Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Сны о чем-то меньшем - Искусство кино

Сны о чем-то меньшем

  • Блоги
  • Владимир Лященко

Владимир Лященко посмотрел на фестивале Sundance все фильмы американского художественного конкурса и несколько премьер, чтобы понять, чем живет в этом году заокеанское независимое кино, и выбрать пятерку наиболее интригующих картин.

 
У американского фестиваля независимого кино «Сандэнс» сложилась противоречивая репутация. С одной стороны, многие соглашаются с тем, что он открывает имена и служит площадкой для продвижения независимых кинематографистов. Вокруг него сформировалась едва ли не параллельная голливудской индустрия кино, в которую вовлекаются все новые участники, своего рода экосистема, где существуют в симбиозе те, кто хочет снимать кино, не находя себе места в системе студий-мейджоров и больших бюджетов. С другой, многие отмечают некоторую однообразность, царящую внутри экосистемы, как если бы это был не открытый мир, а, скажем, парник, в котором не столько процветало бы таксономическое разнообразие, сколько создавались бы тепличные условия для отдельных видов с их характерными чертами.

Появился даже специальный термин «сандэнсовское кино». Те, кто используют его в уничижительном ключе, обычно имеют в виду условный фильм про тяготы жизни не слишком преуспевших персонажей – американских «лишних людей». Снятый на беспристрастную цифру, разыгранный бесстрастно. Или разговорную комедию, в которой избыточно для реальности остроумные герои обмениваются ироничными репликами о своем горьком бытии.

Но те фильмы, в наибольшей степени соответствующие стереотипу, забываются первыми. Остаются выделяющиеся на общем фоне. Как прошлогодний победитель «Звери дикого Юга» (Beasts of the Southern Wild) Бена Зайтлина: притча в жанре магического реализма по мотивам урагана «Катрина». Или как «Марта, Марси Мэй, Марлен» (Martha Marcy May Marlene) Шона Дуркина: пронзительная история про потерянную девушку, которой равно плохо и в родной семье, и в новообретенной, слишком напоминающей секту Чарли Мэнсона. И как «Кирпич» (Brick) Райана Джонсона: неонуар про школьников без дождей, плащей, баров и неоновых улиц, но с бейсбольным полем, столовой и задним двором.

«Сандэнсовость» не является признаком конъюнктуры, а свидетельствует о первичности базиса, материальной предопределенности. Фестиваль – разом и место встречи людей, которые готовы снимать без бюджетов, и площадка для поиска финансирования, если совсем без бюджета уже не получается. При этом, важнейшее качество выявляемое в участниках – умение извлекать максимум из минимума.

Два года назад здесь не наградили призами «Беллфлауэр» (Bellflower) Эвана Глоделла: предапокалиптический групповой автопортрет калифорнийских парней, которые в ожидании конца света мастерят огнедышащую машину. Ожидание снято через советскую линзу на самодельную камеру. Машину с самыми настоящими огнеметами, как и кинокамеру, режиссер и его друзья собрали собственными руками, сами же исполнили и все роли. Их заметили и без призов.

Кстати, о призах: «Маленькая мисс Счастье» (Little Miss Sunshine) Валери Фарис и Джонатана Дэйтона, которую за десяток миллионов купила Fox Searchlight, чтобы собрать сотню, тоже ничего не получила из рук жюри. Но не суть, важно другое: этот фестиваль может служить укором всем тем, кто оправдывает неудачу или вовсе отсутствие результата отсутствием средств. Средства (речь сейчас не о денежных) есть всегда, но задачу приходится формулировать, исходя из возможностей. Соотносить одно с другим здесь умеют.

В случае с «Беллфлауэр» и подобными фильмами впечатляет рукотворность: кажется, она происходит от общей культуры производства. Согласно распространенному заблуждению, мы – «левши», а американцы живут на всем готовом, спущенном с конвейеров. Американское независимое кино свидетельствует об обратном: здесь крайне сложно судить о бюджете по качеству картинки, например. Снятый на собранную в гараже камеру «Беллфлауэр» выглядит гораздо дороже потраченных на него $17000, хотя финансовые рамки, конечно, накладывают ограничение на выбор тем и жанров. Безденежные дебютанты (основной контингент конкурса) чаще всего снимают про себя и себе подобных, это понятно.

