Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Парень с яблоком - Искусство кино

Парень с яблоком

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В российский прокат вышла биографическая картина «Джобс: империя соблазна». Нина Цыркун недоумевает, почему ее создатели не заинтересовались жизнью главного героя, а также многочисленными и по-настоящему драматичными сюжетами становления империи Apple.


Режиссера Джошуа Майкла Штерна так очаровала способность Эштона Кутчера (известного в российских СМИ как Эштон Катчер) имитировать походку Стива Джобса, что он построил на ней всю визуальную линию повествования. Чаще всего он велел оператору Расселу Карпентеру снимать экранного Джобса либо на сцене, воспроизводя известные хроникальные кадры, либо со спины, чтобы подчеркнуть, что и некоторая известная сутулость в образе тоже присутствует. Кроме этих красок обильно задействована скупая мужская слеза, которая стоит непролитой в углу глаза компьютерного гения. Последнее чаще всего случается после того, как Стив совершает какую-нибудь гадость по отношению к друзьям и, видимо, страдает. Иными средствами изобразить страдания Катчеру не удается. Впрочем, страданий на долю его героя выпадает немного: все происходит как-то само собой и большей частью за кадром, набор событий сведен до минимума, связки между ними обрублены, и действие останавливается на самом пике карьеры. А для оправдания неблаговидных поступков педалируется безотказный сквозной мотив: Джобс тяжело переживал тот факт, что родители отказались от него в младенчестве, и он воспитывался в чужой семье. Этот же, видимо, факт и должен заставить нас оправдывать безжалостные увольнения Джобсом неугодивших сотрудников, командующим без всяких объяснений: «Пошел вон!».

jobs2
«Джобс: империя соблазна»

Какие бы ни выдвигались соображения о том, как родился замысел байопика «Джобс» (в нашем прокате выходящего с кокетливой добавкой «Империя соблазна», как будто фильм изначально предназначен аудитории женских журналов), точкой отсчета для определения его места на этой территории все равно будут «Социальные сети». Параллели между двумя этими картинами, конечно, есть. Прежде всего – отношения как Марка Цукерберга, так и Стива Джобса со своими ближайшими друзьями и соавторами. В обоих случаях выясняется, что прославленные гении не брезгуют чужим интеллектуальным добром и рады расстаться – один с Эдуардо Саверином, другой со Стивом Возняком – после того, как выжмут из них то самое ценное, на чем впоследствии взрастут их слава и материальное благополучие.

jobs3
«Джобс: империя соблазна»

Но там, где в фильме Дэвида Финчера буря страстей, у Джошуа Стерна сухая констатация факта. Собственно, весь жизненный путь Стива Джобса (точнее, путь к успеху, рамками которого ограничен сюжет, с 1971 года по нулевые XXI века, то есть годы от первых шагов компании Apple до ее взлета) представлен как номенклатура фактов, слабо связанных между собой. Все персонажи на редкость немногословны, а уж сам Джобс вообще изъясняется преимущественно лозунгами: «Мы должны всем рискнуть!», «Я строю империю!», «Мы должны сделать Apple самой крутой компанией!», «Мы восстановим славу Apple!». Он зациклен на строительстве своей империи и кажется, что все человеческое ему чуждо. История Цукерберга в фильме Финчера начиналась с того, что его бортанула подружка (факт, придуманный сценаристом Аароном Соркином), и далее развивается как сказочный сюжет об отвергнутом возлюбленном. История Джобса в фильме Штерна после небольшой преамбулы начинается с его собственного предательства (разрыва с беременной Крис-Энн Бреннан и отказа признать родную дочь) и далее развивается как сюжет о прагматике, как развернутое в картинки служебное резюме, осторожно выстроенное Мэттом Уайтели по фактическим данным с явной боязнью проникнуть в суть событий и поступков. Особенно странно, что авторы фильма побоялись расшифровать одно из самых драматичных событий в жизни не только Джобса, но и в истории острейшей конкурентной борьбы на рынке персональных компьютеров – а ведь она одна могла бы стать мощным сюжетообразующим мотором.

jobs4
«Джобс: империя соблазна»

Многолетний поединок между IBM и Apple Computer, между Стивом Джобсом и Биллом Гейтсом вовсе не сводился к тому, что Билл Гейтс просто беззастенчиво украл яблочный интерфейс для оперативной системы Windows, о чем мы узнаем из гневной речи Джобса по телефону. Да и стержневая история превращения Джобсом компании Apple из почти разорившейся структуры в одну из самых успешных мировых империй с изобретением всех этих iMac-ов, iPod-ов, iPhone-ов и проч. не становится захватывающим производственным романом. И уж совсем непонятно, почему создатели «Джобса» прошли мимо сотрудничества Джобса с Pixar Animation – сразу видно, что они новички в кино.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

«Эффективность вечных кодов двоемыслия»

15.04.2013

Имперское сознание россиян непоколебимо. Поколение интернета пока не способно к проектированию будущего. Экономисты наивны в своих цеховых объяснениях. Самое главное свойство российского общества – тотальное недоверие: всех ко всем, считает социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, кандидат философских наук Даниил Дондурей.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Фестиваль «Восток & Запад. Классика и авангард» подвел итоги

24.10.2014

24 октября в Оренбургском областном драматическом театре им. Максима Горького состоялась торжественная церемония закрытия VII международного кинофестиваля «Восток & Запад. Классика и авангард».