Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
На швейцарский манер. «Жан-Люк, одержимый», режиссер Клод Горетта - Искусство кино

На швейцарский манер. «Жан-Люк, одержимый», режиссер Клод Горетта

  • Блоги
  • Алексей Тютькин

Алексей Тютькин продолжает синефильскую экскурсию по темным палатам общей франкофонной психбольницы. Сегодня он в гостях у швейцарского режиссера Клода Горетта и в плену его дебютной картины "Жан-Люк, одержимый" (1966).


Зимняя деревня в швейцарских горах. Поняв, что жена Кристин изменяет ему с соседом Огюстеном, крестьянин Жан-Люк забирает с собой сына-младенца и переезжает к своей матери. Впадая в глубокие размышления о жизни, он не говорит никому ни слова, но после встречи с Кристин прерывает молчание и возвращается домой. А потом случается череда событий – и будничных, и страшных, – которые приводят Жан-Люка на территорию безумия. И дальше.

В 1966 году Клод Горетта снимает свой полнометражный дебют "Жан-Люк, одержимый" – пока еще для романдского (франкоговорящего) телевидения, а не для большого экрана (только через четыре года он снимет для кинопроката фильм "Безумец"). Впрочем, для молодых швейцарских кинематографистов попадание в кинотеатр на первых порах было не столь важно: большинство из них работало на Телевидении Романдской Швейцарии, предоставлявшем режиссерам оборудование для съемок, возможность покупать черно-белую пленку 16 мм и таким образом позволившем начать свои кинокарьеры. Участники "Группы 5", в которую, помимо Клода Горетта, входили также Ален Таннер, Мишель Суттер, Жан-Луи Руа и Жан-Жак Лагранж, воспользовавшись телеоборудованием, впоследствии печатали 16-миллиметровые пленки на 35-миллиметровый формат и попадали на большой экран.

Всего через семь лет после полнометражного теледебюта мало кому известный режиссер Клод Горетта получит приз жюри Каннского фестиваля за фильм "Приглашение", а еще через три года, в 1976 году, – премию экуменического жюри в тех же Каннах за "Кружевницу" с Изабель Юппер в главной роли; о последующих многочисленных номинациях различных кинофестивалей можно и не упоминать. На телевидении Горетта продолжает работать и сейчас: отчасти из благодарности, отчасти из-за невозможности – как и в начале своей карьеры – снимать кино для большого экрана.

Goretta Persecute 2"Жан-Люк, одержимый"

"Жан-Люк, одержимый" уже в полной мере открывает талант Клода Горетта: эта конгениальная экранизация одноименного романа Шарля Фердинанда Рамю поражает своим медленным темпом, рождая чувство глубочайшей печали и даже тягостности. Впервые обращаясь к Рамю (в 1987 году Горетта снимет еще одну экранизацию его романа – "Если солнце не взойдет"), швейцарский режиссер демонстрирует не просто талант постановщика, но и умение максимально эффективно использовать маленький бюджет.

Конгениальность постановки проявилась в том, что Горетта отразил в фильме не только настроение романа Рамю, но и писательскую стратегию показа обычной жизни, безумия и смерти. Шарль Фердинанд Рамю в своих книгах показывает смерть и безумие совершенно будничными. Читая Рамю, нельзя сказать, что смерть не принадлежит жизни: она, как и безумие, – явление природное, которое писатель описывает совершенно отстраненно, будто бы с огромной дистанции. И в большом романе "Великий страх в горах", и коротком рассказе "Смерть Большого Фавра" такой показ пугает и глубоко ранит, но он честен, будучи очищен от различных патетических и романтических плевел. Горетта демонстрирует безумие Жан-Люка совершенно в стиле Рамю, методично следуя продвижению сюжета и детально, но холодно и отстраненно, запечатлевая чувства всех героев фильма. Сумасшествие персонажа Рамю пугает своей "природностью" и неким спокойствием: так реальные Адольф Вёльфли и Алоиза Корбаз десятилетиями пишут картины; так Роберт Вальзер сам приходит в психиатрическую больницу, где проведет двадцать семь лет, до конца жизни чинно татуируя микрограммы на полях газет; так Адельхайд Дюванель пишет сотни рассказов, воздух которых пропитан безумием. Вряд ли будет слишком большим обобщением сказать, что не швейцарцы сходят с ума, а безумие само проникает в них со всех сторон.

