Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
От айпада к Пролеткульту и обратно - Искусство кино

От айпада к Пролеткульту и обратно

  • Блоги
  • Глеб Напреенко

В московском Летнем кинотеатре МУЗЕОН началась программа «Советское кино и музыкальный авангард», состоящая из отечественных картин немого кино второй половины 20-х годов XX века и современной живой музыки. Почему сегодня важно смотреть именно такое кино именно в кинотеатре, объясняет Глеб Напреенко.


Смотреть сегодня советский киноавангард коллективно, в кинотеатре, среди незнакомых людей, а не на ноутбуках и не с домашних проектов, не в интимной дружеской атмосфере, не упиваясь частным знаточеством наедине с диковинкой, – короче говоря, смотреть авангард открыто перед всем обществом, а не отделившись от него, – значит пытаться вернуть авангарду его смысл. И не просто потому, что авангард был задуман как зрелище массовое, размыкающее границы индивидуального потребления. Коллективность восприятия, прямое следствие революционных, агитационных и критических задач авангарда, была призвана действовать не сама по себе, но в сцепке с формальными и содержательными аспектами фильма.

Советский киноавангард взывает к историчности мышления, постоянно отсылает к временному разлому, которым стала русская революция. Субъект истории мыслится в авангарде как субъект коллективный – народ или класс, для которого и от имени которого снято это кино. Можно вспомнить, например, собирательный образ непобедимого украинского народа в «Арсенале» Александра Довженко или пролетариата в «Одиннадцатом» Дзиги Вертова. Поэтому совместный просмотр авангарда в кинотеатре сегодня возвращает нас к вопросу о сегодняшнем субъекте истории – или его отсутствии. Кто движет историю сейчас – человек или стихия капитала? Существует ли власть человека над историей – и существовала ли она на самом деле раньше? Можно ли теперь представить себе общество и страну как связное целое, подобно Вертову в его «Шестой части мира» – и не производилась ли эта связность самим фильмом Вертова? Являем ли мы, зрители, какую-то деятельную социальную общность или объединены лишь телесным соприсутствием в сумраке кинозала? У нас вряд ли получится продуктивно мыслить себя как некое классовое единство, – но можно ли применить к нам ставшее уже почти модным постопераистское понятие «множество»?

avant guarde and music 2«Моя бабушка», режиссер Котэ Микаберидзе (1929) 

История в советском киноавангарде существует в несовершенном виде: как диахронический процесс становления, неоконченной революционизации общественных отношений и материальных условий жизни. Элементы взорванного старого порядка диалектически переходят на службу новому – лучший пример тому фильмы Сергея Эйзентшейна. Процессуальность, переходность и незавершенность также взывают к коллективному соучастию зрителей в процессе производства истории. Но наше отношение к этому обаятельному зову сегодня противоречиво: что мы должны видеть в нем сейчас, когда история русской революции перешла в совершенный вид – после опыта сталинизма и после краха СССР? Можем ли мы, зрители, услышать этот призыв к участию в истории как нечто действительно политически актуальное – или же он необратимо погружен для нас в прозрачный кокон ностальгии, в хрустальный гроб культуры? Живая музыка, сопровождающая кинопоказы в Музеоне (а именно о них идет речь), служит аффективным мостом между текучим “здесь и сейчас” и “тогда”, зафиксированным в пленке, – но этот мост как помогает установлению связи с фильмом, так и выстраивает дистанцию с ним: дистанцию несовпадения, смещения, комментирования от имени сегодняшних зрителей, которыми являются и музыканты.

avant guarde and music 3«По закону», режиссер Лев Кулешов (1926)