Так, анонсируя, а затем и подводя итоги «Сандэнса 2013», многие выделяли в качестве главной темы года секс. Вещь во многих отношениях недорогую. В конкурсе соседствовали «Полуденная нега» (Afternoon Delight) Джилл Солоуэй с Джуно Темпл в роли получившей приют в доме заскучавшей семьи стриптизершу, «Сотрясение» (Concussion) Стейси Пэссон про открывшую новые грани себя в сексе за деньги семейную лесбиянку (тоже в каком-то смысле заскучавшую), «Спасатель» (Lifeguard) Лиз У. Гарсии с Кристен Белл, героиня которой столкнулась с кризисом среднего возраста и закрутила роман с несовершеннолетним.

Во внеконкурсных программах повышенный интерес вызывали закипевшие в наши дни «Страсти Дон Жуана» (Don Jon's Addiction) Джозефа Гордон-Левита со Скарлетт Йоханнсон, снятый Майклом Уинтерботтомом байопик лондонского порноиздателя и владельца стрипклубов Пола Рэймонда «Облик любви» (The Look of Love), еще один байопик – «Лавлейс» (Lovelace) с Амандой Сейфрид в заглавной роли звезды «Глубокой глотки», история про юношеский треугольник «Очень хорошие девочки» (Very Good Girls) с Дакотой Фаннинг и Элизабет Олсен.

sundance-donjon
«Страсти Дон Жуана»

Джеймс Франко представил сразу две картины: документальный «Узел» (Kink) про одноименный сайт, посвященный BDSM, и «Внутреннее пространство. Кожаный бар» (Interior. Leather Bar) – сорокаминутную реконструкцию BDSM-гей-сцен, которые в 1980-м якобы вырезали из «Разыскивающего» (Cruising) Уильяма Фридкина. Подавшийся в режиссуру артист, кстати, и в «Лавлейс» засветился, сыграв основателя и издателя журнала «Playboy» Хью Хефнера.

Сложно отрицать, секса хватало, но в разнообразии программ легко было выстроить любой альтернативный маршрут: от фильмов про будни эскапистов до очередных попыток устроить ренессанс вестерна. Эскапизма, конечно, гораздо больше. Тем более, что в конкурсе представлено кино более скромное на имена, чем в премьерах, где картины балансируют между независимостью и серьезными производственными возможностями.

Герои этого года, как и прежних, бежали от своей жизни. Меняли большие города на маленькие (уже упомянутый «Спасатель») и на совершенное уже захолустье («C.O.G.» Кайла Патрика Альвареса). Сразу в двух конкурсных фильмах – в том же «C.O.G.» и в «Перетекающем цвете» (Upstream Color) Шейна Кэрута – читали главную американскую книгу о бегстве из общества «Уолден, или Жизнь в лесу» Генри Дэвида Торо. Безо всяких книг строили дом в лесу («Дом Тоя» (Toy's House) Джордана Фогта-Робертса) и находили дом в застрявшей среди ветвей лодке (удачно прибившийся из прошлого года «Мад» (Mud) Джеффа Николса). Даже пересекали океан, чтобы оказаться в мире романов Джейн Остин в «Остинлэнде» (Austenland) Джеруши Хесс.

Тут еще можно перекинуть мостик к литературе битников, которой во многом наследует это важное для «сандэнсовского кино» (заразительно все-таки использование термина) настроение. В конкурсе массы интересовала картина «Убей своих любимых» (Kill Your Darlings) Джона Крокидаса про то, как в годы учебы в Колумбийском университете Аллен Гинзберг познакомился с Люсьеном Карром, а тот свел его с Джеком Керуаком и Уильямом Берроузом. Главной приманкой был Дэниел Рэдклифф в роли Гинзберга, но на самом деле невыдающуюся ленту отчасти спасают восходящая звезда Дэйн ДеХаан в роли Карра и Бен Фостер, которого здесь называют Уилли. Вне конкурса показывали экранизацию автобиографического романа Керуака «Биг Сур» (Big Sur), снятую завсегдатаем фестиваля Майклом Полишем с Жаном-Марком Барром в роли писателя. Оба фильма не впечатлили публику.

Конкурс в этом смысле интереснее, даже если половину фильмов из него не ждет большое будущее: в нем складывается картина кино и картина жизни. Зрители рыдают на реконструкции последнего дня жизни Оскара Гранта, 22-летнего чернокожего парня, которого застрелил в спину офицер полиции в новогоднюю ночь на железнодорожной станции (этот случай широко освещался в американской прессе в 2009-м году). В том, что «Фрутвейл» (Fruitvale) Райана Куглера получит Приз зрителей, можно было не сомневаться. Не удивляет и то, что жюри также не устояло перед эмоциональным напором очень просто сделанного фильма – здесь нет традиции выискивать кинематографические шедевры.

