Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Киллер Джо - Искусство кино

Киллер Джо

  • Блоги
  • Наталья Серебрякова

В российском прокате – «Джо» Дэвида Гордона Грина из прошлогоднего Венецианского конкурса с Николасом Кейджем в главной роли. Фильм о взрослении мальчика на фоне беспричинного отцовского насилия изучает Наталья Серебрякова.


Американский режиссер Дэвид Гордон Грин родился в Арканзасе и вырос в Техасе в интеллигентной семье. Его мама была инструктором, папа – деканом медицинского факультета. Как это ни парадоксально, свой первый полнометражный фильм Гордон Грин посвятил неблагополучным чернокожим подросткам, последний – и вовсе «уайт трэш», белым беднякам из Техаса.

Герой «Джо», 15-летний Гари (Тай Шеридан) – мальчик именно из такой семьи. «Ты всего лишь эгоистичный алкоголик», – говорит он своему отцу в самом начале фильма и тут же получает от предка в глаз. Пьяница Уэйд, который чаще всего не стоит на ногах, регулярно избивает сына и отбирает у него деньги. Мальчик зарабатывает на вырубке леса у бывшего заключенного Джо, с которым у него быстро налаживается дружба и что-то вроде отцовско-сыновней связи.

Joe-2
«Джо»

Джо играет Николас Кейдж, и это своего рода камбэк. Актеру есть, где развернуться во всей красе, и, как он сам говорит в интервью, он «долго ждал такой роли». Джо наладил в округе наполовину законную вырубку леса, придумав впрыскивать под древесину яд (так как рубить можно лишь мертвые деревья). Он ездит на большом синем пикапе, погрузив в багажник винтовку, не боится змей, может освежевать оленя и наведывается в местный бордель. Джо мужественен, смел и импульсивен. Может защитить женщину и ребенка. Если же его вывести из себя, сила польется через край, превратившись в грубое насилие.

Меж Сциллой и Харибдой «плохой» и «хорошей» силы оказывается Гари. Отец пьет и бьет, Джо платит честно заработанное и дарит автомобиль. Джо и есть та более сильная сила, которая может справиться с домашним насилием. Потому что в мире южной готики и белого мусора добро может быть только с кулаками.


«Джо», трейлер

Абсолютно очевидно напрашивается сравнение фильма «Джо» с картиной «Мад» Джеффа Николса. Пересечений очень много. Николс, как и Гордон Грин, родился в городе Литтл Рок. Режиссеры учились в одном и том же университете в Северной Каролине. Они знакомы, дружат и даже работали вместе над документальным фильмом по книге их любимого писателя Ларри Брауна (по чьему произведению снят и «Джо»). Действие в обоих фильмах происходит на Юге, и играет в них один актер – Тай Шеридан (Гари). Сюжет тоже похож: дружба подростка с опасным и сильным взрослым мужчиной, связанным с преступным миром. Но если «Мад» получился светлым, каникулярным фильмом, побив все рекорды проката у себя на родине прошлым летом, то конкурсант Мостры «Джо» добился все же меньшего успеха. Первая причина бросается в глаза – изобилие экранного натуралистичного насилия; фильм получился мрачным и тяжелым. Вторая причина скрыта чуть глубже и является проблемой то ли сценария, то ли монтажных склеек. У героев почти полностью отсутствует мотивация их действий. И Уэйд, и даже Джо агрессивны без причины, просто «потому что». И если можно предположить, что поступки алкоголика Уэйда хаотичны из-за животного существования, которое он влачит, то действия «строгого, но справедливого» Джо порой необъяснимы и совершаются, наверное, лишь по причине природной грубости его характера.

Метафорой такой агрессии является питбуль. Джо держит собаку, и однажды спускает ее на другого, докучавшего ему пса, которого питбуль хладнокровно загрызает и скрывается с места преступления. Надо отметить, что сцена эта идет следующей после жестокого убийства Уэйдом такого же пьяницы и бродяги, как он сам. То есть ассоциацию с собакой Гордон Грин закладывает сознательно. И такое сравнение неслучайно, если вспомнить фильмографию режиссера. В своем дебюте «Джордж Вашингтон» он также проводил параллели собачьей жизни с существованием бедного черного населения. Дядя главного героя Джорджа, будучи человеком грубым и не очень добрым, не любил собак. В фильме есть целый монолог, посвященный этой фобии. В нем дядя говорит, что собаки непредсказуемы и агрессивны, никогда не знаешь, что у них на уме. Так и Джо с Уэйдом – не совсем понятно, что у них в голове и чего можно от них ожидать в следующую минуту.

Joe-3
«Джо»

Как справедливо замечают кинокритики, автор «Ананасового экспресса» и «Храбрых перцем» Гордон Грин сейчас возвращается к истокам своей режиссерской деятельности, снимая южные инди-драмы. Это возвращение случилось уже фильмом раньше, когда приз Берлинале в 2013 году получил «Властелин разметки». Действие скромного римейка исландского фильма происходит также в Техасе.

То ли судьба так распорядилась, то ли совпадения преследуют Гордона Грина, но, кроме места действия, с «Властелином разметки» роднит «Джо» еще одна деталь. В обеих картинах сыграли непрофессиональные актеры, которые умерли незадолго после окончания съемок. Во «Властелине» – это бывший музыкант Лэнс ЛеГолт, который в свое время играл с самим Элвисом Пресли. В «Джо» – настоящий бродяга Гари Поултер, который танцевал на улицах Остина. Поултер, сыгравший алкоголика Уэйда, по признаниям очевидцев, был отличным актером, вовсю выкладывался на съемках, но не дожил даже до премьеры.

Joe-1
«Джо»

Настоящей же звездой фильма и актером с большими перспективами является 17-летний Тай Шеридан. Уже сейчас у него сформировалось своеобразное амплуа – роль суррогатного сына. На протяжении всего фильма «Джо» зритель недоумевает, как у такого ужасного отца, как Уэйд, может быть такой чудесный сын, как Гари. И когда в конце фильма встает своеобразный вопрос, кем же теперь станет Гари, продолжит ли он судьбу Джо, ответ напрашивается сам собой, глядя на ангельское обличье Тая: убийцы из него точно не получится.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

«Эффективность вечных кодов двоемыслия»

15.04.2013

Имперское сознание россиян непоколебимо. Поколение интернета пока не способно к проектированию будущего. Экономисты наивны в своих цеховых объяснениях. Самое главное свойство российского общества – тотальное недоверие: всех ко всем, считает социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, кандидат философских наук Даниил Дондурей.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился 66-й Каннский фестиваль

26.05.2013

26 мая на Лазурном берегу завершается 66-й Каннский фестиваль. Жюри основного конкурса, возглавляемое режиссером Стивеном Спилбергом, распределило призы следующим образом.  Золотая пальмовая ветвь: Абдельлатиф Кешиш («Голубой самый теплый цвет (Жизнь Адели. Части 1 и 2)»)  Гран-при: Джоэл и Итан Коэны («Внутри Льюина Дэвиса»)  Лучшая мужская роль:Брюс Дерн («Небраска», режиссер Александр Пейн)