Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Надежды с Викторией - Искусство кино

Надежды с Викторией

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Специальный корреспондент ИК Зара Абдуллаева продолжает смотреть кино в Роттердаме. Этот ее репортаж посвящен двум российским и одной болгарско-румынской картине: «Комбинату "Надежде"» Натальи Мещаниновой, «Еще одному году» Оксаны Бычковой и «Виктории» Майи Витковой.


rotterdamfest-logoВ «Комбинате "Надежда"» Натальи Мещаниновой (Hivos Tiger Awards Сompetition) проститутка по имени Надежда (первоклассная работа Полины Шаниной) тонет в в опасном – загрязненном промышленной химией озере. Надежду сталкивает в воду ревнивая Света, мечтающая вырваться из Норильска на юг к любимому парню (с ампутированными пальцами ног). В его травме виновата та же Надежда: оставила почему-то замерзать в суровую зимнюю пору под открытым небом. Пока Света безнадежно ищет деньги на билет, Надежда собирается с помощью любимого клиента (в его роли очень хороший артист Сергей Удовик) из Норильска свалить.

Про комбинат «Надежда» в фильме ни звука. Он, наверное, в этом страшном городе где-то имеется, как и могучий завод, который губит людей, но удерживает от побега на материк социальными привилегиями. Город присутствует в этом фильме робковато, хотя ощущение удавки в нем наличествует. Но еще одним героем он не становится. Возможно, так было режиссером решено: город вроде есть и в то же время его нет. Город-образ с угнетающей застройкой и ржавыми трубами, из которых в озеро стекают вредоносные отходы.

rotterdam-2-3-14
«Комбинат "Надежда"»

Мелодраматическая сюжетная схема, внедренная в докреальность, заразила этот фильм относительной киноправдой. Из Норильска надо бежать – кто бы сомневался. Но удается этот порыв только смертельно больным, как клиент Надежды, который вынужден отправиться к жене в Воронеж, и редким счастливчикам. Света деньги на поездку украла у брата (органичный, внутренне пластичный Степан Девонин). Папа, известный в городе человек, не может, точнее, не хочет их давать, потратившись на квартиру дочке: подарок к восемнадцатилетию. Света добралась до аэропорта, и, помаявшись там, вернулась в город кошмаров.

Казалось бы, у Наташи Мещаниновой, замечательной документалистки (ее диплом или дебют «Гербарий» я помню до сих пор по кадрам), нет к склонности ни к метафорам, ни к ходульной драматургии. Но, назвав так свой фильм и героиню-утопленницу, она сама напросилась на трактовку про гибель надежд.

Майя Виткова, снявшая болгарско-румынскую эпопею «Виктория» (та же конкурсная программа Hivos Tiger Awards Сompetition), своей склонности к метафорам не скрывает. Это история страны на фоне истории семьи: бабушки-партийки, ее беременной дочки, которая всячески травит плод, поскольку мечтает рожать в свободной, а не советской стране. Но девочка – совершенно новый человек – рождается. Однако без пуповины (основан сюжет, как титры уведомляют, «на реальных событиях»). О чуде доложили Живкову, он назвал девочку Викторией, которая покажет своей маме, любительнице кока-колы, кузькину мать. Потом падет Стена, мы узнаем об этом из хроники, начнется новая смена разнообразных викторий (побед) и поражений. Они достанутся героям Витковой, но и режиссеру, загрузившему публику микстом гротескного реализма, соцарта и метафорой обретенной надежды в реальной Венеции, куда мечтала добраться мать Виктории.

rotterdam-2-4-14
«Виктория»

В «Комбинате "Надежда"» таких чудес, к счастью, не довелось увидеть. Что же довелось? Норильск, убивающий людей, их чувства? Но его на экране кот наплакал. Среду, украшенную народными артистками, как мама Светы, которая бухает с товарками в гримерке перед выходом на сцену? Время, не властное над ресторанами с отмороженными (без помощи проституток) типажами? Так за этими документальными приметами, за такой текстурой, уверенно снятой режиссером, необязательно тащиться черти куда. Выходит, неважно где и когда дело происходит, важно: любит/не любит. Еще бы.

Но сожалеть приходится вот о чем: вдруг картину не выпустят в прокат из-за мата, которого в «Комбинате...» полно. И никому он, само собой, не мешает. То есть сожалеть о возможных запретах на жизнь картины, что ужасно глупо, – все равно как замерзнуть в Норильске. Поэтому рассуждать о пропущенных в этой картине смыслах, или про импровизации актеров и любителей, существующих вроде на равных с натурой съемочной площадки, но при этом все-таки обманчиво, кажется в таком случае неуместно.

Зато уместно вспомнить: с любимыми не расставайтесь, как завещал Александр Володин. Оксана Бычкова вдохновилась мотивами его знаменитой пьесы. Но сняла «Еще один год», позаимствовав это название у фильма Майка Ли. Фильм был взят в программу Spectrum с номинацией на The Big Screen Award. Получилось кино живое и, главное, без очевидных претензий. Приветы Володину и Ли не зря посланы. Сценарий написан Наташей Мещаниновой и Любой Мульменко, актеры (некоторые) играют, не повторяясь, в фильмах обеих режиссеров, доктусовка тоже та же. И это правильно, так всегда живут и снимают независимые режиссеры. В своей компании. С пониманием одного, комфортного, но и прочих контекстов. Отменный дуэт Нади (засада с этим именем) Лумповой и Алексея Филимонова превращают этот близкий мейнстриму фильм в soft art. А также в социальное кино другого замеса, чем принято в тех же, близких Бычковой, кругах. Ведь и Володин, изящно, тщательно перелицованный, сочетал социальную конкретность времени с ранимостью, трепетом своих героев: разных мужчин, но особенно – лирических героинь. Персонажи этого фильма не предают саму по себе повседневность, хоть легкую, хоть угрюмую или обидную, проверяя ее, себя на прочность или невыносимость без ужимок. Напрямик. Ну, а Лумпова с Филимоновым, считай, уже вступили в творческое соревнование с британскими избранниками Майка Ли.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

«Культура — это секретная служба»

21.11.2012

Выступление социолога, главного редактора журнала «Искусство кино» на заседании президентского Совета по правам человека всколыхнуло медийный бомонд. Кто-то услышал в его словах призыв к цензуре на телевидении, иные разглядели банальный плач по культуре. Но сам Даниил Дондурей, человек, благодаря которому в словарь президента вошло богатое словосочетание «культурный код», полагает, что его вообще не поняли. И объясняет «Новой газете» — почему.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился 70-й Венецианский кинофестиваль

07.09.2013

7 сентября состоялась церемония закрытия юбилейного Венецианского международного кинофестиваля 2013 года. Главный приз основной конкурсной программы фестиваля, неожиданно для многих критиков, получил документальный фильм «Священная римская кольцевая» (Sacro GRA) итальянского режиссера Джанфранко Роси. По собственному признанию, Роси снимал картину около двух лет. Гран-при, был присужден тайваньцу Цай Минляну за фильм «Бездомные псы» (Jiaoyou / Stray Dogs. Другой вариант перевода названия этой картины в русскоязычной прессе – «Бездомные собаки»).