Зато есть традиция и умение рассказывать простые истории про себя, друзей, соседей, соседей соседей, их друзей, собак, детей. В каждом третьем фильме садятся за руль, прилично выпив. В каждом четвертом вступают в дискуссию с блюстителями порядка. В половине обманывают близких. В одном теряют всё и начинают жизнь с абсолютного нуля. В конце концов, это полезно – обмен опытом, уроки жизни, немного коллективного психоанализа, немного привитой с детства культуры презентации себя. Повторяющиеся микросюжеты, разные жизни, мало рефлексии о киноязыке, много внимания к людям.


«ПЕРЕТЕКАЮЩИЙ СВЕТ» (Upstream Color)
Конкурс американского художественного кино. Спецприз жюри с формулировкой «За звуковой дизайн».

Странные подростки рассекают по округе на велосипедах и пьют цветочную воду, чтобы изменить границы сознания. Странный парень постарше собирает в оранжерее червяков в банку, чтобы расфасовать их по капсулам для приема внутрь. Девушка в деловом костюме и с печатью вселенской тоски на красивом лице сталкивается с ним в баре, а просыпается уже другим человеком: ничего не ест, пьет только воду, конспектирует великую книгу о бегстве от социума «Уолден, или Жизнь в лесу» Генри Дэвида Торо.

sundance-UpstreamColor
«Перетекающий цвет»

То ли психоделический триллер в духе Филиппа Дика, то ли метафизическая история о том, что остается от индивида, если обнулить его жизнь. Режиссер, сценарист, исполнитель главной мужской роли, оператор и композитор Шейн Кэрут победил на «Сандэнсе» в 2004-м году со сложно устроенным «Детонатором» (Primer) про путешествия во времени, но второй фильм снял только через девять лет. Кажется, эти девять лет он пил только воду и конспектировал «Уолдена»: воспоминания героев причудливо вплетаются в новую жизнь, человеческие судьбы связываются с поросячьими, каждый кадр составлен из пронзительного сочетания света и тактильных ощущений, каждый звук отзывается глубоко внутри. Самый мощный и трудно описуемый фильм фестиваля.


«РАЗВЕ НЕ СВЯТЫХ ТО ТЕЛА» (Ain't Them Bodies Saints)
Конкурс американского художественного кино. Приз за операторскую работу.

Молодые Боб (Кейси Аффлек) и Руфь (Руни Мара) взяли друга на дело, но что-то пошло не так, и вот уже они отстреливаются из амбара, окруженного техасской полицией. Подстрелен друг, следом падает молодой обладатель пшеничных усов со звездой и в шляпе (Бен Фостер). Фильм Дэвида Лоури начинается там, где могла бы закончится история очередных Бонни и Клайда. Боб заберет у Руфь пистолет, из которого она выпустила пулю в шерифа, и сядет в тюрьму. Руфь останется на свободе и родит ему дочь. Шериф выживет и возьмет на себя роль ангела хранителя обеих. Боб сбежит из тюрьмы.

sundance-saints
«Разве не святых то тела»

Дебютант в режиссуре (до собственного полного метра он монтировал чужое кино, в том числе упомянутый выше «Upstream Color»), Лоури собрал внушительный актерский состав, кажется, выдающий некоторые источники влияния. Так, приглушенное бормотание младшего из братьев Аффлек вкупе с раскинувшимся вширь экраном вестерна, в котором редко стреляют, зато многозначительно молчат, а когда говорят, говорят едва ли не белым стихом, отсылает к «Убийству Джесси Джеймса трусливым Робертом Фордом» Эндрю Доминика. Фостер хорошо играл в беззубом ремейке другого великого вестерна – «В 3:10 на Юму». Мара прекрасна и убедительна в роли хрупкой на вид, но решительной дочери американского юга не меньше, чем когда была девушкой с татуировкой дракона.


«В МИРЕ...» (In a World...)
Конкурс американского художественного кино. Приз за сценарий.

За каждой репликой «Все дело в волшебных пузырьках», вкрадчиво произнесенной с экрана телевизора, можно обнаружить сложную судьбу представителя профессии «актер озвучивания». Игравшая в ромкомах подружек невест актриса Лейк Белл написала и сняла комедию про мир закадровых речей, который в 2008-м году лишился доминанты. Умер обладатель «Громовой глотки» и «Гласа Божьего» Дон Лафонтейн: человек, чей тембр настолько же узнаваем для каждого американца, как левитановский для советского гражданина. Лафонтейн озвучил несчетное число рекламных роликов и примерно пять тысяч трейлеров к фильмам, из которых десятки, если не сотни, начинались с фирменной фразы: «В мире...».

sundance-inaworld
«В мире...»

