Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Перелетающая вершины и вершины. «Календарь», режиссер Игорь Поплаухин - Искусство кино

Перелетающая вершины и вершины. «Календарь», режиссер Игорь Поплаухин

  • Блоги
  • Евгений Майзель

В каннском конкурсе студенческих работ «Синефондасьон» второй приз получил «Календарь» Игоря Поплаухина, выпускника МШНК (режиссерская лаборатория Дмитрия Мамулии). Впечатлениями от картины делится Евгений Майзель.


Женщина средних лет едет в маршрутке за город, куда-то в глухомань, попутно решая по телефону бытовые проблемы с сыном, с кем-то вроде сожителя и с обидчивой подругой. Выходит чуть ли не в чистом поле, идет в неопределенном направлении по пересеченной местности, ловит попутку. «Показания надо передавать каждое двадцатое». «В пятницу меня не бывает». Вскоре мы понимаем, что едет она в колонию, где у нее назначено двухчасовое свидание с неким сидельцем, а от родных и близких эту поездку скрывает. На вопросы попутчиков или работников колонии отвечает односложно.

– Кем приходитесь? – Никем. – Пишите, что просите свидание на час. – Договаривались на два. – Дадим больше, пишите «на час».

kalendar 01«Календарь»

Кажется, мы так и не узнаем, как зовут героиню, а из всей ее квартиры увидим лишь один план, погруженный в полумрак. Условности эстетической соответствует и рассказ, вроде бы вполне конкретный и понятный, но в то же время – тяготеющий к абстракции; совмещающий до неразличимости бытовое и символическое (чему пребывание в обезличивающих пространствах ФСИН только способствует, в то же время дегуманизирущие серые правовые зоны провоцируют становление кем-то или чем-то другим). Какие-то мотивы и события принципиально уйдут в никуда, и самым интересным в фильме окажется именно развитие сюжета – от одной неопределенности к другой, его прихотливая траектория.

Как ее описать? Как смену режимов бытия, иногда добровольную, иногда добровольно-принудительную, иногда просто принудительную, а с ней – смену идентичностей. Череда этих идентичностей, собственно, и образует основное содержание «Календаря» (можно и без кавычек, и без заглавной буквы). 

За последние месяцы вышло несколько дебютов, молодые авторы которых на разный манер исследуют феномен исчезновения или растворения человеческого в окружающем мире. Это и концептуальные «Заметки о видимом» бруклинца Рики д’Амброза, и научно-популярный «Фотон» поляка Нормана Лето, и анимационная «Смерть Меня» москвича Михаила Максимова, систематично работающего с «нечеловеческими» сущностями и объектами. В отличие от этих разножанровых фильмов, «Календарь», награжденный жюри под председательством Бертрана Бонелло с формулировкой «за сильный кинематографический опыт и мастерское погружение в атмосферу картины», все еще остается наедине с человеком, наблюдая за жизнью героини напрямую и сочувственно, проживая вместе с ней ее трансгрессию. Оставляя многие вопросы без ответа, фильм следит за тем, как человеческое в «Календаре» – эта нестабильная экзистенциальная величина – то прибывает, то убывает; любуется тем, как невыразительная пассажирка с ее мелкими неурядицами становится никем, следующим в никуда, «бабой сидельца», чьим-то безымянным телом. А то и вовсе – не человеком, а орлом, перелетающим вершины и вершины. Которому на ум взбрел человек, наблюдающий аршины. И, похоже, ей жалко, что она не орел.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Прогноз на завтра отменяется

Колонка главного редактора

Прогноз на завтра отменяется

09.08.2011

Почему в России во всей своей красе процветает оккультизм? Людям трудно жить в постоянном ощущении непредсказуемости, непрогнозируемости всех процессов. Не может корабль большого государства без лоцманской карты, без руля и ветрил нестись по океанскому простору, подчиняясь исключительно правильным речам капитанов.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился 70-й Венецианский кинофестиваль

07.09.2013

7 сентября состоялась церемония закрытия юбилейного Венецианского международного кинофестиваля 2013 года. Главный приз основной конкурсной программы фестиваля, неожиданно для многих критиков, получил документальный фильм «Священная римская кольцевая» (Sacro GRA) итальянского режиссера Джанфранко Роси. По собственному признанию, Роси снимал картину около двух лет. Гран-при, был присужден тайваньцу Цай Минляну за фильм «Бездомные псы» (Jiaoyou / Stray Dogs. Другой вариант перевода названия этой картины в русскоязычной прессе – «Бездомные собаки»).