Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Королева говорит. «Филомена», режиссер Стивен Фрирз - Искусство кино

Королева говорит. «Филомена», режиссер Стивен Фрирз

«Филомена» – типично оскаровский фильм. Премьеры таких картин происходят обычно на фестивале в Торонто: именно там впервые прозвучал «Король говорит!». Оба британских фильма построены на реальных событиях, оба полны эмоций, юмора и актерского совершенства. Правда, до Торонто «Филомена» была показана в Венеции, что тоже объясняется традицией: режиссер картины Стивен Фрирз уже представлял здесь «Королеву».

В британской актерской семье две королевы – Хелен Миррен и Джуди Денч. И даже когда они играют героинь, далеких от престола, от их королевской ауры трудно отделаться. Джуди Денч, Дама-Командор ордена Британской империи, никогда еще не воплощалась в такую наивную простолюдинку, как в «Филомене», однако она все равно выглядит народной королевой – мудрой, добросердечной, но при необходимости решительной, властной, готовой отбрить любого, кто перейдет некую невидимую черту.

Сюжет фильма основан на получившем широкий резонанс журналистском расследовании: его опубликовал Мартин Сикссмит под названием «Потерянный ребенок Филомены Ли». Это была история ирландки, чью жизнь сломали в монастыре, куда она имела несчастье загреметь в глубокой юности. Забеременев на почве первой влюбленности, Филомена оказывается насильственно разлучена с рожденным вне брака сыном: монастырские святоши не прощают грехов молодости. Следы своего отпрыска она находит только спустя полвека в Америке, и ей непросто смириться с тем, что сын вырос геем и в цветущем возрасте умер от СПИДа. Но непросто – не значит невозможно. Джуди Денч для того и понадобилась, чтобы с присущей ей объемностью актерской оптики безупречно сыграть и чувствительную мелодраму, и ироническую комедию, а именно такой крен задал своему судну капитан этого проекта Стивен Фрирз.

Чтобы в правильных пропорциях соединить сентиментальность с сарказмом, прежде всего требовалось преобразовать документальную историю в полноценный игровой сценарий. Эту операцию блистательно выполнили Стив Куган и Джефф Поуп, а первый из них еще и сыграл Сикссмита. Этот легкий и остроумный, антиклерикально заточенный сценарий справедливо был отмечен призом в Венеции, уже не первый раз показывающей кукиш католической церкви (вспомним «Золотого льва», присужденного «Сестрам Магдалены»). «Филомене», явно лидировавшей среди мейнстримовской критики, тоже прочили награду более высокого ранга, но в жюри не без оснований рассудили, что и у фильма, и у Денч все впереди: отыграются на «Оскаре».

Роль Филомены с полным основанием можно назвать бенефисной для актрисы, однако трудно переоценить ту профессиональную поддержку, которую оказывает ей Куган – еще один высший профессионал британской актерской школы. Между ним и Денч возникает полная профессиональная «химия», хоть и без намека на эротизм. Из того, что называют supporting role, Куган создает многомерный персонаж, не менее занимательный, чем Филомена. Начнем с того, что Мартин Сикссмит известен как корреспондент ВВС в Москве, издавший несколько книг о современной российской политике: в фильме недаром упоминается про его планы написать книгу о «кровавой российской истории». Однако мы знакомимся с героем в момент обострения профессионального кризиса и охлаждения интереса к России (параллель с самим Фрирзом, снявшим после «Королевы» подряд несколько неудачных фильмов; в «Филомене» он опять поднимается на пик своей формы).
Хотя мелодрама о разлученных с детьми матерях никак не территория Сикссмита, волею случая и подчиняясь интуитивному порыву, он все же берется за расследование и едет вместе с Филоменой в Америку, где их ждет поистине эмоциональное путешествие, а также сюрпризы самопознания. Путешествие финансировано издателем будущей книги в расчете, что она окажется сенсационной и коммерческой. Тем сильнее разочарование, постигшее журналиста, когда героиня отказывается печатать «постыдные» результаты их поисков.