Несомненно, огромной удачей явилось то, что Жан-Люка сыграл Морис Гаррель. В дебюте Клода Горетта этот зачинатель известной кинодинастии и прекрасный театральный актер, отыграв к 1966 году десятки эпизодических ролей, зачастую не упоминавшихся в титрах (посыльных, полицейских и отцов), наконец-то получает главную роль, одну из немногих в его кинокарьере. Мягкая улыбка на контрасте с несколько резкими чертами его лица, медленная ломкая пластика и какая-то общая пришибленность облика – без всего этого не было бы Жан-Люка, затравленного своей печалью и безумием.

Goretta Persecute 3"Жан-Люк, одержимый"

Когда Морис Гаррель находится в кадре, то представляется, что во всем мире есть только он один – это ощущение присуще фильмам и других швейцарских режиссеров. Оно почти материально, потому что родилось из объективных условий работы телевизионной группы, минимальное количество участников которой было равно трем: режиссер, оператор с камерой и звукооператор с микрофонным "журавлем". Рожденная бедностью кинопроизводства, эта интимность невозможна в фильмах, где на одного актера приходится пятьдесят человек, стоящих за камерой, жующих бутерброды и обсуждающих вчерашний бейсбольный матч. И эта интимность фильма Горетта близка общему ощущению от произведений Рамю, в которых пастухи или лесорубы тоже кажутся единственными людьми на Земле.

"Жан-Люк, одержимый" выстроен по принципу распознавания знаков: Жан-Люк распознает по следам в глубоком снеге измену своей жены, и зрителю приходится прочитывать по изменяющимся крупным планам лица Мориса Гарреля чувства его персонажа. Это несложно, так как логика в фильме проста и неумолима: если дверь заперта, значит, ключ лежит на приступке, а это значит, что жены нет дома, а это значит, что она с Огюстеном. В фильме Горетта отсутствие всегда свидетельствует о присутствии.

Такая экономность знака, когда в нем содержится больше, чем он сам, позволяет режиссеру вести рассказ, не вдаваясь в дополнительные объяснения; изредка появляющийся закадровый голос рассказывает только о том, что нельзя показать. Иногда Горетта, размещая в кадре определенные знаки, дает зрителю возможность предвосхитить будущее: видя работу лесорубов, уже понятно, куда упадет дерево; так же можно предвидеть, что случится с играющим с цветами ребенком, сидящим на отлогом берегу быстрой горной реки. В этом тоже конгениальность фильма Горетта – книге Рамю, который выстраивает повествование так, что понять, как оно закончится, труда не составляет.

К финалу фильма ошеломляющее действие оказывает разрушение столь методично выстроенного показа безумия "на швейцарский манер", безумия скорее присущего Гёльдерлину, чем Арто. Размышляя о безумии, мы всегда размышляем о чем-то другом, потому что оно всегда неуловимо, никакие психиатрические классификации и каталоги не могут его запечатлеть. Показывая историю безумия Жан-Люка, Горетта удается говорить о нем непрямо, а дать понять его через размышления об отсутствии.

Goretta Persecute 4"Жан-Люк, одержимый"

"Быстро стало ясно, что его безумие было единственным в своем роде. Оно не занимало все его сознание, а только его рассуждения", – говорит закадровый голос о Жан-Люке, который ходит по деревне с воображаемым ребенком. Безумие "на швейцарский манер" характеризуется невозможностью отсутствия; возможно, это и безумием назвать сложно, так как вся жизнь человека – это бытие рядом и вместе с отсутствием. Поэтому столь страшен переход границы на территорию настоящего безумия, в котором отсутствует даже отсутствие – когда Жан-Люк не может отыскать умершего ребенка, казавшегося ему живым, ничего больше не остается, как завершить фильм словом "Конец".


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Трудная жизнь без цензуры

11.02.2012

Я восемнадцать лет являюсь главным редактором журнала, и не было ни одного текста, по поводу которого у меня  возникало бы сомнение: а можно ли это опубликовать? Не  будет ли опасности для «Искусство кино», для меня, для нашего министерства, спонсоров? Не было ощущения несвободы. Итак: цензура. Куда она подевалась?


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Памяти Алексея Германа

Новости

Памяти Алексея Германа

22.02.2013

21 февраля 2013 года в Санкт-Петербурге после тяжелой болезни на 75-м году жизни скончался режиссер, сценарист, драматург, актер Алексей Юрьевич Герман. Все, кто делает журнал «Искусство кино», пишет для него, и, уверены, читает его, восприняли эту смерть как тяжелую личную утрату. Вероятно, это прозвучит пафосно, но уход великого мастера и бескомпромиссного гражданина означает подлинную трагедию для всей отечественной культуры, искусства и общественной жизни.