лет, только что вышедший из тюрьмы, где недолго томился по обвинению в сексуальной связи с несовершеннолетней девицей (которая выглядела на все двадцать пять), совсем зря принял такое решение.
«Долгое падение»
Ну развелся, ну потерял работу... А двое детей – разве не повод еще помучиться на этом свете? А Морин, уставшая ухаживать за сыном с церебральным параличом? Неужто вправду она верит в то, что социальные службы окажутся эффективнее, опекая ее сына-инвалида? Джесс, типичная представительница современности, дочь высокопоставленного политика, никак не похожа на романтическую дуру, свихнувшуюся на почве любви к замухрышистому придурку Чезу, которого грех не забыть через неделю. В общем, все это игра со зрителем в поддавки. Потому что каждому из этих лондонцев разного возраста и уровня достатка не так уж трудно найти противоядие против болезненной тяги к самоубийству.
«Долгое падение»
Поворот в сознании происходит в умах членов этого клуба самоубийц, когда до них доходит, как просто вместо той личной цели, для достижения которой надо приложить некие усилия, подменить ее другой – приятной, но имеющей все видимые признаки человеколюбивой самоотверженности, и они дружно кидаются «спасать» Джесс. Далее все происходит также легко и приятно, чему немало способствуют авторы экранизации, например, изрядно растянув каникулы четверки на Канарах, которым в романе уделяется очень скромное место. Зато в романе герои все же много о себе говорят, многое о себе открывают, а мастер ромкомов Шомей хорошо знает, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и дает зрителю вдоволь полюбоваться героями, приручившими смерть, в радужном ореоле океанских брызг на пляже Тенерифе.