Киллер Джо

  • Блоги
  • Наталья Серебрякова

В российском прокате – «Джо» Дэвида Гордона Грина из прошлогоднего Венецианского конкурса с Николасом Кейджем в главной роли. Фильм о взрослении мальчика на фоне беспричинного отцовского насилия изучает Наталья Серебрякова.


Американский режиссер Дэвид Гордон Грин родился в Арканзасе и вырос в Техасе в интеллигентной семье. Его мама была инструктором, папа – деканом медицинского факультета. Как это ни парадоксально, свой первый полнометражный фильм Гордон Грин посвятил неблагополучным чернокожим подросткам, последний – и вовсе «уайт трэш», белым беднякам из Техаса.

Герой «Джо», 15-летний Гари (Тай Шеридан) – мальчик именно из такой семьи. «Ты всего лишь эгоистичный алкоголик», – говорит он своему отцу в самом начале фильма и тут же получает от предка в глаз. Пьяница Уэйд, который чаще всего не стоит на ногах, регулярно избивает сына и отбирает у него деньги. Мальчик зарабатывает на вырубке леса у бывшего заключенного Джо, с которым у него быстро налаживается дружба и что-то вроде отцовско-сыновней связи.

Joe-2
«Джо»

Джо играет Николас Кейдж, и это своего рода камбэк. Актеру есть, где развернуться во всей красе, и, как он сам говорит в интервью, он «долго ждал такой роли». Джо наладил в округе наполовину законную вырубку леса, придумав впрыскивать под древесину яд (так как рубить можно лишь мертвые деревья). Он ездит на большом синем пикапе, погрузив в багажник винтовку, не боится змей, может освежевать оленя и наведывается в местный бордель. Джо мужественен, смел и импульсивен. Может защитить женщину и ребенка. Если же его вывести из себя, сила польется через край, превратившись в грубое насилие.

Меж Сциллой и Харибдой «плохой» и «хорошей» силы оказывается Гари. Отец пьет и бьет, Джо платит честно заработанное и дарит автомобиль. Джо и есть та более сильная сила, которая может справиться с домашним насилием. Потому что в мире южной готики и белого мусора добро может быть только с кулаками.


«Джо», трейлер

Абсолютно очевидно напрашивается сравнение фильма «Джо» с картиной «Мад» Джеффа Николса. Пересечений очень много. Николс, как и Гордон Грин, родился в городе Литтл Рок. Режиссеры учились в одном и том же университете в Северной Каролине. Они знакомы, дружат и даже работали вместе над документальным фильмом по книге их любимого писателя Ларри Брауна (по чьему произведению снят и «Джо»). Действие в обоих фильмах происходит на Юге, и играет в них один актер – Тай Шеридан (Гари). Сюжет тоже похож: дружба подростка с опасным и сильным взрослым мужчиной, связанным с преступным миром. Но если «Мад» получился светлым, каникулярным фильмом, побив все рекорды проката у себя на родине прошлым летом, то конкурсант Мостры «Джо» добился все же меньшего успеха. Первая причина бросается в глаза – изобилие экранного натуралистичного насилия; фильм получился мрачным и тяжелым. Вторая причина скрыта чуть глубже и является проблемой то ли сценария, то ли монтажных склеек. У героев почти полностью отсутствует мотивация их действий. И Уэйд, и даже Джо агрессивны без причины, просто «потому что». И если можно предположить, что поступки алкоголика Уэйда хаотичны из-за животного существования, которое он влачит, то действия «строгого, но справедливого» Джо порой необъяснимы и совершаются, наверное, лишь по причине природной грубости его характера.

Метафорой такой агрессии является питбуль. Джо держит собаку, и однажды спускает ее на другого, докучавшего ему пса, которого питбуль хладнокровно загрызает и скрывается с места преступления. Надо отметить, что сцена эта идет следующей после жестокого убийства Уэйдом такого же пьяницы и бродяги, как он сам. То есть ассоциацию с собакой Гордон Грин закладывает сознательно. И такое сравнение неслучайно, если вспомнить фильмографию режиссера. В своем дебюте «Джордж Вашингтон» он также проводил параллели собачьей жизни с существованием бедного черного населения. Дядя главного героя Джорджа, будучи человеком грубым и не очень добрым, не любил собак. В фильме есть целый монолог, посвященный этой фобии. В нем дядя говорит, что собаки непредсказуемы и агрессивны, никогда не знаешь, что у них на уме. Так и Джо с Уэйдом – не совсем понятно, что у них в голове и чего можно от них ожидать в следующую минуту.

Joe-3
«Джо»

Как справедливо замечают кинокритики, автор «Ананасового экспресса» и «Храбрых перцем» Гордон Грин сейчас возвращается к истокам своей режиссерской деятельности, снимая южные инди-драмы. Это возвращение случилось уже фильмом раньше, когда приз Берлинале в 2013 году получил «Властелин разметки». Действие скромного римейка исландского фильма происходит также в Техасе.

То ли судьба так распорядилась, то ли совпадения преследуют Гордона Грина, но, кроме места действия, с «Властелином разметки» роднит «Джо» еще одна деталь. В обеих картинах сыграли непрофессиональные актеры, которые умерли незадолго после окончания съемок. Во «Властелине» – это бывший музыкант Лэнс ЛеГолт, который в свое время играл с самим Элвисом Пресли. В «Джо» – настоящий бродяга Гари Поултер, который танцевал на улицах Остина. Поултер, сыгравший алкоголика Уэйда, по признаниям очевидцев, был отличным актером, вовсю выкладывался на съемках, но не дожил даже до премьеры.

Joe-1
«Джо»

Настоящей же звездой фильма и актером с большими перспективами является 17-летний Тай Шеридан. Уже сейчас у него сформировалось своеобразное амплуа – роль суррогатного сына. На протяжении всего фильма «Джо» зритель недоумевает, как у такого ужасного отца, как Уэйд, может быть такой чудесный сын, как Гари. И когда в конце фильма встает своеобразный вопрос, кем же теперь станет Гари, продолжит ли он судьбу Джо, ответ напрашивается сам собой, глядя на ангельское обличье Тая: убийцы из него точно не получится.

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький

Колонка главного редактора

Уметь читать азбуку Морзе российской культуры. О новой идеологической доктрине Владимира Путина

08.02.2013

Начав с методологического вступления по теме президентского Послания 2012 года, социолог и искусствовед Даниил Дондурей поспорил с редакторами Gefter.ru о риторике Владимира Путина. Разговор — о будущем, спор — о концептах, заметки — о новациях президента в его последних речах.

Новости

В Батуми пройдет Международная киношкола «Содружество»

25.05.2017

С 29 мая по 2 июня 2017 года в Батуми (Грузия) состоится вторая Международная школа молодых кинематографистов "Содружество".