Киллер Джо
- Блоги
- Наталья Серебрякова
В российском прокате – «Джо» Дэвида Гордона Грина из прошлогоднего Венецианского конкурса с Николасом Кейджем в главной роли. Фильм о взрослении мальчика на фоне беспричинного отцовского насилия изучает Наталья Серебрякова.
Американский режиссер Дэвид Гордон Грин родился в Арканзасе и вырос в Техасе в интеллигентной семье. Его мама была инструктором, папа – деканом медицинского факультета. Как это ни парадоксально, свой первый полнометражный фильм Гордон Грин посвятил неблагополучным чернокожим подросткам, последний – и вовсе «уайт трэш», белым беднякам из Техаса.
Герой «Джо», 15-летний Гари (Тай Шеридан) – мальчик именно из такой семьи. «Ты всего лишь эгоистичный алкоголик», – говорит он своему отцу в самом начале фильма и тут же получает от предка в глаз. Пьяница Уэйд, который чаще всего не стоит на ногах, регулярно избивает сына и отбирает у него деньги. Мальчик зарабатывает на вырубке леса у бывшего заключенного Джо, с которым у него быстро налаживается дружба и что-то вроде отцовско-сыновней связи.
«Джо»
Джо играет Николас Кейдж, и это своего рода камбэк. Актеру есть, где развернуться во всей красе, и, как он сам говорит в интервью, он «долго ждал такой роли». Джо наладил в округе наполовину законную вырубку леса, придумав впрыскивать под древесину яд (так как рубить можно лишь мертвые деревья). Он ездит на большом синем пикапе, погрузив в багажник винтовку, не боится змей, может освежевать оленя и наведывается в местный бордель. Джо мужественен, смел и импульсивен. Может защитить женщину и ребенка. Если же его вывести из себя, сила польется через край, превратившись в грубое насилие.
Меж Сциллой и Харибдой «плохой» и «хорошей» силы оказывается Гари. Отец пьет и бьет, Джо платит честно заработанное и дарит автомобиль. Джо и есть та более сильная сила, которая может справиться с домашним насилием. Потому что в мире южной готики и белого мусора добро может быть только с кулаками.
«Джо», трейлер
Абсолютно очевидно напрашивается сравнение фильма «Джо» с картиной «Мад» Джеффа Николса. Пересечений очень много. Николс, как и Гордон Грин, родился в городе Литтл Рок. Режиссеры учились в одном и том же университете в Северной Каролине. Они знакомы, дружат и даже работали вместе над документальным фильмом по книге их любимого писателя Ларри Брауна (по чьему произведению снят и «Джо»). Действие в обоих фильмах происходит на Юге, и играет в них один актер – Тай Шеридан (Гари). Сюжет тоже похож: дружба подростка с опасным и сильным взрослым мужчиной, связанным с преступным миром. Но если «Мад» получился светлым, каникулярным фильмом, побив все рекорды проката у себя на родине прошлым летом, то конкурсант Мостры «Джо» добился все же меньшего успеха. Первая причина бросается в глаза – изобилие экранного натуралистичного насилия; фильм получился мрачным и тяжелым. Вторая причина скрыта чуть глубже и является проблемой то ли сценария, то ли монтажных склеек. У героев почти полностью отсутствует мотивация их действий. И Уэйд, и даже Джо агрессивны без причины, просто «потому что». И если можно предположить, что поступки алкоголика Уэйда хаотичны из-за животного существования, которое он влачит, то действия «строгого, но справедливого» Джо порой необъяснимы и совершаются, наверное, лишь по причине природной грубости его характера.
Метафорой такой агрессии является питбуль. Джо держит собаку, и однажды спускает ее на другого, докучавшего ему пса, которого питбуль хладнокровно загрызает и скрывается с места преступления. Надо отметить, что сцена эта идет следующей после жестокого убийства Уэйдом такого же пьяницы и бродяги, как он сам. То есть ассоциацию с собакой Гордон Грин закладывает сознательно. И такое сравнение неслучайно, если вспомнить фильмографию режиссера. В своем дебюте «Джордж Вашингтон» он также проводил параллели собачьей жизни с существованием бедного черного населения. Дядя главного героя Джорджа, будучи человеком грубым и не очень добрым, не любил собак. В фильме есть целый монолог, посвященный этой фобии. В нем дядя говорит, что собаки непредсказуемы и агрессивны, никогда не знаешь, что у них на уме. Так и Джо с Уэйдом – не совсем понятно, что у них в голове и чего можно от них ожидать в следующую минуту.
«Джо»
Как справедливо замечают кинокритики, автор «Ананасового экспресса» и «Храбрых перцем» Гордон Грин сейчас возвращается к истокам своей режиссерской деятельности, снимая южные инди-драмы. Это возвращение случилось уже фильмом раньше, когда приз Берлинале в 2013 году получил «Властелин разметки». Действие скромного римейка исландского фильма происходит также в Техасе.
То ли судьба так распорядилась, то ли совпадения преследуют Гордона Грина, но, кроме места действия, с «Властелином разметки» роднит «Джо» еще одна деталь. В обеих картинах сыграли непрофессиональные актеры, которые умерли незадолго после окончания съемок. Во «Властелине» – это бывший музыкант Лэнс ЛеГолт, который в свое время играл с самим Элвисом Пресли. В «Джо» – настоящий бродяга Гари Поултер, который танцевал на улицах Остина. Поултер, сыгравший алкоголика Уэйда, по признаниям очевидцев, был отличным актером, вовсю выкладывался на съемках, но не дожил даже до премьеры.
«Джо»
Настоящей же звездой фильма и актером с большими перспективами является 17-летний Тай Шеридан. Уже сейчас у него сформировалось своеобразное амплуа – роль суррогатного сына. На протяжении всего фильма «Джо» зритель недоумевает, как у такого ужасного отца, как Уэйд, может быть такой чудесный сын, как Гари. И когда в конце фильма встает своеобразный вопрос, кем же теперь станет Гари, продолжит ли он судьбу Джо, ответ напрашивается сам собой, глядя на ангельское обличье Тая: убийцы из него точно не получится.