Восток-Запад
- Блоги
- Зара Абдуллаева
Мой верный друг и утонченный коллега посоветовал поглядеть фильм Малгожаты Шумовской «Откровения» (Франция, Польша, Германия), отобранный в программу «Panorama special». Я отправилась во Friedrichsnadt-Palast, идеальное место для показа этой картины, главное достоинство которой – завоевание восточно-европейским режиссером западных рынков.
Обладательница «Серебряного леопарда» в Локарно-2008 (за фильм «33 сцены из жизни») Шумовская решила доказать коммерческий талант и сметку.
Количество институций, вложивших деньги или помогавших в осуществлении проекта, упомянутых в долгих титрах, производят даже большее впечатление, чем бенефис Жюльетт Бинош, страсти бедных девочек-проституток и короткое, вполне необязательное, однако необходимое для польской публики появление Кристины Янды (камео старой звезды) в роли матери польской студентки во Франции.
Шумовской удался труднодоступный микст буржуазной софт-драмы с маргинальным вкраплением восточно-европейского следа. Таким образом, и девочки, готовые на все, чтобы вырваться из захолустья, в залах будут довольны, и пресыщенные дядьки с тетями, социально активные, сексуально неудовлетворенные – тоже.
Простенький сюжет Шумовская кроит по линейке и во флэшбеках, достигая иллюзии, она же грамматика арт-мейнстрима. Героиня Бинош работает для журнала «Elle». Живет в роскошной парижской квартире с мужем-бизнесменом и двумя сыновьями, на которых у журналистки, вечно загнанной дедлайном, времени маловато. Чтобы оправдать польское участие в международном проекте, Шумовская придумывает для героини Бинош (зовут ее Анна) статью про проституток. А для «сбора материала» - интервью с полькой, вроде бы студенткой экономического факультета, и француженкой-провинциалкой – надо понимать филологиней, поскольку ей написана реплика: «Я могу прочесть Флобера и Пруста, но никогда вами не стану». А также: «У вас дорогие туфли? – Очень», - ответствует честняга Бинош.
Но фильм этот не про богатых и бедных. И не про иммигрантов в бывшей столице мира Париже, который из-за экономии средств на экране отсутствует. Шумовская ставит свою карту на психологию буржуазки в отличной внешней форме и шикарном прикиде. До нее доходит, что она тоже поступается чем-то в себе важным, продает себя – свой труд, а не тело задорого, чтобы сохранить блага, которых недостает бедняжкам, с которыми ее столкнул редакционный заказ. Но главное, что открывают ей интервью с бойкой польской девчонкой и милягой-француженкой, - ее личные разнообразные ущемления. Ее скудный опыт – сексуальный и, так сказать, жизненный.
Встретившись в отеле с молодой полькой и надравшись с ней водки, Анна погружается в ее рассказы (а зрителям уготованы картинки, в которых респектабельные дяди разнообразно пользуют эту якобы студентку). Встретившись в парке с француженкой, не желающей тосковать в глухомани в облезлой квартире с жалкими родителями, Анна не столько сочувствует этой партнерше по фильму, сколько себе. И ее прелестное лицо оживляется вполне достоверными слезками.
Но движение к финалу и кода фильма выдают в Шумовской гибкого, даже остроумного автора. Сначала она заставляет Бинош – к стыдливому удовольствию ее героини – мастурбировать в ванной комнате. Потом готовить ужин, чтобы принять нужных гостей мужа, надеть высокие каблуки, декольтированное платье, сесть за изысканный стол, но сбежать в ночь в самом начале лицемерного, конечно, застолья. Потом режиссер возвращает Анну расхристанной, пьяненькой домой, мизансценирует приставание к обалдевшему мужу, не ожидавшему от занятой жены столь откровенной прыти.
Шумовская понимает, что снимает арт-мейнстрим, а не просто мейнстримище. Поэтому язвит в последнем кадре, выполняя не только заветы критических реалистов, но объявляя и о собственном неверии в радикальный переворот (сознания/поведения) хрупкой буржуазной дамы. На семейный завтрак, освещенный утренним солнцем, героиня Бинош является отмытой после ночной закадровой оргии (в нее верилось). Дети, муж, спаянные с женой/мамой нерушимой связью, любовно передают друг другу джем, масло, кофе. Благодать. Не исключено, что до новых - временных и подрывающих картину мира этой журналистки, интервью.
«Откровения» куплены для нашего проката. Дистрибьютеры, скорей всего, не прогадали.