Российское киноведение: взгляд со стороны
- №4, апрель
- Елена Стишова
Пятнадцатилетний опыт участия в конференциях и симпозиумах американских славистов-киноведов, мне кажется, дает мне право высказать свое мнение о том, как у них поставлено дело. Мнение это граничит с белой завистью, если не является оной. Американские коллеги изучают постсоветское кино системно, подробно, в разных дискурсах и всегда — с огромным азартом.
В отличие от нас, больных снобизмом и не скрывающих усталого презрения к отечественному кинематографу.
Который год в интернете работает сайт www. Kinokultura.edu под руководством Биргит Боймер — там рецензируется буквально вся (без предварительного отбора) доступная кинопродукция постсоветских республик. Здесь работает установка: если фильм не интересен эстетически как артхаусный проект, то он может быть любопытен с точки зрения социологической, гендерной, этнологической etc. Практикуется множество подходов к фильму — как классических, так и постмодернистских, без владения которыми невозможно анализировать кино и культуру в целом.
Мне всегда хотелось узнать побольше, как организовано в США преподавание киноискусства, его истории, современности и всех его составляющих. Я обратилась с этим вопросам к коллегам и старым друзьям — многие из них давно сотрудничают с нашей редакцией. Все они профессора, все собаку съели на российском кино. Мне показалось, что такая подборка будет уместна в юбилейном номере. Юбилей — некий пик и выход — хочешь не хочешь — на следующий виток. Если мы хотим развиваться. А мы — хотим. Одна из ближайших задач — разобраться с драматической ситуацией отечественного киноведения, где накопилось множество проблем. Нет финансирования, нет господдержки (хотя бы моральной, что ли), нет не только государственного проекта развития кинонауки (вот уж где нужен инновационный подход!) — нет даже мысли о том, что такой проект необходим.
Недавнее событие (которое осталось незамеченным даже среди интеллигенции) — закрытие НИИ киноискусства (существовал с 1972 года) и перевод института в статус отдела ВГИКа, теперь уже ВГУКа, — не внушает оптимизма по поводу взлета отечественной кинонауки.