Королева говорит. «Филомена», режиссер Стивен Фрирз
- №10, октябрь
- Андрей Плахов
«Филомена» – типично оскаровский фильм. Премьеры таких картин происходят обычно на фестивале в Торонто: именно там впервые прозвучал «Король говорит!». Оба британских фильма построены на реальных событиях, оба полны эмоций, юмора и актерского совершенства. Правда, до Торонто «Филомена» была показана в Венеции, что тоже объясняется традицией: режиссер картины Стивен Фрирз уже представлял здесь «Королеву».
В британской актерской семье две королевы – Хелен Миррен и Джуди Денч. И даже когда они играют героинь, далеких от престола, от их королевской ауры трудно отделаться. Джуди Денч, Дама-Командор ордена Британской империи, никогда еще не воплощалась в такую наивную простолюдинку, как в «Филомене», однако она все равно выглядит народной королевой – мудрой, добросердечной, но при необходимости решительной, властной, готовой отбрить любого, кто перейдет некую невидимую черту.
Сюжет фильма основан на получившем широкий резонанс журналистском расследовании: его опубликовал Мартин Сикссмит под названием «Потерянный ребенок Филомены Ли». Это была история ирландки, чью жизнь сломали в монастыре, куда она имела несчастье загреметь в глубокой юности. Забеременев на почве первой влюбленности, Филомена оказывается насильственно разлучена с рожденным вне брака сыном: монастырские святоши не прощают грехов молодости. Следы своего отпрыска она находит только спустя полвека в Америке, и ей непросто смириться с тем, что сын вырос геем и в цветущем возрасте умер от СПИДа. Но непросто – не значит невозможно. Джуди Денч для того и понадобилась, чтобы с присущей ей объемностью актерской оптики безупречно сыграть и чувствительную мелодраму, и ироническую комедию, а именно такой крен задал своему судну капитан этого проекта Стивен Фрирз.
Чтобы в правильных пропорциях соединить сентиментальность с сарказмом, прежде всего требовалось преобразовать документальную историю в полноценный игровой сценарий. Эту операцию блистательно выполнили Стив Куган и Джефф Поуп, а первый из них еще и сыграл Сикссмита. Этот легкий и остроумный, антиклерикально заточенный сценарий справедливо был отмечен призом в Венеции, уже не первый раз показывающей кукиш католической церкви (вспомним «Золотого льва», присужденного «Сестрам Магдалены»). «Филомене», явно лидировавшей среди мейнстримовской критики, тоже прочили награду более высокого ранга, но в жюри не без оснований рассудили, что и у фильма, и у Денч все впереди: отыграются на «Оскаре».
Роль Филомены с полным основанием можно назвать бенефисной для актрисы, однако трудно переоценить ту профессиональную поддержку, которую оказывает ей Куган – еще один высший профессионал британской актерской школы. Между ним и Денч возникает полная профессиональная «химия», хоть и без намека на эротизм. Из того, что называют supporting role, Куган создает многомерный персонаж, не менее занимательный, чем Филомена. Начнем с того, что Мартин Сикссмит известен как корреспондент ВВС в Москве, издавший несколько книг о современной российской политике: в фильме недаром упоминается про его планы написать книгу о «кровавой российской истории». Однако мы знакомимся с героем в момент обострения профессионального кризиса и охлаждения интереса к России (параллель с самим Фрирзом, снявшим после «Королевы» подряд несколько неудачных фильмов; в «Филомене» он опять поднимается на пик своей формы).
Хотя мелодрама о разлученных с детьми матерях никак не территория Сикссмита, волею случая и подчиняясь интуитивному порыву, он все же берется за расследование и едет вместе с Филоменой в Америку, где их ждет поистине эмоциональное путешествие, а также сюрпризы самопознания. Путешествие финансировано издателем будущей книги в расчете, что она окажется сенсационной и коммерческой. Тем сильнее разочарование, постигшее журналиста, когда героиня отказывается печатать «постыдные» результаты их поисков.
Куган изображает своего героя циником-атеистом, элегантно, но все же явственно утрируя характерные черты журналистов левой ориентации. Особенно пикантным выглядит в его расследовании тот факт, что сын Филомены работал в откровенно правой команде Рейгана и вынужден был не выпячивать свое гейство. Двойная мораль – неисчерпаемый источник комизма, и Фрирз с Куганом охотно этим пользуются. Во многом как комедию воспринимает авантюру, в которую он ввязался, и Сикссмит. При встрече с такой законченной простушкой, как Филомена, проведшая полжизни в звероватом монастыре и вопреки всему сохранившая веру в божий промысел, у него все внутри переворачивается от утробного смеха. И он периодически выводит этот смех наружу, как только Филомена сморозит что-то особенно дикое. На его стороне практика элитного существования в дорогих отелях и бизнес-классах, в то время как Филомена привыкла считать копейки и с приятным удивлением обнаруживает, что шампанское в самолете дают на халяву. Но поразительным образом победительницей в этой дуэли характеров, опытов и мировоззрений чаще всего оказывается не он, а она. Наивность и цельность чувств дают фору усталому всезнанию, и, разумеется, Джуди Денч удостоверяет победу своей королевской печатью. Потому что только королева может позволить себе такую степень простоты, иначе в нее никто бы не поверил.
«Филомена»
Так они и путешествуют по Новому Свету: она в надежде встретить если не самого сына, то хотя бы его следы; он – понукаемый профессиональным азартом, а также своим издателем. А потом траектория путешествия выводит их к началу, возвращая в тот же самый ирландский монастырь, настоятельница которого фактически продала ребенка в американскую семью и всю жизнь мешала попыткам матери и сына разыскать друг друга. Так что святость святостью, а коммерция коммерцией: испокон веков отлично работающее сочетание на территории от Британии до Московии. Но в то время как Сикссмит мечет стрелы гнева в «fucking catholics», Филомена, как истинная королева, еще и милосердна, она умеет прощать. И атеисткой она уже никогда не станет.
Положенная в основу этого классически совершенного фильма история – одна из многих подобных, случившихся в Ирландии в середине прошлого века и питающих поныне не зажившие травмы. Книга Сикссмита уже помогла многим матерям найти своих детей. Фильм помимо художественной послужит и этой цели.
«Филомена»
Philomena
По роману Мартина Сикссмита «Потерянный ребенок Филомены Ли»
Авторы сценария Стив Куган, Джефф Поуп
Режиссер Стивен Фрирз
Оператор Робби Райан
Художник Алан Макдоналд
Композитор Александр Депла
В ролях: Джуди Денч, Стив Куган
Baby Cow Productions, Magnolia Mae Films, Pathé, BBC Films, BFI
Великобритания
2013