Красное и синее. «Первый мститель. Противостояние», реж. Энтони Руссо, Джо Руссо
- Блоги
- Нина Цыркун
На большие экраны выходит очередной супергеройский боевик "Первый мститель. Противостояние". Новый виток приключений, сотрясающих параллельную Вселенную Marvel Studios, детально изучила Нина Цыркун.
"Бэтмен против Супермена. На заре справедливости" дал настройку: теперь мы будем следить не столько за борьбой супергероев против суперзлодеев, сколько за распрями между самими супергероями. В фильме братьев Руссо "Первый мститель. Противостояние" их разделила директива властей: либо запишитесь в нашу гвардию, либо идите лесом. Логично, что Тони Старк/Железный человек (Роберт Дауни-мл) подписал соглашение с правительством. Помнится, он, такой независимый, трезвый, ироничный, все же попал под воздействие Ванды Максимофф и поддержал смертоносный проект "Альтрон", который в числе прочего предполагал защиту человечества при глобальном над ним контролем. Другое дело – искренний и прямодушный Стив Роджерс/Капитан Америка (Крис Эванс). Работа в Щ.И.Т.е помогла ему окончательно понять, что служить стране и правительству – разные вещи. И поскольку человек он цельный, компромисс как основа политики и дипломатии для него невозможен. Так что основной конфликт – размежевание, в истории комиксов получившее название "Гражданская война", – стал неизбежным.
"Бэтмен против Супермена. На заре справедливости"
Психологическим центром фильма становится броманс Кэпа и Баки Барнса/ Зимнего солдата (Себастиан Стэн), потому что в ситуации всеобщего недоверия, в энтропийную эпоху, в вышедшем из сустава веке только мужская дружба дает надежную опору и оправдание тому, что делаешь. Неоднозначность Баки – то ли предателя, то ли жертвы – держит зрителя в напряжении на длинной дистанции фильма, приманивая брезжущей разгадкой тайны. Сценаристы Кристофер Маркус и Стивен МакФили, режиссеры Энтони и Джо Руссо, начавшие эту тему в "Зимнем солдате" (известном у нас как "Первый мститель. Другая война") блистательно совместили эпический размах и психологическую интимность.
"Бэтмен против Супермена. На заре справедливости"
Правительство США не в первый раз наезжает на супергероев. Теперь – при поддержке целой ООН. "Супергерои охраняют нас, но кто охранит нас от супергероев?" – этот глас народа уже звучал в "Хранителях" Зака Снайдера по роману Алана Мура, и правительство откликнулось на него законом Кина, запрещавшим деятельность "авантюристов в костюмах". С тех пор все герои, надевавшие маски, подлежали регистрации, а их самостоятельные попытки бороться с преступностью считались наказуемыми. Правительства ненавидят всякую партизанщину, все "несистемное", в том числе самодеятельное вигилантство. То, что от деятельности Мстителей пострадали мирные жители в Лагосе или Соковии, в данном случае только предлог приручить, подмять их под себя – можно подумать, что от деятельности правительственных войск мирные жители не страдают… На самом деле речь идет о том, что лучший способ одолеть противника – вызвать раскол в его рядах, спровоцировав директивное указание сверху и враг отлично это знает. Тогда можно уйти в тень самому, втихаря делая свое черное дело. И сейчас он реально уходит: Земо (Дэниел Брюль) – это вам не Джокер и даже не Лекс Лютор; серая личность.
Между тем, выбор, который приходится сделать Тони и Стиву, очень непрост. На фоне безобразий, которые Мстители натворили в Лагосе и Соковии (ради мира во всем мире), неизбежно встает вопрос, опять отсылающий к "Хранителям": можно ли оправдать пролитие крови опасностью пролития еще большей крови? Поэтому Тони изначально получает индульгенцию, выслушав от простой женщины у лифта рассказ о гибели в Лагосе ее единственного сына и проникшись чувством вины. Алан Мур огорчался, когда читатели его романа воспринимали бескомпромиссного Роршаха как "положительного" героя, в то время как сам-то он стремился показать "ничтожество идеала вигилантства" и раскрыть его параноидальную природу.
"Бэтмен против Супермена. На заре справедливости"
Создатели "Противостояния" равным образом распределяют краски в обрисовке двух лагерей Мстителей, ненавязчиво пометив лидеров доминирующими цветами американского флага – красным и синим. Они делегируют пристрастие зрителям, которым уже в промоушене предлагается выбирать, за чью команду болеть – Кэпа или Железного человека. У обеих замечательный набор давно знакомых персонажей, есть и новичок в киновселенной Марвел – принц Ваканды Т’Чалла/Черная Пантера (Чэдвик Боусмен).
Но, пожалуй, самый большой и приятный сюрприз – 19-летний Том Холланд в роли Спайдермена с его мальчишеской непосредственностью и безответственным озорством. Наконец-то Питера Паркера изобразили таким, каким он был задуман Стэном Ли и Стивом Дитко – тинейджером (напомню, что Тоби Магуайр начал его играть в 27, а Эндрю Гарфилд и вовсе в 29 лет). Паутиной Питер пользуется ловко, как в популярной компьютерной игре (возможно, навеявшей микросюжетец, где ему удалось посрамить Кэпа в грандиозной битве титанов). Вообще в этом хореографически фантастическом эпизоде, аранжированном как сплэш-панель графического комикса (сплошь зарисованная страница), все герои получают возможность проявиться с выгодной стороны, каждому выделяются свои минуты славы. Слов нет – апофеоз фильма и триумф оператора Трента Опалока.
И все же мозаичная пестрота перенаселенного яркими персонажами экрана рассеивает внимание и слегка утомляет. Невольно соскучишься по сольникам, где глаз сможет успокоиться на вглядывании, а не на скольжении взглядом…