Стеклянная гармоника
- Блоги
- Нина Цыркун
Как мы уже писали, в России стартовал фестиваль «Новое Британское кино». В Москве фильмом открытия стала картина Билла Кондона, представляющая национальный бренд – Шерлока Холмса. Фильм «Мистер Холмс» о состарившемся сыщике, которому покой только снится, посмотрела Нина Цыркун.
В 2000 году наследники утратили право на интеллектуальную собственность – творчество Конан Дойла, и это развязало руки литераторам и кинематографистам. Теперь стало возможным не только бесплатно пользоваться его плодами, но и легко распоряжаться ими по своему усмотрению. Сразу надо сказать: ни сам писатель, ни его герои от этого не пострадали и даже наоборот.
Более семидесяти актеров и даже актрис играли Шерлока Холмса. Роберт Дауни-мл. и Бенедикт Камбербэтч представили самого знаменитого детектива овеянным ветрами постмодернизма – не похожим на классические образы, созданные Джереми Бреттом и Василием Ливановым, но не ставшим от этого менее интригующим и харизматичным. Однако Холмс сделался таким многоликим, что трудно вообразить, чего же свежего можно о нем сказать. Нашлось, что. В 2005 году вышел роман американца Митча Каллина «Пчелы мистера Холмса», автор которого выбрал выигрышную стратегию – представить человека, прославившегося своим острым умом и четкой логикой, утратившим эти качества. «Мистер Холмс» Билла Кондона (постановщика «Сумерек»!) – экранизация этого романа, режиссер которого тоже сделал безошибочный выбор, пригласив на заглавную роль Иена «Гэндольфа» МакКеллена.
На открытии фестиваля фильм представляла гостья – его партнерша Хэтти Морахэн, сказавшая, в частности, что была поражена преображением актера, сыгравшего Холмса в разных временных пластах: в экранном «настоящем», то есть в 1947 году, в Сассексе, у меловых скал Дувра; в недавнем «прошлом», когда Холмс совершил краткое путешествие в Японию, и в прошлом двадцати-пятнадцатилетней давности, когда ему пришлось расследовать дело, оставившее чувство незаконченности.
Теперь, в 1947-м, когда нет уже на свете ни брата Майкрофта, ни Джона Ватсона, есть у него досуг вернуться к старому делу, но беда в том, что некогда блестящий ум подводит. В поисках подпитки 93-летний Шерлок, который терпеть не может всякий художественный вымысел, даже решил сходить в кино на дневной сеанс, посмотреть фильм про то давнее дело, о котором нагородивший массу чепухи о своем соседе Джон успел сочинить рассказ. И вот высокий, скрюченный артритом старик стоит в очереди за билетом и сидит потом в зале. А на экране (на самом деле никогда не снимавшийся) фильм «Леди в сером» по рассказу Ватсона «Дело о серой перчатке», где его играет Николас Роу – тот самый, что на самом деле играл его в «Молодом Шерлоке Холмсе» Барри Левинсона (кстати, одном из хитов эпохи видеомагнитофонов, если кто еще помнит те времена).
«Мистер Холмс»
Если кратко суммировать, о чем «мистер Холмс», то я бы так сказала: когда изменяют память, ум и логика, на смену им приходит мудрость, питающаяся неубиваемой памятью сердца. Внезапные вспышки этой сердечной боли провоцируются случайными, казалось бы, вещественными свидетельствовами и событиями. Случайно обнаруженная в потайном ящике секретера серая перчатка. Фигурирующая в деле, которое не дает ему покоя, стеклянная гармоника – инструмент, по поверьям обладающий магической силой. Поездка в Хиросиму, где обнаруживается искомый японский корень, настойка которого – его последняя надежда на возвращение памяти; почему-то именно там, в обугленном лесу, куда приходят поклониться погибшим. Есть и другие примеры, да нельзя сказать (спойлеры получатся), но фильм скоро выйдет на наши экраны, будет возможность узнать и рассмотреть все в придуманных Митчем Каллином деталях, как тщательно воспроизведенных оператором Тобиасом Э. Шлисслером и постановщиком Биллом Кондоном.
«Мистер Холмс»
В сущности, в новой реинкарнации присутствует все, что мы знали о характере и привычках детектива-рационалиста, но все это выступает в необычном качестве, освещенном новыми смыслами, на которые падает тень близящейся смерти. На этом элегическом портрете по-новому помогают проявиться уставшему от бремени своей легенды мистеру Холмсу и персонажи, которых мы раньше не знали: героиня его расследования, дама не от мира сего миссис Энн Келмот (Хэтти Морахэн), его сварливая экономка (Лора Линни) и ее смышленый сынок Роджер, которого играет Майло Паркер с проницательным не по-детски взглядом. На наших глазах великий человек, известный своей непогрешимой логикой, демонстрирует пример того, как следует завершать земные дела и чтó именно должно дирижировать финалом. Можно было бы сказать, что «Мистер Холмс» – достойное завершение холмсианы, но об этом нечего и думать – этот образ надолго останется кладезем сюжетов и всяческих спин-оффов, неизменно привлекательным, потому что тайна его остается неразгаданной, сыграй его хоть еще семьдесят артистов.