Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Школа жен - Искусство кино

Школа жен

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

4 октября в Гоголь-центре состоялась премьера фильма Франсуа Озона «Новая подружка». Впечатлением от увиденного делится Зара Абдуллаева.


Озон продолжает увлекаться тривиальными, как Брехт сказал бы, жанрами. Или «низкими», но только в кавычках. На сей раз он, давно об этом мечтая, экранизирует рассказ Рут Ренделл, она же знаменитый автор детективов, которого прозвали британским Сименоном. Отработав нетривиальным образом с жанром детектива, стилем кэмп в «8 женщинах», с кичем – в «Ангеле», французский синефил упростил теперь себе задачу. Или, возможно, повзрослел и «распоясался» в том смысле, что решился на популярное, так сказать, не только для зрителей-трансвеститов, кино без режиссерских околичностей. Но при этом, наверно, взывая в легкой форме, которую губит психоложество, к толерантности (речь тут об отклонениях любого рода) другой части зрителей. Он даже позволил себе в «Новой подружке» камео, «унизив» репутацию почти мэтра, сев рядышком в кинотеатре с Давидом-Виржини (Ромен Дюрис), героем-мужчиной в женском облике, чтобы погладить его руку или коленку, точно не запомнила.


«Новая подружка», трейлер

В «8 женщинах» – школе женщин – Озон посылал воздушный синефильский поцелуй культурному масскульту. Следуя заветам кэмпа, он каждую этуаль и старлетку этого фильма обрамлял воображаемыми кавычками и шлейфом ассоциаций, тянувшимся за их ролями в кино и жизни. («Кэмп видит всё в кавычках цитации. Это не лампа, но "лампа", не женщина, но "женщина"». С.Сонтаг.)

В «Ангеле» (по «женскому» роману, героиня которого становилась автором бестселлера), успеха не снискавшем, он занялся трудоемкой (действие происходило в эдвардианскую эпоху) обработкой громадного мира кича, к которому отнесся без снобизма, но и без постмодернистский (пардон за устаревшее слово) иронии.

В «Новой подружке» Озон внимательно и грубовато, то есть чересчур прямолинейно, рассмотрел пробуждение и реализацию гендерных перверсий, зазря смешав психологическую достоверность (именно так) исполнительской техники главной героини Клэр (Анаис Демустье), мужа ее умершей ближайшей подружки, обнаружившим тяготение к женской одежде и соответствующему макияжу, с полуироническими масками более/менее фоновых персонажей. Получилось, однако невольно, нечто водевильное. Правда, без куплетов.

Une-nouvelle-amie-2
«Новая подружка»

В «8 женщинах», экранизации пьесы бульварного драматурга Роббера Тома, Озон познал очарование детектива и мюзикла. А также бурлескные перепады ролевых превращений актрис, ответив за метафору «жизни как театра» или кино с неудержимой бравадой. Детективный сюжет он поддержал язвящим подтекстом каждой их женских ролей и последовал цитате из «Идеального мужа» («Естественность – такая трудная поза»), переиначив ее в новый стандарт: на искусственность как идеал.

В последнем фильме он попытался – с помощью Давида-Виржини (трансвестита) – пробудить-исказить сенсорные клапаны, сексуальные порывы старой подружки его почившей молодой жены. И обольстить мужа, клерка с обликом квазимачо, своей новой подружки Клэр. Но сделал это с простецким удовольствием, не замеченным в его прежних картинах.

Une-nouvelle-amie-3
«Новая подружка»

Тем самым Озон несколько удалился от своей шикарной позиции, воспетой еще Ануем в образе Орнифля, – модного, лишь по видимости циничного парижского поденщика, полагавшего, что «истинную услугу людям оказывали лишь те, кто забавлял их на этой земле. Вечно чтить будут не реформаторов, не пророков, а немногих легкомысленных шутников». Невеселая нешутливая «Новая подружка» – свидетельство переломного (переходного) возраста этого очень французского режиссера.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Основные потребители кино в России — девочки 12-17 лет»

10.02.2014

Государство в лице Министерства культуры регулярно призывает кинематографистов снимать кино духоподъёмное, патриотическое, идеологически выдержанное. Российский кинобизнес в ответ на этот призыв выдал «на-гора» пару фильмов о спорте, на подходе — фильмы и сериалы о Первой и Второй мировых войнах. А за какое кино готов «голосовать» зритель своим кошельком? Об этом рассуждает главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей в интервью газете «Аргументы и факты».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился 70-й Венецианский кинофестиваль

07.09.2013

7 сентября состоялась церемония закрытия юбилейного Венецианского международного кинофестиваля 2013 года. Главный приз основной конкурсной программы фестиваля, неожиданно для многих критиков, получил документальный фильм «Священная римская кольцевая» (Sacro GRA) итальянского режиссера Джанфранко Роси. По собственному признанию, Роси снимал картину около двух лет. Гран-при, был присужден тайваньцу Цай Минляну за фильм «Бездомные псы» (Jiaoyou / Stray Dogs. Другой вариант перевода названия этой картины в русскоязычной прессе – «Бездомные собаки»).