«Послание к человеку» - 2016. Когда вы проснетесь
- Блоги
- Светлана Семенчук
C 23 по 30 сентября в Петербурге будет проходить один из крупнейших фестивалей документального и анимационного кино не только в России, но и, пожалуй, в Европе. Светлана Семенчук изучила богатый ассортимент этого года, включая традиционно многочисленные внеконкурсные программы и спецпоказы, и написала о нескольких наиболее любопытных премьерах и секциях.
«В ЛУЧАХ СОЛНЦА», ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ
Пожалуй, самым ожидаемым фильмом конкурсной программы фестиваля «Послание к человеку» в этому году стал фильм Виталия Манского «В лучах солнца», посвященный жизни «маленького», в буквальном смысле, человека, живущего в Северной Корее. Героиней проекта, над которым работал Манский, должна была стать восьмилетняя девочка Зин Ми. Однако тотальный госконтроль, превращенный в повседневность, диктовал свои правила, и готовая картина, по словам самого режиссера, сильно отличается от первоначального замысла.
Закрытая КНДР, столь привлекательная для режиссеров многих стран мира, с каждым годом и с каждым фильмом выглядит все менее экзотичной в наших, отечественных реалиях. Сказывается здесь и эффект чисто визуального узнавания, и все стабилизирующаяся политическая ситуация, и работы, которые могли видеть зрители на прошлогоднем фестивале.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС
В национальном конкурсе в этом году представлены как минимум четыре работы выпускнков мастерской Марины Разбежкиной. «Мой друг Борис Немцов» Зоси Родкевич, рассказывающий не столько о «другой» стороне политика, сколько об отношениях его с автором фильма, точнее, с камерой, вторгающейся в личное пространство героя, без особого на то разрешения. «Чужая работа» Дениса Шабаева, получившая приз «Кинотавра» за лучший дебют, о жизни семьи эмигрантов из Таджикистана, у которых есть только два выхода: смириться со своим нищенствующим и унизительным положением в России или вернуться домой в бедствующий Таджикистан. «Все дороги ведут в Африн» рассказывают о девушке, отправившейся в Сирию на встречу с отцом, а «Вчерашний день» фиксирует обыденность среднестатистической российской семьи в канун Нового года и смирение героя с тем, что обыватель победил в нем художника.
Кроме того, в национальном конкурсе представлены авторы из многих других киношкол: МШНК, ВГИКа, ГИКа, КИТа и даже наши бывшие соотчественники, живущие в Австралии.
Особое внимание рекомендую обратить на новый фильм великого Феликса Якубсона «Плацкарта», его вторую серию кино-дневников, которые автор «вел» в течение многих лет. На сей раз перед нами дорога Петербург-Москва и разговоры со случайными попутчиками в поезде.
«СНЫ БЕЗ ЗВЕЗД» (Starless Dreams), МЕХРДАД ОСКОУЕИ
Мехрдад Оскоуеи – иранский режиссер, сценарист, продюсер и преподаватель ряда киношкол представит на фестивале свой документальный фильм «Сны без звезд» о девочках 14-18 лет, отбывающих наказание в колонии. Получение разрешения на производство фильма, занявшее семь лет, позволило создать Оскоуеи первый фильм о жизни в заключении иранской тюрьмы для несовершеннолетних. Героини фильма без малейшего сожаления и с животной жесткостью рассказывают об осуждении за убийство, многократные кражи, торговлю наркотиками, и при этом все равно остаются жертвами. Многие из них не хотят возвращаться в собственные семьи, где их ждет прежний порядок вещей, и обретают в стенах тюрьмы если не настоящий дом, то надежное убежище.
«МЭЛЛОРИ» (Mallory), ХЕЛЕНА ТРШЕШТИКОВА
Чешский режиссер Хелена Тршештикова, не первый раз участвующая в фестивале, в этом году представила на конкурс свое новое исследование наркозависимости (ей были посвящены и предыдущие проекты режиссера). Героиня фильма – молодая женщина, чьим именем назван фильм, рассказывает историю своей жизни, но поскольку, повествуя о прошлом, рассказ продолжается и в настоящем времени, картина Тршештиковой построена на приеме обманутого ожидания: жизнь оказывается неподвластна драматургическим схемам. Эпизоды жизни Мэллори и фрагменты интервью с ней складываются не в фильм о счастливом избавлении от героиновой зависимости, но в неоконченную историю вечного сопротивления и борьбы.
«ДЕСЯТЬ МЕТРОВ», АКСЕЛЬ ДАНИЭЛЬСОН, МАКСИМИЛЬЕНА ВАН ЭРТРИК
Аксель Даниэльсон и Максимильена ван Эртрик при помощи беспристрастной неподвижной камеры исследуют психофизиологию человеческого страха. Монтажное сопоставление кадров, в которых люди впервые решаются на прыжок, обнажает относительность возраста, пола, внешности героев и тех самых десяти метров, переведенных из привычного измерения длины в высоту. В простоте своего технического решения фильм о совсем необязательном действии неожиданно обретает глубинные смыслы.
