Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Берлин 2016: радости и горести синефилии - Искусство кино

Берлин 2016: радости и горести синефилии

  • Блоги
  • Наталья Серебрякова

По мнению Натальи Серебряковой, самая синефильская программа Берлинале – «Форум» – была в этом году неровной: в диапазоне от настоящих шедевров до откровенных провалов.


berlinale logoФильм "Homo sapiens" Николауса Гейрхальтера, показанный в самом начале, по иронии судьбы стал лучшим фильмом фестиваля. В прошлом году австрийский режиссер вместе со съемочной группой и своими героями тоже представлял в программе «Форум» свою ленту «Через годы» (Über die Jahre). Это была четырехчасовая документальная картина о том, как живут рабочие текстильной фабрики, заснятая на протяжении последних десяти лет. Короткие и длинные зарисовки из жизни австрийского пролетариата перемежались индустриальными видами. В новом фильме Гейрхальтера люди вообще отсутствуют. Однако это поэтическое эссе о связи природы и человеческой жизни. Фильм состоит из средних и длинных планов разнообразных заброшенных локаций человеческого обитания – от офисов и больниц до храмов и музеев. В каждом кадре так или иначе присутствует природа; вездесущие ростки зелени, голубь, залетевший под купол церкви. Гейрхальтер попробовал донести до зрителя простую мысль: на что будет похож наш мир после апокалипсиса? При этом апокалипсис уже кое-где наступил. Некоторые фрагменты снимались в Фукусиме. Это мир, в котором природа победила человека. Картина по духу близка прошлогоднему «Счету» Джема Коэна: та же поэзия закрытых и открытых пространств, только вместо парящего на ветру пакета – внезапная лягушка, нарушающая покой постиндустриального склепа. Или даже просто ветер, колышущий жалюзи заброшенной операционной.

berlinale forum 2"Homo sapiens", режиссер Николаус Гейрхальтер

Совсем иная по интонации, построению, стилистике новая картина американо-французского режиссера Эжена Грина, переосмыслившего в этот раз Библию. В его «Жизни Иосифа» (Le fils de Joseph) пятнадцатилетний подросток Венсан мечтает узнать, кто его отец. Родителем оказывается модный литературный издатель в исполнении Матье Амальрика, ведущий себя с женщинами и детьми как подонок. Ожесточенный Венсан пытается отомстить отцу, вдохновившись картиной «Жертвоприношение Авраама», висящей у него в комнате. Так и не решившись на убийство, он внезапно встречает человека, перевернувшего его представления о семье, добре и зле. Это брат отца Венсана – Иосиф. Франкофон и любитель барочной музыки, Эжен Грин снимает около пятнадцати лет и на протяжении всего этого времени остается верен своему стилю: отсутствие психологизма в игре актеров, подчеркнутая театральность происходящего на экране, сюжет, основанный на мифе. Кроме прочего, «Жизнь Иосифа» – блистательная комедия. Грин, и раньше любивший рассмешить зрителя, в этот раз сделал искрометный фильм.

berlinale forum 3"Сын Иосифа", режиссер Эжен Грин

Едкая ирония и гротеск господствуют в сюрреалистической «Непрерывности» (Continuity) Омера Фаста. Этот фильм – отсутствием линейного нарратива напоминающий о Бунюэле сновидческий узел кошмарных видений – снимался на протяжении четырех лет. Короткометражкой он был представлен на медиафоруме ММКФ пару лет назад. Израильский видеохудожник, известный своими инсталляциями, снял по-настоящему безжалостную драму. В центре сюжета – немецкая семья, потерявшая сына. Муж и жена методично нанимают парней-проституток, изображающих их ребенка, возвращающегося из армии. В этом беккетовском театре не понятно очень многое: от чего умер сын (то ли погиб в военном конфликте, то ли его сбила машина), какова роль наркотической линии в сюжете, на самом ли деле это все происходит или только кажется обезумевшей матери. В один момент на лесной немецкой трассе даже появляется верблюд (что говорит в пользу последней версии). Отвечая на вопросы после сеанса, Омер Фаст пошутил, что и сам не понимает, что происходит в его картине.

berlinale forum 4"Непрерывность", режиссер Омер Фаст

Немного иррациональным также кажется сюжет фильма «Истории о двух мечтателях» (Tales of two who dreamt) Андреа Буссмана и Николаса Переды. Черно-белая зарисовка из жизни семьи, которая живет в Торонто, но разговаривает по-венгерски. Упитанный отец в майке, который в основном стоит на балконе и от третьего лица рассказывает свою историю. Уставшая мать, прилегшая на кровати, слушает, как муж читает ей сценарий фильма. Главный герой же, десятилетний мальчишка, представляет, что он стал птицей, играя в коридоре в футбол. Верит ему при этом только маленькая сестра. В картине есть момент, когда мальчику приклеивают бутафорский нос попугая. Также имеется и фирменная фишка со-режиссера Переды – отец, глядя в камеру, обращается напрямую к режиссеру с вопросом, как ему играть. Этот прием мексиканец Переда применил еще в своем «Лете Голиафа», снятом в 2010 году.

berlinale forum 5"История о двух мечтателях", режиссеры Андреа Буссман и Николас Переда 

Самобытен и другой мексиканский фильм – «Машинерия Панамерикана» (Maquinaria Panamericana). Картина Жуакина дель Пасо, рассказывающая о внезапной смерти директора одноименного (с фильмом) завода, снята в стилистике, близкой латиноамериканским мыльным операм с нарочито преувеличенными эмоциями. Работники отчаянно расстроены смертью директора, так как теперь завод лишился всех источников финансирования, завязанных на главном лице, и все будут уволены. Фильм явно имеет копеечный бюджет. Все, что требовалось режиссеру – раздобыть нехитрую локацию, позабытую богом и людьми фабрику с допотопным бумажным складом вместо компьютерной операционной. Картина смотрится как абсурдистский пастиш, если бы только так часто не меняла жанр – в диапазоне от ироничной комедии до производственной драмы.