В фильме бороться с господствующими в профессии мужчинами за ставшее вакантным место неожиданно выпадает девушке, которую сыграла сама Белл. Главным конкурентом, вдобавок, оказывается собственный отец (совершенно коэновская роль Фреда Меламеда). Образцовая инди-комедия, какая украсила бы и фильмографию Джадда Апатоу.
 

«СУИТУОТЕР» (Sweetwater)
Премьеры

Инфернальный Пророк Иосия (Джейсон Айзекс) не расстается с серебряными револьверами и охотничьим ножом и держит в страхе паству маленького городка посреди безлюдных пустынных земель Дикого Запада. Поющий шериф Джексон (Эд Харрис) выслеживает кого-то на маршрутах переселенцев. Время от времени вспыхивает и гаснет насилие, пока зло не переступает грань допустимого. Тогда за пистолеты берется женщина (Дженьюари Джонс) и счет трупам идет на десятки. Еще один вестерн в программе фестиваля сняли молодые близнецы Логан и Ной Миллер (первый числится режиссером, второй соавтором сценария и сопродюсером), но их картина напоминает не сдержанные шедевры в диапазоне от «Маккейб и миссис Миллер» Роберта Олтмена до уже упомянутого «Убийства Джесси Джеймса», а, скорее, эксплуатейшн-извод.

sundance-sweetwater
«Суитуотер»

Братья-режиссеры не отказывают себе ни в чем: рассерженная женщина с пистолетом, оскорбленная женщина с пистолетом, женщина в дичайшем фиолетовом платье с пистолетом, полуобнаженная женщина с пистолетом. Получается, примерно как у Квентина Тарантино в «Джанго», но не так культурно, а попроще. Сходство дополняет появление авторов на экране, только у парней нет резонов откладывать выход на финал, так что они ложатся в землю первыми уже в прологе.
 

«СТОКЕР» (Stoker)
Премьеры

Восемнадцатилетие Индии Стокер (Миа Васиковска) совпадает с гибелью отца, обострением сложных отношений с матерью (Николь Кидман) и появлением загадочного дяди (Мэттью Гуд), о котором она никогда не слышала. История, которая начинается как ландшафтная дизайн-драма про сложные семейные отношения, оборачивается переосмыслением западной традиции триллера в терминах азиатского хоррора. Редкой красоты пространство американской готики кореец Пак Чан-Ук («Трилогия мести», «Жажда») проверяет на прочность кадрами-вспышками: окровавленный карандаш; паук, взбирающийся по ноге; девушка, с длинных волос которой льет на пол вода.

sundance-stoker
«Стокер»

Сексуальное напряжение равно нагнетается за занавеской в душе и во время игры в четыре руки за роялем. Режиссер выдержал испытание английским языком и голливудскими артистами, американская фестивальная критика вовсю сравнивает его с Хичкоком, а он вежливо отшучивается. Говорит, не осмелился бы и претендовать, но теперь не так обидно, что не он снял недавний байопик кумира.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Сверхценности» опять останавливают Россию? Российская государственность: к этиологии сверхценностей

28.04.2015

Беседа с главным редактором журнала «Искусство кино», культурологом, кинокритиком Даниилом Дондуреем. — Сначала вопросы к себе: почему произошло все то, что с нами случилось в минувшем году? Что предвещало, из какой табакерки выскочило, кто демиург событий? Где таились те идеологемы, которые так неотвратимо были объявлены главными? Мне кажется, что все это сработало не вдруг и связано не только с именем государя.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Киносоюз выступил против «Этической хартии»

01.08.2013

Союз кинематографистов опубликовал официальную позицию по вопросу разработки так называемой «Этической хартии». По мнению авторов документа, опубликованного на сайте Киносоюза, «любая попытка регламентировать искусство аморальна». Напомним, что после того, как президент России Владимир Путин выступил с идеей создания «Этической хартии» для деятелей киноиндустрии и поручил к октябрю 2013 года обсудить ее принятие, была создана рабочая группа по разработке этого документа. В группу вошли режиссеры Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, продюсер Леонид Верещагин, киновед Кирилл Разлогов, журналисты Андрей Шемякин, Генрих Боровик, Елена Ямпольская и другие. Возглавил группу первый зампред Союза Сергей Лазарук.