Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Хьюстон, у нас проблемы - Искусство кино

Хьюстон, у нас проблемы

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Идущая в российском прокате «Гравитация» Альфонса Куарона решительно встряхнула и перевернула представления Нины Цыркун о космосе.


Две вещи поразили меня больше всего прочего в этом фильме.

Первое, что главная опасность, которая грозит человеку в космосе, – не радиация, не метеоритный дождь, не солнечный ветер, а мусор. Обыкновенные отходы нашей жизнедеятельности, которые носятся в мировом пространстве и могут в любую минуту протаранить самый совершенный космический корабль.

Второе – то, что станция, на которой работали Мэтт Ковальски (Джордж Клуни) и Райан Стоун (Сандра Буллок ), находилась на расстоянии всего шестисот километров от Земли: это примерно, как по прямой от Москвы до Петербурга. Понятно, что станция потому и называется околоземной, но законы там – как в «большом» космосе, и это плохо вяжется с привычными представлениями о космических масштабах, с мельканьем в научно-фантастических книжках каких-то астрономических единиц, парсек и световых лет. А тут всего-то жалкие 600 км… Но в этом околоземелье кроме законов физики действуют свои, внепланетные человеческие нормы отношений. Здесь нет места политике и ложным амбициям, здесь оценивают друг друга по гамбургскому счету, и без тени зависти, с чисто спортивным интересом ветеран американской аэронавтики Ковальски заочно соперничает с российским рекордсменом пребывания в открытом космосе Анатолием Соловьевым.

gravity-1
«Гравитация»

Так что мне, так сказать, space illiterate, «Гравитация» Альфонсо Куарона встряхнула мозги и перевернула систему координат. «Самая высокая мечта» оказалась загаженной ржавыми обломками, а до «звездной страны» рукой подать. И вместе с тем сама картинка одинокой фигурки в скафандре, потерявшей связь с Землей и беспомощно кувыркающейся в мировой бездне, вместе с возгонкой вверх по вертикали навевают ассоциации высокого полета. С помощью этой картинки можно объяснять школьникам классические философские клише типа «заброшенность» или «молчание небес», которое, правда, в данном случае обернулось молчанием Земли.

Слоганом к «Гравитации» могла бы послужить ставшая легендарной фраза, прозвучавшая во время катастрофы с летевшим на Луну «Аполлоном 13»: «Хьюстон, у нас проблема». Собственно, ужас фабульной ситуации в «Гравитации» состоит том, что астронавты перестают слышать голос Земли. Остается, правда, слабая надежда (на ней и будет держаться повествование) на то, что, возможно, Земля их слышит. В этом смысле команде «Аполлона 13» было проще: их действиями руководили по радиосвязи умные ответственные люди; по большому счету, они знали, что идет спасательная операция, и не чувствовали себя «заброшенными» и «оставленными».


«Гравитация», трейлер

В фильме Рона Ховарда 1995 года «Аполлон 13», снятом по книге капитана Джима Ловелла (тоже, кстати, как и картина Куарона, в свое время показанном на Венецианском кинофестивале) сюжет почти целиком исчерпывается катастрофой, не позволившей совершить посадку на Луне. Фильмейкеры понимали, что и так вооружены настоящей драматургической бомбой и не стоит разводить материал побочными подсюжетами. Правильно сделали. Не было тогда ни IMAX, ни 3D, но у меня до сих пор стоит перед глазами лицо Тома Хэнкса в роли Ловелла, ведущего посадочный модуль к Земле и выверяющего угол приземления, от которого зависело благополучное завершение операции, жизнь или смерть.

apollo-13
«Аполлон 13»

«Гравитация» тоже сконденсирована в одной сюжетной линии, но тональность здесь иная. В «Аполлоне», конечно, были свои сентиментальные моменты, но чтобы, как в «Гравитации», вот так пустить по отсеку блуждающую в невесомости слезу, выкатившуюся из глаза Райан и выплывающую на первый план… до такого не доходило. Впрочем, тут это, может, и допустимо, поскольку в центре истории – женщина, хоть и с мужским именем Райан. Имя («Отец хотел сына» – она, стало быть, не очень желанный ребенок в семье) и судьба, связанная с потерей ребенка (навязчивая куароновская тема), даны для характеристики героини, чтобы мы следили за ее космической одиссеей как дорогой к жизни или же к бессознательно желаемой смерти после утраты смысла существования. Подобно гомеровскому герою, Райан теряет своих спутников, попадает в царство мертвых, ее посещают тени друзей, она проводит свой корабль между Сциллой и Харибдой осколков российского спутника и даже слышит голос сирен по радио из дома какого-то китайца, под который готова тихо уснуть, смирившись с невозможностью возвращения. Но, слава богу, мы смотрим голливудское кино…

gravity-2
«Гравитация»


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Дело-то не в таджике...

Колонка главного редактора

Дело-то не в таджике...

05.08.2011

Даниил Дондурей выступил 4 августа в программе радиостанции «Эхо Москвы» «Особое мнение». Читайте запись его разговора о мультикультурализме с Ольгой Журавлевой или слушайте на сайте «Эхо Москвы».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На IV-м ЗМКФ победили «Диалоги» Ирины Волковой

03.06.2014

2 июня в Чите завершился Четвертый Забайкальский международный кинофестиваль. На торжественной церемонии закрытия были вручены следующие призы. Лучшим фильмом IV ЗМКФ признана российская драма «Диалоги» режиссера Ирины Волковой. Приз за лучшую мужскую роль был вручен Максиму Суханову («Роль»), за лучшую женскую роль – Жюльетт Бинош («Камилла Клодель, 1915»). Приз за лучший сценарий получили южнокорейцы Хван Чжо Юн и Чанг-мин Чо («Маскарад»). Лучший режиссер – Мишель Гондри («Пена дней»). Специальный приз жюри – операторская  работа Сергея Мачильского в фильме «Зеркала». Эта же картина Марины Мигуновой получила и приз зрительских симпатий.