Российское киноведение: взгляд со стороны

Пятнадцатилетний опыт участия в конференциях и симпозиумах американских славистов-киноведов, мне кажется, дает мне право высказать свое мнение о том, как у них поставлено дело. Мнение это граничит с белой завистью, если не является оной. Американские коллеги изучают постсоветское кино системно, подробно, в разных дискурсах и всегда — с огромным азартом.

 

В отличие от нас, больных снобизмом и не скрывающих усталого презрения к отечественному кинематографу.

Который год в интернете работает сайт www. Kinokultura.edu под руководством Биргит Боймер — там рецензируется буквально вся (без предварительного отбора) доступная кинопродукция постсоветских республик. Здесь работает установка: если фильм не интересен эстетически как артхаусный проект, то он может быть любопытен с точки зрения социологической, гендерной, этнологической etc. Практикуется множество подходов к фильму — как классических, так и постмодернистских, без владения которыми невозможно анализировать кино и культуру в целом.

Мне всегда хотелось узнать побольше, как организовано в США преподавание киноискусства, его истории, современности и всех его составляющих. Я обратилась с этим вопросам к коллегам и старым друзьям — многие из них давно сотрудничают с нашей редакцией. Все они профессора, все собаку съели на российском кино. Мне показалось, что такая подборка будет уместна в юбилейном номере. Юбилей — некий пик и выход — хочешь не хочешь — на следующий виток. Если мы хотим развиваться. А мы — хотим. Одна из ближайших задач — разобраться с драматической ситуацией отечественного киноведения, где накопилось множество проблем. Нет финансирования, нет господдержки (хотя бы моральной, что ли), нет не только государственного проекта развития кинонауки (вот уж где нужен инновационный подход!) — нет даже мысли о том, что такой проект необходим.

Недавнее событие (которое осталось незамеченным даже среди интеллигенции) — закрытие НИИ киноискусства (существовал с 1972 года) и перевод института в статус отдела ВГИКа, теперь уже ВГУКа, — не внушает оптимизма по поводу взлета отечественной кинонауки.

 

 

 

 

 

Только имя. «Колетт», режиссер Уош Уэстмоленд

Блоги

Только имя. «Колетт», режиссер Уош Уэстмоленд

Нина Цыркун

Девятнадцатый фестиваль Нового британского кино, проходящий в четырех российских городах, открылся в Москве премьерой фильма Уоша Уэстмоленда «Колетт». О фильме-участнике фестивалей в Санденсе и Торонто, уже в ноябре выходящем в российский прокат, написала Нина Цыркун.

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.

Новости

Artdocfest / Riga объявил сроки проведения и приглашает в гости

05.07.2018

Фестиваль Artdocfest / Riga пройдет с 19 по 24 октября 2018 г. в содружестве с Riga IFF в Риге (Латвия).В присутствии жюри будет показана конкурсная программа, состоящая из 21 фильма. Решение жюри будет объявлено позже, в дни фестиваля в Москве. Публикуем два предложения зрительских туров, специально разработанных фестивалем для всех желающих посетить его.