Выбор ИК: семь картин Якутского кинофестиваля - 2015
- Блоги
- Денис Рузаев
1 сентября в Якутске открывается III международный кинофестиваль. Денис Рузаев изучил конкурсные программы форума и выбрал несколько премьер, на которые, по его мнению, следует обратить особое внимание.
«АНГЕЛЫ РЕВОЛЮЦИИ», режиссер Алексей Федорченко
Как работает пропаганда? Алексей Федорченко, самобытнейший из российских режиссеров, в «Ангелах революции» показывает очень эффектный вариант ответа – как сюрреалистический, завораживающий спектакль, разыгрываемый одними язычниками для других, сеанс обращения в веру. Именно это организует для хантов и ненцев середины 1930-х инициативная группа московских товарищей – безуспешно манящая народы Сибири дирижаблями, авангардом и крематориями, а также пылом комиссарши с прозвищем Полина Революция (Дарья Екамасова). Федорченко отдает себе отчет в том, к чему пропаганда приводит – и эксцентричный лубок культурного конфликта коммунистов и оленеводов обернется кровавым, убедительным фарсом.
«РАЙСКИЕ КУЩИ», режиссер Александр Прошкин
Александр Прошкин берется в «Райских кущах» за задачу, сколь амбициозную, столь же и незавидную – экранизирует, причем перенося действие в наши дни, ту же пьесу Вампилова «Утиная охота», по которой в конце 1970-х Виталий Мельников снял великую драму «Отпуск в сентябре». Современным Олегом Далем, переживающим экзистенциальный кризис инженером Зиловым (который в «Райских кущах» выведен уже веб-дизайнером), у Прошкина выступает Евгений Цыганов, его жену играет Чулпан Хаматова. Цыганов – артист, конечно, совсем другой пластики и степени открытости, чем Даль, и рядом с Хаматовой выглядит героем, куда менее, чем его предшественник, обаятельным - но видимо, какое время, такой ему полагается и Зилов.
«ТААЙЫМАН ТАПТАЛЫ» («НЕРАЗГАДАННАЯ ЛЮБОВЬ»), режиссер Михаил Лукачевский
Михаил Лукачевский в прошлом году отметился выразительным рукодельным хоррором «Белый день» – в котором жанровые конвенции причудливо прорастали через картины якутских реалий и уникальную местную мистику. В «Неразгаданной любви» режиссер идет в некотором роде еще дальше – вновь рассказывая историю на локальном, самобытном материале (биографии пионера якутского рока Семена Степанова), скрещивает уже игровое кино и нон-фикшн. Добиваясь у стороннего зрителя того же, что и в «Белом дне», гипнотического эффекта открытия для себя незнакомого, но ощутимо одухотворенного мира.
«ТАЛЫН НААДАН» («СТЕПНЫЕ ИГРЫ»), режиссер Баир Дышенов
Если Лукачевский ищет язык для отражения в кино якутской жизни, то Баир Дышенов делает то же самое, хотя и совершенно другими средствами, в Бурятии. Собственно, не будет преувеличением сказать, что Дышенов это бурятское кино и есть. Его новый фильм «Степные игры», снятый на бурятском и замешанный на местных проблемах и традициях, оказывается образцом удивительного самостийного магического реализма – в котором фольклор равноценен деталям современного бурятского быта, а национальные травмы, впрочем, как и завидное национальное достоинство, переходят из поколения в поколение.
«МИЛЫЙ ХАНС, ДОРОГОЙ ПЕТР», режиссер Александр Миндадзе
Новый фильм Александра Миндадзе – пока главное российское кино этого года, и при том, что действие его разворачивается грязной, сырой весной 1941-го (в эпоху, отечественными режиссерами давно упрощенную до жизнерадостного предвоенного лубка), кажется, самое злободневное. Рассказывая историю о трагическом инциденте, произошедшем с немецкими специалистами на советском стекольном заводе, Миндадзе высекает из наполняющего ее хрупкого, напряженного воздуха не идею, но ощущение – необъяснимое, но неутолимое предчувствие войны.
«ЧАЙКИ», режиссер Элла Манжеева
У драмы Эллы Манжеевой уже сложилась судьба, которой бы позавидовал и иной московский режиссер: «Чайки» (сценарий которых ИК публиковало еще три года назад) съездили в программу «Форум» Берлинале и получили приз за лучший дебют на «Кинотавре». Манжеевой и в самом деле удалось рассказать универсальную, понятную даже без понимания бэкграунда историю – об откровении, постигшем жену рыбака из маленького прибрежного городка. Но от реалистичного изображения фона – калмыцкой жизни, сотканной из противоречий и противоположностей, – «Чайки» при этом тоже не отказываются; это именно калмыцкий фильм.
WILDLIKE, режиссер Фрэнк Холл Грин
Скромная – но преисполненная достоинства и редкой для дебюта мудрости – драма Фрэнка Холла Грина рифмует выживание в лесах Аляски с борьбой за выживание, какой часто оборачивается подростковый возраст. 14-летняя героиня «Wildlike» бежит от насильника-опекуна в национальный парк – где находит неожиданную поддержку и компанию в лице переживающего собственный кризис туриста. Такие, подразумевающие воспитание персонажей сюжеты часто оборачиваются мелодрамой – но Грин удерживается от соблазна подбавить эмоций и остается верен внутренней правде собственных героев.