Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Повседневность. Мумбаи - Искусство кино

Повседневность. Мумбаи

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Среди европейских хитов этого года, привезенных на московский фестиваль «Завтра/2morrow», – «Суд» Чайтаньи Тамгани. Зара Абдуллаева высоко оценила первый полнометражный фильм индийского режиссера.

 

Дебютный «Суд» Чайтаньи Тамгани, получивший главный приз в программе венецианских «Горизонтов», награды на других больших фестивалях, лишен даже налета тривиальности. В этом фильме представлена обыденная жизнь представителей едва ли не всех социальных слоев индийского общества на работе (в суде), дома, на отдыхе, улицах, в транспорте. Но обыденность развивающегося сюжета, снятая парадокументально и с учетом, разумеется, индийской экзотики, сгущается режиссером едва ли не в притчу кафкианского замеса. При этом молодой режиссер не склонен ни к аллегориям, ни к стилистической эксклюзивности.

Это очень конкретный фильм, в котором безжалостная волынка судопроизводства сочетается с «внесценической» (за стенами здания суда) жизнью персонажей, раскрывающихся в коротких эпизодах с гораздо более человекообразной стороны. Однако Тамгани пренебрегает яростью контрастных сопоставлений. Его интересует единство противоположностей, естественным образом присущих человеческой натуре.

«Суд», фрагмент

Гротески, вроде напрашивающиеся на судебной сцене, где повторяются заседания-обвинения народного поэта-песенника, будто бы спровоцировавшего самоубийство канализационного рабочего, снимаются режиссером в режиме рутинного беспредела, несмотря на усилия цивилизованного, «прогрессивного» адвоката.

Ритуальный и, похоже, традиционный абсурдизм судебного театра с четкими ролями, амплуа участников процесса: ретроградного прокурора (женского рода), усталого судьи, благородного поэта, малограмотной вдовы погибшего в канализационном люке рабочего, коррумпированного полицейского-свидетеля, адвоката, выпускника, скорей всего, Кембриджа, исследован Тамгани в реальных судах и во время опросов индийских юристов. Бюрократическая машина, предъявленная в допросах, комментариях госчиновников, напоминает идиотизм и софистику, проинтерпретированные Корнелиу Порумбою в фильме «Полицейский, прилагательное».

court-2«Суд»

«Живая», лишенная регламентированных условностей жизнь, которой не чужды судья, болтающий в доме отдыха о зарплате айтишников, или женщина-прокурор, готовящая семейный ужин в убогой квартире, или адвокат, посетивший в престижном жилище своих респектабельных родителей, которые его раздражают, позволяют режиссеру-дебютанту, закончившему университет по специальности «английская литература», избежать однозначности любого – протестного и консервативного – толка. Да, его небедный адвокат платит залог за клиента, у которого денег нет. Да, прокурор, проявляющая в суде жесткость, мило беседует со знакомой о красивом сари из натуральной ткани, которое она, видимо, себе позволить не может. А протестное пламя старого певца против беззаконного общества не усмирить ни тюрьмой, ни его слабым здоровьем. Но наказание – временное, повторяющееся, бесконечное, как замкнутый круг, независимо от вины, сфабрикованной или несуществующей, независимо от невинности любого подозреваемого, на доказательство которой надо потратить жизнь и уйму денег, – есть удел социальных институтов. В данном случае – индийских. Но ведь не только. А вот людей, причастных к этим институтам, никак монстрами не назовешь. Так возникает тихий беспедальный ужас повседневности, которую внятно и тонко чувствует, наблюдает, снимает Чайтанья Тамгани.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Сверхценности» опять останавливают Россию? Российская государственность: к этиологии сверхценностей

28.04.2015

Беседа с главным редактором журнала «Искусство кино», культурологом, кинокритиком Даниилом Дондуреем. — Сначала вопросы к себе: почему произошло все то, что с нами случилось в минувшем году? Что предвещало, из какой табакерки выскочило, кто демиург событий? Где таились те идеологемы, которые так неотвратимо были объявлены главными? Мне кажется, что все это сработало не вдруг и связано не только с именем государя.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Киносоюз выступил против «Этической хартии»

01.08.2013

Союз кинематографистов опубликовал официальную позицию по вопросу разработки так называемой «Этической хартии». По мнению авторов документа, опубликованного на сайте Киносоюза, «любая попытка регламентировать искусство аморальна». Напомним, что после того, как президент России Владимир Путин выступил с идеей создания «Этической хартии» для деятелей киноиндустрии и поручил к октябрю 2013 года обсудить ее принятие, была создана рабочая группа по разработке этого документа. В группу вошли режиссеры Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, продюсер Леонид Верещагин, киновед Кирилл Разлогов, журналисты Андрей Шемякин, Генрих Боровик, Елена Ямпольская и другие. Возглавил группу первый зампред Союза Сергей Лазарук.