Завершилась конференция «Развитие отечественной киноиндустрии как части национальной культуры»
Проектно-практическая конференция «Развитие отечественной киноиндустрии как части национальной культуры», Воскресенское, Московская область, 22-24 апреля 2011.
В третий раз за последние 25 лет (последний раз в 1987 году) обсуждение актуальных проблем российской киноиндустрии проводилось в виде проектно-практической игры, которая позволила не только аккумулировать огромный информационный материал о разных аспектах функционирования российского кино, но и использовала самый эффективный способ аналитики — знания и оценки экспертов.
Первое пленарное заседание было посвящено актуальным проблемам кинополитики в России и других странах:
Вице-президент ЮниФранс по Восточной Европе Жоэль Шапрон детально представил саму философию французской модели киноиндустрии, основанную на ее финансировании исключительно засчет зрителей. Представитель ДжоманФилмз Симона Бауман подробно описала механизмы государственной, общественной и частной помощи, оказываемой кинопромышленности в Германии, действующие налоговые льготы, представила различные формы выборочной поддержки кинопроектов, а также дала анализ системы образования. Андрей Кончаловский рассказал о различиях в самих подходах работы с авторами, компаниями-мэйджорами, прокатчиками в Голливуде и в России, и бескомпромиссно оценил нынешнее состояние и условия развития российского кино. Ведущие аналитики компании Невафильм, Олег Березин и Ксения Леонтьева, подробно охарактеризовали самые современные тенденции всех типов проката кинопродукции в России. Генеральный директор Tvigle.ru Егор Яковлев выступил с прогнозом будущего существования кино в интернете и на других новых носителях. Главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, привлекая большой статистический исследовательский материал, дал общую картину болевых точек нынешнего положения дел в современном российском кино.
После этого в течение двух дней были проведены четыре сессии работы экспертов в группах. Под кураторством специально обученных бизнес-тренеров 35 экспертов из самых разных сфер киноиндустрии работали в пяти тематических группах:
1. Государственная политика развития отечественной кинематографической культуры до 2020 года.
2. Профсоюзы в процессе совершенствования кинопроизводства в ближайшее десятилетие.
3. Образование и кадры с учетом изменений во всех сферах киноиндустрии.
4. Проблемы кинопроката авторского, детского, документального и анимационного кино.
5. Альтернативные способы продвижения кинокультуры к зрителю (ТВ, интернет, фестивали, критика).
Шестнадцать часов практически не прерывающегося мозгового штурма позволили максимально использовать возможности этой интеллектуальной технологии:
— провести комплексный анализ огромного количества аспектов и проблем нынешней ситуации;
— выявить и описать проблемные области и тупики существования отечественного кино;
— предложить пути оптимизации процессов как в отдельных областях кинематографа, так и киноиндустрии в целом.
Последнее пленарное заседание было посвящено обсуждению всех идей, предложений и проектов, подготовленных в группах. Но главное — попытке создания новой модели государственной политики в области российского киноискусства.
В нем приняли участие глава департамента кино Министерства культуры Вячеслав Тельнов и руководитель Фонда развития отечественного кино Сергей Толстиков.
Участники научно-практической конференции, проанализировав состояние российской киноиндустрии более чем по сорока проблемным аспектам, предложили новую философию государственной политики в этой области, адекватную современным условиям ее существования, реальный, а не декларативный путь выхода из тех тупиков, в которых она находится в настоящее время.
В связи с огромным количеством информации, которую необходимо обработать, собрав все предложения в единую осмысленную систему, проектные итоги конференции будут представлены в начале июня 2011 года.
Здесь мы фиксируем лишь некоторые идеи и тезисы к готовящемуся меморандуму «Национальная кинокультура 2020».
В частности констатировали, что без безотлагательного решения следующих проблем функционирование российской киноиндустрии не будет иметь перспектив:
* Только системное обновление всей киноотрасли, а не очередная просьба к правительству о выделении дополнительных средств, позволит улучшить положение дел в этой сфере.
* Не имеет смысла заниматься изменениями исключительно отдельных элементов российской киножизни. Необходимо перестроить (или достроить) всю систему, предложить жизнеспособную модель, приспособив ее к ответу на вызовы времени. В первую очередь, это касается выработки новых принципов государственной политики в этой сфере.
* Наряду с важностью оптимизации производства российских фильмов, их конкурентоспособности с зарубежной продукцией, необходимо сконцентрироваться на сохранении и развитии зрительских аудиторий, способных понимать новое российское кино. Нужно признать, что культурная коммуникация возможна только при условии, если у качественного кино есть «качественный» зритель, взыскательный, художественно образованный и интеллектуально развитый.
* Сегодня отсутствуют прозрачные, понятные всем деятелям кино правила, нормы и механизмы государственной политики в области кино. Не выработаны ее приоритеты, целые сферы кинематографа остаются без соответствующего попечения (кинопрокат, международная деятельность, зритель, репутация и пиар российского кино). Нет региональной кинополитики.
* Требуется уделить особое внимание слабому звену кинопроцесса — экспертизе проектов на трех этапах создания фильма: запуск, готовый фильм, итоги проката. Важно создать специальные советы кинопрофессионалов, которые будут оценивать результаты на всех этих этапах, присуждать определенные статусы (баллы), которые должны сказываться и на прокатной судьбе, и на репутационных активах авторов в их следующих работах.
* Требуются перемены в политики в области проката. Это касается и регулирования присутствия отдельных типов фильмов и названий в репертуаре кинотеатров, механизмов перераспределения возможного взимания небольшого налога с каждого кинобилета (при непременном условии направлять полученнын средства на развитие самого кинопроката).