Письмо Наума Клеймана к мировой общественности
Приводим текст письма Наума Клеймана к мировой общественности. Это обращение было переведено на три языка и отправлено всем культурным деятелям и институциям, поддержавшим Музей кино.
Дорогие друзья,
спасибо всем вам и каждому из вас!
В эти кризисные дни мы увидели, как вас много: мы убеждались в неизменности старой дружбы и приобретали новых друзей. Чтение ваших писем поддержки и ваших имен под текстами солидарности – не только укрепление нашего духа, но также радость для души и постижение меры нашей ответственности.
Ваш талант, ваш авторитет и ваша сердечность очень помогают нам всем. Если друзья – творцы, хранители и проводники живой культуры, ты можешь очень многое. Благодаря вашим письмам обозначилась неформальная Ассоциация Друзей Музеев Кино. Потому что ваша поддержка сегодня важна не только для московского Музея кино, но и для всех синематек и киномузеев мира.
В понедельник 10 ноября научные сотрудники Музея кино возвратились к своим обязанностям. По моей настоятельной просьбе они отозвали заявления об отставке. Для этого шага от них потребовалось еще больше мужества и самоотверженности, чем при готовности уйти из музея. В течение двух недель они проводили встречи и консультации, выслушивали разные мнения, прошло общее собрание коллектива с участием Советника Президента России и ответственных лиц из Министерства культуры. Вовсе не приказы свыше или суждения посторонних лиц заставили их решиться и остаться в музее под руководством директора, которому они по-прежнему не доверяют. Уникальные в России специалисты в деле собирания, каталогизации и хранения материалов по истории и эстетике кино, они понимают, что лучший способ сохранить музей – это вновь занять свои посты при фондах. В случае ухода риск набора некомпетентных «сменщиков» на вакансии и разрыв накопленных за 25 лет традиций был бы слишком высок. Ваша солидарность стала широчайшим резонансом убеждений коллектива – убеждений, которые остаются неизменными.
Я не отозвал свое заявление об отставке и 7 ноября был уволен новым директором. Я не вижу для себя возможности продуктивной работы и полноценной ответственности на фактически номинальном посту «президента музея». Я ушел из штата музея, но не ухожу от музея: буду продолжать помогать его научному коллективу, защищать его честь и достоинство, поддерживать его права. Создается Наблюдательный общественный совет, в который войдут известные деятели кино, профессионалы музейного дела, журналисты и правозащитники. Он будет информировать вас о последующих событиях и решениях, связанных с судьбой Музея кино в Москве.
Гордость музейного коллектива – во владении профессией и в солидарности. Его честь – в сохранении коллекций, доверенных нам авторами или их наследниками. Его радость – в том, чтобы музей работал для всех, кто влюблен в кино.
Любовь может гораздо больше, чем корысть и подозрительность, мелочность и месть, жажда власти и грубая сила. Этому нас научило прекрасное кино, сокровища которого, я уверен, необходимо беречь для будущего и показывать настоящему.
Наум Клейман