Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Пленник Калипсо. «Одиссея», режиссер Жером Салль - Искусство кино

Пленник Калипсо. «Одиссея», режиссер Жером Салль

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Байопик знаменитого океанографа и первый игровой фильм, снимавшийся в окрестностях Южного полюса, вышел на экраны ровно через 60 лет после того, как документальная лента Жак-Ива Кусто «В мире безмолвия» завоевала «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Чем располагает к себе этот фильм? На этот вопрос отвечает Нина Цыркун.


«Одиссея» Жерома Салля располагает к себе тем, что в ней все правда. В отличие от большинства биографических фильмов, здесь ничего не приукрашено и ничего не вымышлено. Разве что создатели чересчур осторожно, если не сказать застенчиво относятся к материалу, оставаясь подчеркнуто лаконичными там, где на героя может упасть слишком густая тень.

Сценарий основан на книгах старшего сына Жак-Ива Кусто – Жан-Мишеля и бессменного члена команды «Калипсо» – фанатично преданного капитану ныряльщика Альбера Фалько. Жан-Мишель, при всей своей сыновьей любви и понимании той необыкновенной роли, которую отец сыграл в жизни послевоенных поколений, не счел нужным скрывать не самые привлекательные черты характера и факты биографии своего отца. Но что из этого? Сникла ли наша признательность за открытый им мир, если мы узнали, что Кусто, к примеру, изменял умнице-красавице жене, стоически поддерживавшей его в самые трудные, казалось бы, безнадежные моменты и целые периоды его непростой жизни? Или, может быть, наоборот – он стал нам ближе и понятней, потому что при всем его героическом величии предстал живым человеком?

«Одиссея», трейлер

Название фильма – «Одиссея» – точно отвечает его смыслу. Подобно гомеровскому герою, Жак Кусто проходит свой путь по морям-океанам на корабле, носящем имя нимфы Калипсо, долгие годы удерживавшей в своем плену Одиссея, и вместе с тем проходит путь становления как человека. Создатель популярной «Подводной Одиссеи команды Кусто» не мог не отождествлять себя с ним. Отсюда, наверное, и красная шапочка членов «Команды Кусто» – это та же шапочка греческих моряков, в которой традиционно изображали Одиссея. И хотя верная Пенелопа – законная жена Симона – делит с ним превратности скитаний, но всегда словно пребывает на некой далекой условной Итаке и не может помешать ему заводить романы и детей на стороне. Подобно гомеровскому герою, Жак-Ив «многоумен», но еще эгоистичен, жесток и изворотлив, особенно когда дело касается его экспедиций, требующих немалых средств. Чтобы снимать фильм о подводном мире, Кусто с готовностью идет на сотрудничество с нефтедобывающим концерном, хотя этот пакт несет с собой настоящую экологическую катастрофу.

odyss 2«Одиссея»

Вот что составляет нерв его характера – сочетание трезвого, даже циничного дельца и безнадежного романтика. То и другое – результат его одержимости тем, что стало делом его жизни, из которой, по большому счету, он исключил самых близких ему людей – жену и детей, и, как прирожденный пиарщик, создал миф о самом себе. Кусто мечтал о временах, когда люди в массовом порядке станут переселяться на дно морское, превращаясь в «ихтиандров», которых он называл «акватикусами», и вкладывал последние деньги в безнадежный бизнес сына, занявшегося строительством под водой. Он мыслил глобально, но в конце концов пришел к выводу: «Я захотел покорить этот мир — а его надо было защищать».

odyss 3«Одиссея»

Увидев на месте бывшего обиталища китов остатки лагеря китобоев, потрясенный масштабами разрушений морских экосистем, Кусто становится энтузиастом-защитником природы. Этот поворот происходит благодаря сыну Филиппу, который, в отличие от отца (сформированного не в последнюю очередь жестоким опытом Второй мировой войны), был продуктом гуманных 60-х годов.

Постепенно превращающегося в памятник самого себе Жак-Ива сыграл Ламбер Вильсон; его жену, потихоньку спивающуюся от тоски Симону, – Одри Тоту; младшего сына-бунтаря Филиппа – Пьер Нинэ, а покладистого Жан-Мишеля – Бенжамен Лаверн. Все вместе они создают портрет человека и его мифа. Но как бы ни было это интересно, как бы ни углубляло наше представление о Кусто и долгих годах его бурной деятельности, самое увлекательное в этом фильме – открытый им мир. Что может сравниться с кадрами, где акула тычется носом в объектив камеры Жан-Мишеля или доверчивые пингвины задевают спинами людей, ступивших на вечные снега Антарктики?


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Трудная жизнь без цензуры

11.02.2012

Я восемнадцать лет являюсь главным редактором журнала, и не было ни одного текста, по поводу которого у меня  возникало бы сомнение: а можно ли это опубликовать? Не  будет ли опасности для «Искусство кино», для меня, для нашего министерства, спонсоров? Не было ощущения несвободы. Итак: цензура. Куда она подевалась?


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Россию приехало «Новое Британское Кино»

30.10.2013

30 ноября стартовал XIV ежегодный фестиваль «Новое Британское Кино». Фестиваль пройдет сразу в четырех городах России – в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. В качестве основных хитов (или, как пишут организаторы, «больших туристических приманок») выступят «Повседневность» (Everyday, 2012) Майкла Уинтерботтома, «Грязь» (Filth, 2013) по роману шотландского писателя Ирвина Уэлша с Джеймсом МакЭвоем в главной роли, а также долгожданная «Диана: История любви» (Diana, 2013) с Наоми Уоттс – хроника последних лет жизни покойной принцессы.