Венгерский режиссер Бенс Флигауф, известный своей предыдущей работой о жизни цыган «Просто ветер», представил в программе «Форум» новую бытовую драму «Лили Лейн» (Lily Lane). В фильме есть все, что так характерно для Флигауфа – дрожащая камера, крупные планы, съемки в темном помещении. Большая часть действия происходит ночью, когда герои просто подсвечивают себе мобильными телефонами. Еще одна значительная часть повествования раскрыта при помощи чата в социальных сетях. Бывшие супруги, которые живут отдельно, никак не могут развестись – жена не дает развод, чтобы уберечь ребенка от травмы безотцовщины. Чтобы добавить современной банальной истории о расставании немного магии, Флигауф щедро потчует зрителя выдуманными фрейдистскими сказками и историей о приключениях умершей бабушки. Картине бы, безусловно, пошло на пользу, если бы режиссер чуть снизил ноту трагического пафоса, связанного с темой детства. 

Зато все в полном порядке с юмором у фильма «Бункерная драма» (Bunker drama) Майка Крэйна из программы «Forum expanded». Нью-йоркский режисер, родившийся в Майами и выросший в Боготе, выбрал не совсем обычную тему – реконструкцию советской армии в Вильнюсе. Ряженный советский генерал рассказывает на камеру, что его работа - «возвращать людей в прошлое», так как «слишком много появилось желающих это прошлое идеализировать». Фальшивый военный, обильно и изобретательно ругаясь матом, муштрует подростков, заставляя их почувствовать дух и нравы павшей советской империи. Подопытным разрешается произносить только «Никак нет», «Так точно» и нехитрые речевки типа «В СССР самая лучшая гинекология». Провинившиеся «солдаты» по сто раз отжимаются и ходят на корточках в полуподвальном помещении, увешанном советской символикой. Все это напоминает в лучшем случае репризы «Монти Пайтон», в худшем – КВН, но, наверное, этого эффекта и добивался Крэйн.

berlinale forum 6"Бункерная драма", режиссер Майк Крэйн

К сожалению, нельзя назвать удачным документальный гибрид американского режиссера и кинотеоретика Роберта Грина «Кейт играет Кристин» (Kate plays Christine) о самоубийстве в прямом эфире телеведущей Кристин Чаббак в 1974 году. История Кристин хорошо известна в США, таблоиды заносят ее обычно в «топ-5 самых ужасных смертей» и прочие подобные списки. Она была 29-летней девственницей, пустившей себе пулю в голову вместо того, чтобы зачитать новость об очередном условном самоубийстве во Флориде. В фильме Грина Кристин играет популярная инди-актриса Кейт Лин Шейл, и в докудраме используются фрагменты прошлых ее ролей («Солнце, не свети» Эми Сеймиц, «Послушай, Филип» Алекса Росса Перри). Как опытный документалист, Грин умело работает с визуальной составляющей (особенно ему удаются красивые морские и городские пейзажи). Однако по содержательной и эмоциональной части фильм сильно провисает. Используя разные интервью, Грин совсем не берет во внимание воспоминания и мнения родственников погибшей. Тема одиночества Кристин нещадно эксплуатируется, но до конца так и не оказывается раскрыта. Если же рассматривать картину как исследование актерской игры, то диапазон эмоций Кейт Лин Шейл застревает где-то в районе между «демонстрацией депрессии» и «пафосной тревогой». Примечательно, что в этом же году вышел другой фильм о Кристин Чаббак, снятый Антонио Кампосом. Обе ленты дебютировали на Сандэнсе-2016, и, как ни странно, фильм Грина получил приз за сценарий.

Еще одно разочарование – картина китайского режиссера Ван Бина «Таанг» об одноименном племени жителей Мьянмы. Гражданская война, которая идет долгие годы в регионе Кокан, заставила многих жителей бежать на границу с Китаем. Два с половиной часа экранного времени посвящены документальному фиксированию обычного дня беженцев – дети едят рис прямо из полиэтиленового пакета, мужчины курят сигареты через бамбуковые трубки, женщины разговаривают по мобильным телефонам со своими мужьями, оставшимися в Кокан. Покосившиеся палатки, антисанитария, страх депортации и ужас перед возвращением домой – все это показано с сочувствием, заставляющим уважать гуманизм режиссера, но ничуть не добавляет фильму зрелищности. Если бы все фильмы Ван Бина были сняты в подобной манере, у него вряд ли было бы столько поклонников среди синефилов по всему миру.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Дело-то не в таджике...

Колонка главного редактора

Дело-то не в таджике...

05.08.2011

Даниил Дондурей выступил 4 августа в программе радиостанции «Эхо Москвы» «Особое мнение». Читайте запись его разговора о мультикультурализме с Ольгой Журавлевой или слушайте на сайте «Эхо Москвы».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Главный свидетель отказался от показаний против Олега Сенцова

31.07.2015

Главный свидетель в деле Сенцова — Геннадий Афанасьев, уже осужденный за подготовку в Крыму терактов, — на суде по делу украинского режиссера Олега Сенцова отказался от собственных показаний, данных во время следствия. Геннадий Афанасьев заявил, что давал показания под давлением. Это заявление оказалось неожиданным не только для обвинения, но и для защиты.