Движение-2015. Все тяжело больны (часть 2)

  • Блоги
  • Евгений Майзель

Собравшись с мыслями, Евгений Майзель делится впечатлениями от Третьего Национального кинофестиваля дебютов «Движение», а также констатирует обострившийся процесс идейной и эстетической диффузии кинематографа и иных мультимедийных форм. 


Окончание. Начало см. здесь.

3. 

Сквозным метасюжетом «Движения-2015», на свой лад подхватываемым большинством фильмов-участников трех конкурсных секций, я назвал бы «русскую полевую антропологию». Иначе – наблюдательную, пристрастную фиксацию телесной, душевной, духовной жизни россиян в широчайшем диапазоне от дрейфующей нормы до самых радикальных, но все-таки свойственных ей аномалий и перверсий. Причем второго – погружений в мир болезней и безумия – наблюдалось заметно больше. 

Русская полевая антропология попадает в фокус документального исследования актера Саши Горчилина, снявшего вместе с коллегами – актерами из «Гоголь-центра» и Ярославского академического театра – деревенский травелог под названием #комунарусижитьхорошо (специальный диплом жюри «За хождение в народ»). В глубокой русской провинции – где-то на границе с Украиной – снята игровая картина Виталия Суслина  (специальный диплом «За правдивость и убедительность образов») о совместном проведении двумя городских девушками летних каникул в компании с местными парнями. В слегка тревожном режиме под эгидой «Ну всё, сейчас начнется» «Дефиле» переливается гирляндой комичных, медитативных и психологических эпизодов-зарисовок – и благополучно ими заканчивается, по сути не «начавшись», но напоив зрителя буколической атмосферой, профессиональными актерскими работами и безмятежными холмисто-речными красотами средней полосы.

dvijenie-2015-2-defile«Дефиле», режиссер Виталий Суслин

Совсем в другом режиме – судорожном, нервическом, прыгающем с одного экзистенциального рубежа на другой – развивается российско-французская драма «Поездка к матери», вторая полнометражная картина Михаила Козырева-Нестерова, более известного в качестве продюсера и сценариста. Молодой россиянин (актер-дебютант Артем Алексеев, получивший приз за лучшую мужскую роль) едет во Францию навестить старушку-мать и сводную сестру, но дальнейшие трагические события раскрывают в нем одного из тех самых непредсказуемых, безбашенных, асоциальных и склонных к тяжелому алкоголизму русских, коих так привычно и небезосновательно опасаются законопослушные жители Центральной и Западной Европы. Драматургически несовершенная, «Поездка» обрадует ценителей изощренной картинки от Олега Лукичева (приз за лучшую операторскую работу), амбиента от Макса Рихтера, а также поклонников Адель Экзаркопулос (подтвердившей здесь свой исполнительский класс) и Маргариты Тереховой, озвучившей мать главного героя.

dvijenie-2015-2-poezdka«Поездка к матери», режиссер Михаил Козырев-Нестеров

«Высокая болезнь» протагониста «Поездки к матери» по-своему знакома и главному герою неигровой ленты «Ярко и светло» – худруку театра для инвалидов (специальный диплом «За яркое и светлое кино»). Режиссеры – давние выпускники школы Марины Разбежкиной Антон Серегин и Александра Колесникова (премьера их дебютного полного метра «Денис Давыдов Trip» также состоялась в Омске два года назад и была также отмечена специальным дипломом) – в очередной раз продемонстрировали свое умение находить живую жизнь в ее малоизученных уголках и дикорастущем виде.

dvijenie-2015-2-SVETLO«Ярко и светло», режиссеры Александра Колесникова и Антон Серегин

В отличие от «Ярко и светло», тяготеющего к неподдельной драме, короткометражное игровое «Круговое движение» Максима Дашкина балансирует между сентиментальной лирической комедией и хладнокровным ситкомом. За несколько часов до наступления Нового года героиня (Агния Кузнецова) колеблется, не сменить ли ей мужа на (подчеркнуто единственном) основании отсутствия жилплощади у одного (актуального) и наличия ее – да еще и в столице – у другого (потенциального). Эти колебания, в стиле несколько подзабытой сегодня прозы Михаила Зощенко, служат режиссеру одновременно и маркером абсурдистской дегуманизации, и условием компактной фабулы, в границах которой Дашкин выстраивает свой саспенс и систему гэгов, основанную на хореографии персонажей.

dvijenie-2015-2-dvijenie«Круговое движение», режиссер Максим Дашкин

Жюри короткого метра под председательством продюсера Артема Васильева вручило «Круговому движению» заслуженный диплом «За верность традициям», а Главный приз предпочло отдать манерному и ученическому «Эпилогу» 22-летнего Владимира Бека. После этой награды Бека смело можно считать главным любимчиком Омского фестиваля: год назад он уже увозил Гран-при «Движения» за гораздо более уверенный и радикальный «Без кожи» (иногда это название пишут слитно) – полнометражный манифест молодости, чувственности и социального эскапизма.

К сожалению, здесь не было возможности упомянуть всех номинантов всех трех конкурсов, поэтому ограничиваюсь лауреатами. Однако об одном фильме, оставшемся без призов и дипломов, сказать все же необходимо, потому что, наряду с картиной Мавромати, это, пожалуй, самый экспериментальный и необычный фильм «Движения» этого года. Речь об «Эликсире» Даниила Зинченко (студия «Синефантом»: как говорится, кто знает, тот поймет).

Место действия картины – болотистый лес нечерноземья, символизирующий Россию – как природное место битвы и грядущего перемирия горизонтали (пространства) и вертикали (космоса, духа). В этих мифогенных координатах, отсылающих сразу и к Федорову, и к Платонову с Пепперштейном, ничего не меняется десятилетиями – и в то же время каждая минута чревата вселенским коллапсом, даром что протекает обыденно и затрапезно. На самом деле и эти болота, и этот бурелом кишмя кишат партизанами и космонавтами, бывшими русалками и расстригами-учеными, а высокопарные письма, которыми они активно обмениваются друг с другом, разносит неутомимый почтальон.

dvijenie-2015-2-eliksir-2«Эликсир», режиссер Даниил Зинченко

«Эликсир» далеко не безупречен, ему легко предъявить претензии по части литературной, исполнительской, драматургической, технической, etc, и все-таки он – тот самый случай, когда намерения важнее результата. Ошибки, ляпы и даже, если угодно, графомания Зинченко интереснее и перспективнее, чем уверенные, но безжизненные упражнения в стиле многих его натасканных коллег. И то, что жюри под руководством Карена Шахназарова не сочло нужным отметить хотя бы отдельным упоминанием значение этого поиска и этих ошибок, – досадное упущение в его работе. К счастью, единственное.

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Колонка главного редактора

Гибридное кино для России

17.06.2015

Даниил Дондурей – о "Кинотавре" и зачистках, о Говорухине и Меликян, о милых режиссерах и блистательных манипуляторах.

Новости

«ИК» предложил задуматься о пределах допустимого

02.12.2013

3 декабря в 17.00 в кинотеатре «Художественный» в рамках фестиваля Артдокфеста состоится круглый стол журнала «Искусство Кино». Тема: «Актуальная документалистика – пределы допустимого». Участники: главный редактор «Искусства кино» Даниил Дондурей, президент «Артдокфеста» Виталий Манский, Жан Перре, куратор программы «Чешский глобус, режиссер Фелипп Ремунда, режиссер Марина Разбежкина, режиссер Алена Полунина, продюсер Марк Франкетти, режиссер Светлана Быченко, продюсер Симона Бауман.