Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Мои дела узрите – и отчайтесь! «Чужие: Завет», режиссер Ридли Скотт - Искусство кино

Мои дела узрите – и отчайтесь! «Чужие: Завет», режиссер Ридли Скотт

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Продолжение легендарной эпопеи о Чужих в исполнении отца-основателя легендарной франшизы Ридли Скотта разбирает Нина Цыркун.


Сиквел к приквелу – это, конечно, прикольно. На самом деле в случае с фильмом Ридли Скотта «Чужие: Завет», как и в первом сиквеле «Прометей», речь идет скорее о перезапуске «Чужих» для новых поколений зрителей. Некоторые эпизоды без всякого камуфляжа повторяют знакомые сцены из истории космического корабля «Ностромо» и биографии главного героя – лейтенанта Рипли. Но раз уж по какой-то причине таковой не объявляется, то изначальный сюжет хоррора для придания самостоятельности и респектабельности новоделу припорошили метафизической пургой.

Alien 3A Covenant 01«Чужие: Завет»

Русский перевод названия фильма и звездолета, намекает на нечто ветхо- или новозаветное, но нет: covenant в оригинале все-таки не «завет» в строгом смысле слова, а скорее нечто вроде договора создателя со своим созданием. То есть, вещь вполне прагматичная и долженствующая, наконец, прямо и четко ответить нам на вопрос, прозвучавший в «Прометее»: зачем нас, людей, создали, а потом захотели уничтожить. Я подозреваю, что еще снимая «Чужого» в 1979 году, Ридли Скотт втайне соперничал со Стенли Кубриком и его «Космической Одиссеей 2001 года». Но то, что у Кубрика было растворено в повествовании, и что Скотту отчасти удалось в «Чужом», то в приквелах он навязчиво выделяет курсивом в сценах андроида Дэвида со своим создателем/отцом Питером Вейландом (Гай Пирс).

Alien 3A Covenant 02«Чужие: Завет»

Стерильный интерьер сцены, в которой отец беседует с сыном, заставлен и завешан предметами искусства, что призвано намекнуть на возникновение и стратегию замысла Дэвида. «Рождество» Пьеро делла Франчески, видимо, подчеркивает недвусмысленную претензию Дэвида; скульптура Давида работы Микеланджело – безоглядную отвагу одинокого воителя, а звучащая  музыкальная тема «Вхождения богов в Валгаллу» из вагнеровского «Золота Рейна» предвосхищает его воцарение в небесном чертоге в окружении специально отобранных павших, но доблестных воинов. (Логично, потому что Питер заметил, что звучащая на фортепьяно без оркестровой поддержки музыка Вагнера звучит неубедительно). Позже этот синодик символов дополняет артикулированная Дэвидом цитата из поэмы Шелли «Озимандия»: «Я — Озимандия, я — мощный царь царей! Взгляните на мои великие деянья…».

«Прометей» заканчивался гибелью самого звездолета и всей команды за исключением Элизабет Шоу. Десять лет спустя корабль «Завет» с двумя тысячами будущих колонистов, тысячью эмбрионов и экипажем, состоящим в основном из супружеских пар, движется к планете, выбранной в качестве цели для поселения. Все люди погружены в анабиоз, бодрствует только страж-андроид Уолтер (Майкл Фассбендер).

«Чужие: Завет», трейлер

В «Прометее» Элизабет объяснила Дэвиду его нежелание знать, почему те, кто создали людей, захотели их уничтожить: души, мол, у тебя нет. Судя по всему, новые инженеры-разработчики учли это обстоятельство и сумели сотворить максимально очеловеченного робота; получился оптимизированный вариант в лице Уолтера. И вот он исправно выполняет свою работу. Но тут с ближайшей планеты поступает сигнал об опасности, и сразу же возникает нештатная ситуация: командир погибает из-за дисфункции в своей крио-камере, а старший помощник Орам (Билли Крадап) принимает решение совершить посадку и поселиться на другой, той самой ближайшей планете.

Здесь Ридли Скотт вместе с оператором Дариушем Вольски демонстрирует свое замечательное умение показывать величественные ландшафты, таящие в себе опасность человека, слабого и уязвимого. Высадившиеся на незнакомую территорию астронавты как-то слишком легко одеты, будто вышли на пикник где-нибудь на родной Земле, и к тому же так беспечны, что их не пугает даже неизвестно кем засеянное поле спелой пшеницы в роли бесплатного сыра.

Alien 3A Covenant 03«Чужие: Завет»

Согласно традиции франшизы, центральное место в фильме, которое раньше занимали соответственно лейтенант Эллен Рипли и доктор Эллен Шоу, вновь принадлежит женщине – эксперту Дэниелс (Кэтрин Уотерстон), вдове погибшего капитана. Вначале она мечтала лишь построить на райской планете деревянный домик, претворив в жизнь мечту мужа, но потихоньку выдвигается в лидеры. Она сомневается в том, что решение изменить пункт высадки было оправдано, но новоиспеченной командир, пребывая в эйфории от своего начальственного статуса, заручился большинством голосов, и решение это неоспоримо, хоть и необъяснимо. Впрочем, одно объяснение найти можно: создателям фильма надо было поскорее вырулить на территорию, заранее занятую ксеноморфами-лицехватами. Эти твари возьмут контроль на себя, а астро-колонизаторы с готовностью сыграют с ними в поддавки.

Alien 3A Covenant 04«Чужие: Завет»

И все-таки авторы си-приквела не учли, что «Чужой» был построен на точном исполнении принципа саспенса – на ожидании неизвестного и страшного, что вдруг обнаружилось в космических глубинах. Теперь же зрителю заранее известно все – в том числе и то, что изобразить ксеноморфов сегодня не проблема. Страшно подумать, на чем сыграет Ридли Скотт в заключительном сиквеле этой трилогии приквела. Но пока впечатляет разве что «насмешливая гордыня» Озимандии в складке губ Майка Фассбендера. В сущности под псевдонимами Уолтер и Дэвид актер, которого много не бывает, сыграл Джекилла и Хайда.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Основные потребители кино в России — девочки 12-17 лет»

10.02.2014

Государство в лице Министерства культуры регулярно призывает кинематографистов снимать кино духоподъёмное, патриотическое, идеологически выдержанное. Российский кинобизнес в ответ на этот призыв выдал «на-гора» пару фильмов о спорте, на подходе — фильмы и сериалы о Первой и Второй мировых войнах. А за какое кино готов «голосовать» зритель своим кошельком? Об этом рассуждает главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей в интервью газете «Аргументы и факты».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Москве состоится первая российская ретроспектива Петера фон Бага

08.04.2014

В московском Центре документального кино с 12 по 13 апреля будет проходить первая российская ретроспектива финского режиссера и историка кино Петера фон Бага. В программу вошли четыре картины мастера. Как говорит о них Петер фон Баг: «Не только мы оглядываемся на утраченное время, но само это время смотрит на нас. Именно такого эффекта я хотел добиться в своих фильмах».