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ АНИМАЦИЯ
Стилевое и тематическое многообразие представляет программа короткометражных анимационных работ, особое место в которой традиционно занимает так называемая «документальная» анимация. Героями этих фильмов становятся школьник, отважно сражающийся со сном на уроке («Дневной урок» (Afternoon Class), режиссер Сеоро О), молодой человек, для которого воскресный семейный обед превращается в пытку («Воскресный обед» (Sunday Lunch), режиссер Селин Дево), женщины, находившиеся в тюрьме ГДР для политических заключенных («Сломленные: Женская тюрьма Хохенек» (Broken – The Women’s Prison at Hoheneck), режиссеры Фолькер Шлехт и Александр Лал).
Отдельная рекомендация обратить внимание на новый долгожданный фильм Игоря Ковалева «До любви», а также на работу Анны Будановой «Среди черных волн», премьера которой состоялась в Локарно.
IN SILICO
Отдельного внимания заслуживает программа экспериментального конкурса фестиваля In Silico. В частности, «Когда вы проснетесь» (When you awake) некогда практикующего психиатра, а ныне режиссера – Джея Розенблатта отсылает к гипнотическому воздействию кинематографа на человека. Замаскированный под научный фильм сложносочиненный монтажный эксперимент Розенблатта – далеко не первая попытка показать подсознание человека через визуальные образы неизвестных архивных кадров, отчего фильм не становится менее увлекательным.
«ИЗАБЕЛЛА» (Isabella), ДУНКАН КОУЛС, РОСС ХОГГ
Фильм посвящен существованию вне текущего времени и избирательности памяти. Героиня – 92-летняя Изабелла Хогг в серии интервью делится воспоминаниями из своей жизни. Женщина не может ответить на вопросы о событиях вчерашней давности, но в ее памяти ярко отпечатались эпизоды школьных лет, о которых она многократно рассказывает одними и теми же словами, каждый раз без намека на фальшь переживая опыт самого вспоминания.
«ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ПЛАСТИНКА "ПИОНЕРА"» (The Postmodern Pioneer Plaque), БОРИС КОЗЛОВ
В «Постмодернистской пластинке "Пионера"» (The Postmodern Pioneer Plaque) Борис Козлов задает тон научно-популярного фильма о Карле Сагане и его идее отправить в космос пластинку, содержащую необходимую и достаточную информацию о планете Земля на случай обнаружения ее инопланетным разумом. В 1973 году эта пластинка, запущенная в космос вместе с миссией НАСА, содержала весьма лаконичную информацию: координаты Земли в Солнечной системе и схематичное изображение женщины и мужчины. Фантазия на тему отправления такого же послания сегодня превратила фильм в буффонаду, посвященную истерии политкорректности современного общества. В XXI веке послание сорокалетней давности кажется устаревшим и не отражающим разнообразия землян, отстаивающих право на самоопределение и возможность рассказать о себе. Новая пластинка становится лентой и бесконечно долго улетает в неизведанные космические пространства вместе с феминистками, трансгендерами, вымирающими видами животных, Рональдом Макдональдом и другими представителями планеты Земля, ставшими неотъемлемой частью ежедневной новостной повестки.
КИНО СВЕРХРЕАЛЬНОСТИ
«Послание к человеку» традиционно представляет большое количество внеконкурсных программ, среди которых уже второй год проводится программа «Кино сверхреальности», курируемая Андреем Плаховым и собирающая наиболее горячие и ожидаемые фестивальные премьеры года. На этот раз будут привезены такие хиты, как «Тони Эрдманн» Марен Аде, «Я, Дэниел Блейк» Кена Лоуча, «Выпускной» Кристиана Мунджиу, «Персональный покупатель» Оливье Ассаяса, «Она» Пауля Верховена, «Бесконечная поэзия» Алехандро Ходоровски, «Сьераневада» Кристи Пую (об этих картинах читайте в июльском, "каннском" номере ИК – прим. ред.).
РЕТРОСПЕКТИВЫ, ВСТРЕЧИ, ЛЕКЦИИ
Среди других знаковых событий фестиваля: ретроспективы Гая Мэддина, братьев Куэй, Фредерика Уайзмана, Криса Маркера, Густа ван ден Берге и Иржи Менцеля; встречи с режиссерами и кураторами программ в книжном магазине «Порядок слов», где в рамках фестиваля также пройдет лекция Барбары Вурм о советском культурфильме 1920-1930-х годов, и многое другое.
ФИЛЬМ ОТКРЫТИЯ
Фильмом открытия в этом году станет «И вдруг, о чудо! Грезы нового мира». Представит картину сам автор фильма, классик документального кино и почетный гость фестиваля – Вернер Херцог.