Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
(Мета)физика русской жизни - Искусство кино

(Мета)физика русской жизни

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Зара Абдуллаева – о лучшем, по ее мнению, конкурсном фильме фестиваля Артдокфест, – посвященном станции переливания крови, разъезжающей по российской провинции.


artdocfest-logo-200Черно-белая «Кровь» Алины Рудницкой – лучший фильм конкурса Артдокфеста, как бы ни распорядилось жюри. Фестивали сменяются, а фильм этот останется. Ибо исследует – художественно и снайперски – гражданское состояние. Именно так – «Гражданское состояние» – называлась давняя черно-белая картина Рудницкой.

Выбор черно-белого изображения определяет содержательную контрастность конкретного сюжета. И вообще нашей действительности, не только текущей. Сочетание всеобщего упадка – раздолбанных дорог, машин, затопленных деревень, опухших, истощенных лиц и тел – и колоссального благородства. Русской грубости и несентиментального сочувствия. Тут схвачена, уловлена чудовищная, но жизнеспособная реальность. Беспросветка снимается в этом фильме ноздря в ноздрю с могучей живучестью тех, до обморока сдает кровь (доза почти в пол-литра стоит 800, кажется, рублей). И тех, кто эту кровь накапливает в пробирки, исчисляемые ведрами, и обмирает от желания романтической любви или хоть какой-нибудь встречи, утепляющей холодные ночи, хмурые утра.

Формально Рудницкая снимает роуд-муви про станцию переливания крови, курсирующую по Ленинградской области, где шахты закрыты, заводы не работают, а людям не на что жить. Распад, раздробь и бессилие режиссер компенсирует единственной объединяющей силой – кровеносной системой, требующей все новых вливаний. Иначе говоря, – потоками любви (напоминаю: так назывался раздирающий душу до крови фильм Кассаветиса). Операционные сестры – старые и молодые, веселые и участливые – едут с места на место, чтобы обслужить очередь страждущих сдать свою дозу. Мотивации очень разных обитателей нестоличных пространств одинаковы. Деньги нужны. Портреты доноров у окошка с протянутой для шприца рукой сжимают сердечные мышцы зрителей своей стертостью, обыкновенностью и несравненным отпечатком здешних (климатических) условий. Эти кадры могли бы составить альбом лучших актуальных художников нашего времени, ибо отвечают незрелищным – метафизическим – условиям репрезентации: авторской анонимности. А также коренящейся в повседневности, в сознании, в социальной бессознательности те как бы банальности, которые не вычерпать тем режиссерам, кто ими пренебрегает.


«Кровь», трейлер

Эту двойственность – кошмара и света – Рудницкая реализует контрапунктно и в решительных переходах одного эпизода к другому. Вот сестрички делают заборы крови, а вот одна из них с безнадежной сухостью – сил больше нет – объясняет, что пожилой тете (она тут же безмолвно сидит) надо полгода ждать для получения справки «заслуженного донора». Вот сестрички после тяжелой работы выпивают в гостинице, а вот во время рабочей смены объявляют: «мы деньги даем не за кровь, а на питание. Купи говядину…». Вот у девушки, пришедшей на пункт, требуют справку с реального места проживания, а не по прописке. А вот сестрички вспоминают туберкулезника, который, сволочь, сдал свою кровь, хотя знал, что нельзя. Вот сестра-очкарик, мечтающая о любви, признается в страхе не попасть в вену – не нащупать эти вены у тех, кого жизнь забила до полусмерти. А вот обездоленный мужчина готов отлить крови хоть за полцены, но справки о состоянии здоровья у него нет. А есть совсем нечего, не на что.

При этом Рудницкая не снимает про то, как высасывают кровь в обескровленной стране. Ее «Кровь» – не про государство-вампира. Напротив – она врезает интервью тоже очень разных типажей: парикмахера, недавнюю роженицу, корпулентную женщину, потерявшую половину крови своего организма, и других, спокойно, с достоинством, без камлания говорящих, что, если б не чужая кровь, света им не видать. И теперь они – доноры. Благодарность, благородство не утепляют это глубокое, вне признаков публицистики художественное исследование. Рудницкая просто смотрит, видит и снимает с одной, с другой, а также с третьей стороны.

В финале – праздник. Тридцатилетие этой организации. Сестры сделали прически, макияж. Им вручают цветы и подарки. Но этот советский врез не режет глаза публики. Фальши тут – ноль. Усталой радости – полным-полно. Сестрички танцуют. А я вспоминаю изумительный старый альбом Бориса Михайлова «Танец», запечатлевший на ч/б карточках с оплывшими краями женские пары с начесом – и с щемящим, не растраченным лиризмом, пробитым заглушенной тоской, которая упрятана на короткое время за пределы тех еще танцплощадок.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился IX мкф «Восток&Запад. Классика и Авангард»

06.09.2016

2 сентября 2016 года в Оренбурге состоялась церемония закрытия IX Международного кинофестиваля «Восток & Запад. Классика и Авангард». Публикуем все призы и всех лауреатов фестиваля.