Герой войны обвиняется в сотрудничестве с нацистами
Он стал национальным героем после того, как история его борьбы за жизнь в Варшавском гетто была увековечена в оскароносной картине «Пианист» (The Pianist) (2002). Однако сегодня подвиги ныне покойного польского пианиста Владислава Шпильмана оказались в центре горячей дискуссии, его посмертно обвиняют в сотрудничестве с гестапо.
Сын Шпильмана Анджей обратился в суд, чтобы добиться отзыва тиража книги, в которой Вера Гран, польская певица, утверждает, что Шпильман «организовал банду», члены которой пытались убить ее.
Гран, умершая в 2007 году, также обвинила его в сотрудничестве с гестапо в период, когда оба они — вместе с сотнями тысяч других евреев – находились в варшавском гетто во время оккупации столицы нацистами.
«Сразу после войны мой отец опубликовал свои дневники под названием “Смерть города”, и ни один из выживших в гетто не критиковал его версию событий, — заявил Анджей Шпильман газете “Spiegel”. — Мой отец был жертвой нацистов, а не их сообщником».
Книгу «Обвиняемая: Вера Гран» (Accused: Wiera Gran), написанную журналисткой Агатой Тушинской, польские СМИ уже назвали попыткой реабилитировать певицу в глазах общества. Издатели выпустили книгу под лозунгом «Обратная сторона истории Владислава Шпильмана».
Историки, занимающиеся исследованиями варшавского гетто, утверждают, что враждебность между Гран, Шпильманом и другими музыкантами возникла уже в период жизни в гетто, из которого впоследствии сбежала певица.
В наказание за сотрудничество несколько музыкантов, с которыми Гран выступала в кабаре, в период войны были приговорены к смерти членами польско-еврейского подпольного движения.
В 1947-м Шпильман присутствовал в суде на рассмотрении дела Гран – ее также обвиняли в сотрудничестве с нацистами. Однако доказательств оказалось недостаточно, и дело закрыли. Впоследствии, уже после эмиграции в Израиль, Гран повторно подверглась обвинениям и была вынуждена покинуть свою новую родину и поселиться во Франции, где она работала с Морисом Шевалье и Шарлем Азнавуром.
Несколько известных людей, выжившие в гетто и лично знавшие Шпильмана, например, бывший министр иностранных дел Польши Владислав Бартошевский, назвал подобные обвинения в адрес музыканта «беспочвенными и постыдными».
Источник: http://www.guardian.co.uk/world/2010/nov/01/wladyslaw-szpilman-pianist-collaboration-claims
ЧИТАЙТЕ О ФИЛЬМЕ «ПИАНИСТ» (THE PIANIST) В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ:
№10-2002
Дмитрий Десятерик. Пианист и пустота
Михаил Трофименков. Пианист, которого там не было. Послесловие