Сентиментальные романы
- Блоги
- Зара Абдуллаева
Еще о двух любопытных картинах из пяти, привезенных в Москву на фестиваль "Новое кино Австрии" – «Грубер уходит» Мари Крёйцер и «Луис Тренкер: тонкая грань истины» Вольфганга Мернбергера – написала Зара Абдуллаева.
Бодрое открытие недели австрийского кино лаконичным экспериментом (фильмом "Мечтатели") сменилось внятной ремесленной продукцией, угодной среднестатистическому европейскому зрителю. Не кормить же публику только фестивальными блюдами. Да и где их возьмешь на целую "Неделю…"? В то же время, знакомство с картинами более или менее ординарными, но имеющими при этом свое незамысловатое обаяние, имеет страноведческий интерес.
Драмеди "Грубер уходит" Мари Крёйцер сняла по роману Дорис Кнехт. Две женщины увлеклись героем-снобом по имени Йоханнес "Джонни" Грубер, который вдруг и, как водится, случайно оказался в затруднительном положении, поколебавшем его привычный образ жизни. Схематичная интрига, настигшая преуспевающего хипстера, рекламщика, фаната Боба Дилана и киномана, блуждает тут по опасной зоне немецко-австрийской сентиментальности. Но не впадает в пошлость – тоже законное свойство менталитета заурядных представителей этого региона. Недаром подруга любовницы Грубера, предупреждает Сару, берлинского диджея, что, переехав в Вену, она превратится в домохозяйку. И остерегает ее от такой оплошности. Эта мимолетная реплика, как, впрочем, и актерское существование Мануэля Рубейа в роли австрийского кокаиниста, узнавшего от Сары, с которой переспал во время командировки в Швейцарию, что у него рак (она обнаружила письмо из клиники и зачитала недавнему знакомцу), превращает сериальный сюжет в невыносимую драму повседневности. Пусть в режиме light. И – что свидетельствует все-таки о вкусе режиссера, актеров – с учетом понимания, что экстремальную повседневность правильнее снимать без экзальтации.
"Я – денди", – иронизирует над собой Грубер, умеющий шутить без натуги даже во время сеансов химиотерапии. Цинизм Йоханнеса, равнодушного к ценностям своего самого обычного австрийского семейства, отчасти спасает его от демонстрации переживаний по поводу болезни. Тем более что 70 процентов пациентов с лимфомой выздоравливают. Но сначала следует ничего не бояться и не забыть, как Грубер, изменить свой статус в ФБ и с бравадой объявить о раке. А потом – завести роман с крутой берлинкой, у которой – в этом месте, увы, жмет сентиментальный перебор – тоже роковые обстоятельства. Герои связаны (из-за возраста, приближающегося к сороковнику) с едва ли не последним шансом Сары завести ребенка. Покуда у "Джонни" с диджеем происходят перебивки в междугородних отношениях, Сара делает аборт, а Грубер кантуется в обывательской семье сестры с тремя детьми, к которым постепенно чувствует необычную для себя нежность. Внезапная тяга к племянникам возбуждает в Грубере новые потребности, усиленные его изнуренным состоянием, постоянными рвотами, беспомощностью, встречей в фитнес-клубе с геем, тоже любителем Дилана, затащившим австрийского "Джонни" в постель. Однако Мари Крёйцер снимает пертурбации своего героя деликатно, совершенно не насильничая над слезными железами зрителей. Ее отстраненность способствует неискусственному реализму этой скромной картины. И ее романтическим позывам в венских снежных пейзажах, когда похожий на Дилана герой, "только красивее" (уже с отросшей после "химии" шевелюрой), обещает Саре внеочередную беременность.
"Грубер уходит"
Еще один сентиментальный роман легких на подъем – хоть в горы, хоть собственной карьеры – и решительных персонажей был предъявлен в фильме Вольфганга Мернбергера "Луис Тренкер: тонкая грань истины". На "истину" в этой мейнстримной добротности можно было бы не указывать. Хотя просветительские намерения – рассказать биографию Тренкера, актера, режиссера, писателя, альпиниста, прожившего почти сто лет, пережившего любовные (с Лени Рифеншталь, которую он, по слухам, лишил невинности) и социальные (членство в НСДАП) очарования/разочарования – старательно продемонстрированы режиссером и напористым актерским дуэтом Тобиаса Моретти с Бригитте Хобмайер.
"Луис Тренкер: тонкая грань истины"
Рифеншталь познакомилась с Тренкером на съемках "Священной горы" Арнольда Фанка в 1924 году. Пока она только танцовщица у Макса Рейнхардта, но мечтает сыграть в "горном" фильме. Алые губы в цвет лакированным ногтям немки, упорной на съемках и в постели, становятся предвестием кровавых столкновений между этими героями на долгом историческом фоне, заполненном сценами с Геббельсом, американскими продюсерами, разборками Тренкера с женой, итальянскими фашистами, своим прошлым и будущим в роли многознающего телеведущего "клуба путешественников".
Желание Тренкера снимать и по дневникам Евы Браун, и про кондотьеров; его мнимое соперничество с Рифеншталь во время подготовки фильма об Олимпийских играх (она не уложилась в бюджет, но фюрер обещал приплатить из собственного кармана); постоянные риски и ревность, сопровождающие этот противоречивый дуэт, погружают зрителей в дорогую телепродукцию. Тобиас Моретти был справедливо номинирован на телевизионную премию Германии "за лучшую мужскую роль".
"Луис Тренкер: тонкая грань истины"
Автор "Бунтаря" – так назывался фильм Тренкера (родом из южного Тироля) о борьбе реального тирольца, боровшегося в начале ХIХ века против французской оккупации, фильм, которым в 1932-м восхищался Гитлер, – в новой австрийской картине весьма потрудился над созданием образа эмблематичного, провокативного героя "прекрасного и ужасного" прошлого столетия.