Авангард обнажает свой медиум, свою материальность – как и материальность того мира, который он отображает на пленке. Эта материальность мыслится авангардными авторами как нечто универсально, коллективно понятное через универсальность телесности и труда. Базой этой всеобщности служит модернистское представление о труде, центральная форма которого – труд индустриальный, использующий рационально понятные машины с интерфейсом, не скрывающим их внутреннюю структуру. Отсюда идея обнажения приема в авангарде (например, монтажных склеек или двойной экспозиции): отказ от украшательств и иллюзий обнажает истину, то есть общедоступную структуру произведения как машины. Автор и зритель конструируются в киноавангарде в соответствии с представлениями об индустриальном рабочем-пролетарии. Сталкиваясь сегодня с этой демонстративной материальной обусловленностью авангардных фильмов, с оживающими вещами и машинами у Эйзенштейна или Котэ Микаберидзе, мы, современные московские зрители, задаемся вопросами: что есть вещь в постиндустриальной ситуации? И что есть материальные условия нашего труда и быта сегодня, когда используемые нами машины и системы машин, а точнее, гаджеты и сети, столь удобны в использовании, но столь далеки от модернистских идеалов прозрачности внутреннего устройства? Каким формам коллективности способствовал индустриальный труд на фабрике, а какие производит труд за ноутбуками и планшетами в офисах или на фрилансе?

avant guarde and music 4«По закону», режиссер Лев Кулешов (1926)

Один из аспектов переосмысления нашей материальности, к которому побуждает совместная встреча с киноавангардом, раскрывается в столкновении с авангардным монтажом. Сегодня логика монтажа, казалось бы, пронизывает всю нашу жизнь: прекарно трудясь, мы переходим от работы к работе; прокрастинируя, мы скользим в Интернете от картинки к картинке и от ссылки к ссылке. Но авангард дает пример совсем иного монтажа, который не замазывает швы и стыки как что-то, что следует пройти быстро и незаметно, но верит в них как в истоки нового, прибавочного, диалектического смысла. Возможен ли сегодня такой модернистский вектор, устремленный в иное измерение, – в измерение потенциального, а не актуального, в измерение новизны и будущего? Не отмечена ли сегодня наша встреча с авангардистским монтажом меланхолией: столкновение смыслов все еще происходит, но шов между ними уже не столько заставляет верить в будущее, сколько зияет утратой этой веры? И тогда весь фильм способен вдруг обернуться руиной в смысле Вальтера Беньямина, жутковатым агломератом ярких образов, собранным вокруг несуществующего высшего смысла. Но наша собственная жизнь – что мы избегаем увидеть в ней, спешно проскальзывая швы между делами или досуговыми мероприятиями, постоянно занимая или развлекая себя?

Разумеется, задаться всеми этими вопросами можно и наедине с собой, просматривая фильм, скаченный с рутрекера или онлайн, например, ВКонтакте. Но гораздо настойчивей и убедительней они встают, когда во время просмотра переводишь взгляд с большого экрана в сумрачный зал, где в отблесках отраженного киносвета сидит множество твоих современников, и чье-то лицо дополнительно и одиноко подсвечено айфоном.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Дело-то не в таджике...

Колонка главного редактора

Дело-то не в таджике...

05.08.2011

Даниил Дондурей выступил 4 августа в программе радиостанции «Эхо Москвы» «Особое мнение». Читайте запись его разговора о мультикультурализме с Ольгой Журавлевой или слушайте на сайте «Эхо Москвы».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«ИК» предложил задуматься о пределах допустимого

02.12.2013

3 декабря в 17.00 в кинотеатре «Художественный» в рамках фестиваля Артдокфеста состоится круглый стол журнала «Искусство Кино». Тема: «Актуальная документалистика – пределы допустимого». Участники: главный редактор «Искусства кино» Даниил Дондурей, президент «Артдокфеста» Виталий Манский, Жан Перре, куратор программы «Чешский глобус, режиссер Фелипп Ремунда, режиссер Марина Разбежкина, режиссер Алена Полунина, продюсер Марк Франкетти, режиссер Светлана Быченко, продюсер Симона Бауман.