Куган изображает своего героя циником-атеистом, элегантно, но все же явственно утрируя характерные черты журналистов левой ориентации. Особенно пикантным выглядит в его расследовании тот факт, что сын Филомены работал в откровенно правой команде Рейгана и вынужден был не выпячивать свое гейство. Двойная мораль – неисчерпаемый источник комизма, и Фрирз с Куганом охотно этим пользуются. Во многом как комедию воспринимает авантюру, в которую он ввязался, и Сикссмит. При встрече с такой законченной простушкой, как Филомена, проведшая полжизни в звероватом монастыре и вопреки всему сохранившая веру в божий промысел, у него все внутри переворачивается от утробного смеха. И он периодически выводит этот смех наружу, как только Филомена сморозит что-то особенно дикое. На его стороне практика элитного существования в дорогих отелях и бизнес-классах, в то время как Филомена привыкла считать копейки и с приятным удивлением обнаруживает, что шампанское в самолете дают на халяву. Но поразительным образом победительницей в этой дуэли характеров, опытов и мировоззрений чаще всего оказывается не он, а она. Наивность и цельность чувств дают фору усталому всезнанию, и, разумеется, Джуди Денч удостоверяет победу своей королевской печатью. Потому что только королева может позволить себе такую степень простоты, иначе в нее никто бы не поверил.

plahov-philomena2
«Филомена»

Так они и путешествуют по Новому Свету: она в надежде встретить если не самого сына, то хотя бы его следы; он – понукаемый профессиональным азартом, а также своим издателем. А потом траектория путешествия выводит их к началу, возвращая в тот же самый ирландский монастырь, настоятельница которого фактически продала ребенка в американскую семью и всю жизнь мешала попыткам матери и сына разыскать друг друга. Так что святость святостью, а коммерция коммерцией: испокон веков отлично работающее сочетание на территории от Британии до Московии. Но в то время как Сикссмит мечет стрелы гнева в «fucking catholics», Филомена, как истинная королева, еще и милосердна, она умеет прощать. И атеисткой она уже никогда не станет.

Положенная в основу этого классически совершенного фильма история – одна из многих подобных, случившихся в Ирландии в середине прошлого века и питающих поныне не зажившие травмы. Книга Сикссмита уже помогла многим матерям найти своих детей. Фильм помимо художественной послужит и этой цели. 


 

«Филомена»
Philomena
По роману Мартина Сикссмита «Потерянный ребенок Филомены Ли»
Авторы сценария Стив Куган, Джефф Поуп
Режиссер Стивен Фрирз
Оператор Робби Райан
Художник Алан Макдоналд
Композитор Александр Депла
В ролях: Джуди Денч, Стив Куган
Baby Cow Productions, Magnolia Mae Films, Pathé, BBC Films, BFI
Великобритания
2013


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
«Дух огня» 2014. Хроники семейной жизни

Блоги

«Дух огня» 2014. Хроники семейной жизни

Евгений Майзель

На 12-м фестивале дебютов «Дух огня», состоявшемся в Ханты-Мансийске, Евгений Майзель изучил международный конкурс и обнаружил, что представленные в нем фильмы, несмотря на их редкое стилистическое разнообразие, объединяют несколько сквозных сюжетов. В первом репортаже: гуманистическая история семьи «Ило Ило» сингапурца Энтони Чэня и феминистский памфлет «Едкий» иранца Киараша Асадизаде.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

XXIII «Окно в Европу» осталось без лучшего фильма

14.08.2015

В Выборге завершился XXIII фестиваль российского кино «Окно в Европу». На церемонии закрытия было вручено порядка трех десятков призов и дипломов в нескольких номинациях, включая четыре конкурсных программы. При этом, ни жюри главного конкурса «Осенние премьеры» под председательством Светланы Проскуриной, ни Гильдия кинокритиков, также оценивающая эту секцию, не смогли выбрать из предложенных картин лучшую и ограничились в первом случае Призом исполнительнице главной роли в одной из картин Ирине Купченко, а во втором - поощрительным дипломом режиссеру-дебютанту Дарье Полторацкой.