Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Три лица Лили. «Девушка из Дании», режиссер Том Хупер - Искусство кино

Три лица Лили. «Девушка из Дании», режиссер Том Хупер

  • Блоги
  • Нина Цыркун

«Девушка из Дании» Тома Хупера, получившая четыре номинации на «Оскар», вышла в российский прокат. Эту картину – о первом человеке, подвергшемся операции по смене пола, – посмотрела Нина Цыркун.


Хенрик, друг главного героя «Девушки из Дании», сказал о себе: «Я романтик, предпочитаю держаться в тени». А фильм как раз о выходе из тени, причем из собственной тени, о преодолении мучительной раздвоенности и об отваге стать наконец самим собой, отведя тени ее место, а точнее – избавившись от ее наваждения. Действие «Девушки из Дании» происходит почти век назад, но и сегодня такой акт в публичном горизонте вызывает, мягко говоря, неоднозначную реакцию окружающих. Это подлинная история о том, как Эйнар Вегенер уже женатым мужчиной, влюбленным в свою прекрасную жену, внезапно ощутил, что под его именем живет женщина. Ситуацию нечаянно спровоцировала жена, художница-портретистка. В нужный момент рядом не оказалось натурщицы, и Герда попросила Эйнара накинуть женское платье и надеть туфли. В таком виде его застает подруга-балерина, девушка с художественным складом ума, явившаяся в дом друзей с букетом лилий. Оценив картину, она сходу дает Эйнару подходящее имя – Лили. История продолжилась маскарадом: шутки ради Герда уговорила мужа выйти вместе с ней в свет, на бал в женском платье, парике, с накрашенными губами. И продолжала рисовать его в женском обличье. Серия картин в стиле ар-деко (слегка напоминающих серовский портрет Иды Рубинштейн), в отличие от ее прежних работ, стала пользоваться большим успехом, как будто Герда набрела на сокровенную золотую жилу. Искусство словно выявило истину, обнаружив подлинную сущность Эйнара, по ошибке природы помещенного в тело мужчины. Стоя за мольбертом, Герда смотрела на Эйнара влюбленными глазами, а сказано ведь: «Когда любишь человека, видишь его таким, каким его задумал бог».

The Danish Girl 2«Девушка из Дании»

Тут надо вспомнить, что Эйнар тоже художник (пейзажист), и все пишет и пишет по памяти преследующий его ландшафт, запомнившийся с детства. Почему именно эти голые деревья в гиблом болотистом месте воспроизводит он на холсте, станет впоследствии понятно, и тоже прольет свет на вызревание в нем внезапно овладевшей им идеи.

Транзит от Эйнара к Лили Вегенер отслеживает, глядясь в зеркало. Зеркало – его тайный конфидент, которому можно довериться, и в то же время инструмент самоанализа. Это не нарциссизм; Вегенер мог бы сказать словами Орсона Уэллса: «Я люблю не зеркала, я люблю отражения». Видя в зеркале Лили, Эйнар встречается с собой настоящим. Это визуальный эквивалент его самоощущения; реальность перетекает с живого человека на репродукцию и актуализирует, оживляет ее. Зеркало, условно говоря, начинает таять, как у Кэррола, когда Алиса прыгнула в Зазеркалье; как у Кокто, когда Поэт переходит зеркальный Рубикон, попадая во владения Смерти. Эйнар еще не знает, что ему суждено то и другое, и пока только изучает себя, всматриваясь в меняющееся лицо.

«Девушка из Дании», трейлер

Происходящие изменения с большим тактом, вкусом и виртуозным умением фиксируют на этом лице мастера грима, которым ни в коем случае нельзя было допустить чрезмерной феминизации, граничащей с карикатурностью. Внешние изменения, конечно, не главное, а внутренние чрезвычайно тонко, постепенно передает на редкость чуткий актер Эдди Редмейн. Ему ведь пришлось сыграть по сути дела трех персонажей: Лили до перевоплощения, Лили в стадии трансгендерного перехода, Лили после того, как переход свершился. Это романтический (существование в тени), драматический и трагический периоды. В этом плане роль Эйнара Вегенера/Лили Элбе перекликается с его оскароносным воплощением знаменитого ученого в фильме Джеймса Марша «Вселенная Стивена Хокинга», тоже заточенного на драму плененного тела, хотя и в другой перспективе. А для режиссера Тома Хупера работа над этой картиной срифмовалась с реализацией замысла «Король говорит!» – тоже о самопреодолении.

Жаль, что далеко на второй план ушла в фильме жена Вегенера Герда. Не только с ее подачи, но при ее героической, самоотверженной поддержке герой реализовывал свою мечту. Алисия Викандер в этой роли – золотоволосый ангел за плечом, чья личная драма в фильме больше угадывается, чем раскрывается. И все же сама актриса вполне наработала на «Оскар».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Цифровая — значит креативная

25.06.2010

Есть конкретный срок, в нашей стране он назначен: в 2015 году мы должны, согласно подписанным президентом конвенциям, просто-напросто отключить аналоговое вещание. Сейчас у нас работает более ста десяти кабельных каналов, вставляется телепанель в заднюю стеночку — и все в порядке. Во-первых, их количество еще увеличится: в «Акадо» стоит цифра «1000». В США есть системы, в которых действуют до 2000 каналов. А люди-то реально смотрят всего девять — из ста. Девять — из тысячи, или из пяти тысяч. На эту тему есть масса исследований.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Памяти Алексея Германа

Новости

Памяти Алексея Германа

22.02.2013

21 февраля 2013 года в Санкт-Петербурге после тяжелой болезни на 75-м году жизни скончался режиссер, сценарист, драматург, актер Алексей Юрьевич Герман. Все, кто делает журнал «Искусство кино», пишет для него, и, уверены, читает его, восприняли эту смерть как тяжелую личную утрату. Вероятно, это прозвучит пафосно, но уход великого мастера и бескомпромиссного гражданина означает подлинную трагедию для всей отечественной культуры, искусства и общественной жизни.