Пленник Калипсо. «Одиссея», режиссер Жером Салль
- Блоги
- Нина Цыркун
Байопик знаменитого океанографа и первый игровой фильм, снимавшийся в окрестностях Южного полюса, вышел на экраны ровно через 60 лет после того, как документальная лента Жак-Ива Кусто «В мире безмолвия» завоевала «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Чем располагает к себе этот фильм? На этот вопрос отвечает Нина Цыркун.
«Одиссея» Жерома Салля располагает к себе тем, что в ней все правда. В отличие от большинства биографических фильмов, здесь ничего не приукрашено и ничего не вымышлено. Разве что создатели чересчур осторожно, если не сказать застенчиво относятся к материалу, оставаясь подчеркнуто лаконичными там, где на героя может упасть слишком густая тень.
Сценарий основан на книгах старшего сына Жак-Ива Кусто – Жан-Мишеля и бессменного члена команды «Калипсо» – фанатично преданного капитану ныряльщика Альбера Фалько. Жан-Мишель, при всей своей сыновьей любви и понимании той необыкновенной роли, которую отец сыграл в жизни послевоенных поколений, не счел нужным скрывать не самые привлекательные черты характера и факты биографии своего отца. Но что из этого? Сникла ли наша признательность за открытый им мир, если мы узнали, что Кусто, к примеру, изменял умнице-красавице жене, стоически поддерживавшей его в самые трудные, казалось бы, безнадежные моменты и целые периоды его непростой жизни? Или, может быть, наоборот – он стал нам ближе и понятней, потому что при всем его героическом величии предстал живым человеком?
«Одиссея», трейлер
Название фильма – «Одиссея» – точно отвечает его смыслу. Подобно гомеровскому герою, Жак Кусто проходит свой путь по морям-океанам на корабле, носящем имя нимфы Калипсо, долгие годы удерживавшей в своем плену Одиссея, и вместе с тем проходит путь становления как человека. Создатель популярной «Подводной Одиссеи команды Кусто» не мог не отождествлять себя с ним. Отсюда, наверное, и красная шапочка членов «Команды Кусто» – это та же шапочка греческих моряков, в которой традиционно изображали Одиссея. И хотя верная Пенелопа – законная жена Симона – делит с ним превратности скитаний, но всегда словно пребывает на некой далекой условной Итаке и не может помешать ему заводить романы и детей на стороне. Подобно гомеровскому герою, Жак-Ив «многоумен», но еще эгоистичен, жесток и изворотлив, особенно когда дело касается его экспедиций, требующих немалых средств. Чтобы снимать фильм о подводном мире, Кусто с готовностью идет на сотрудничество с нефтедобывающим концерном, хотя этот пакт несет с собой настоящую экологическую катастрофу.
«Одиссея»
Вот что составляет нерв его характера – сочетание трезвого, даже циничного дельца и безнадежного романтика. То и другое – результат его одержимости тем, что стало делом его жизни, из которой, по большому счету, он исключил самых близких ему людей – жену и детей, и, как прирожденный пиарщик, создал миф о самом себе. Кусто мечтал о временах, когда люди в массовом порядке станут переселяться на дно морское, превращаясь в «ихтиандров», которых он называл «акватикусами», и вкладывал последние деньги в безнадежный бизнес сына, занявшегося строительством под водой. Он мыслил глобально, но в конце концов пришел к выводу: «Я захотел покорить этот мир — а его надо было защищать».
«Одиссея»
Увидев на месте бывшего обиталища китов остатки лагеря китобоев, потрясенный масштабами разрушений морских экосистем, Кусто становится энтузиастом-защитником природы. Этот поворот происходит благодаря сыну Филиппу, который, в отличие от отца (сформированного не в последнюю очередь жестоким опытом Второй мировой войны), был продуктом гуманных 60-х годов.
Постепенно превращающегося в памятник самого себе Жак-Ива сыграл Ламбер Вильсон; его жену, потихоньку спивающуюся от тоски Симону, – Одри Тоту; младшего сына-бунтаря Филиппа – Пьер Нинэ, а покладистого Жан-Мишеля – Бенжамен Лаверн. Все вместе они создают портрет человека и его мифа. Но как бы ни было это интересно, как бы ни углубляло наше представление о Кусто и долгих годах его бурной деятельности, самое увлекательное в этом фильме – открытый им мир. Что может сравниться с кадрами, где акула тычется носом в объектив камеры Жан-Мишеля или доверчивые пингвины задевают спинами людей, ступивших на вечные снега Антарктики?