Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Перевал - Искусство кино

Перевал

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

23 октября на российские экраны вышел фильм Оливье Ассаяса «Зильс-Мария» (Clouds of Sils Maria) с Жюльет Бинош, Кристен Стюарт и Хлоей Грейс Морец в главных ролях. О результате психологической дуэли между героинями и попытках одной из них преодолеть собственный возраст – Зара Абдуллаева.


Зильс-Мария – швейцарский городок в горах. Там в основном и происходит действие одноименного фильма Оливье Ассаяса. Горные перевалы, облака причудливой формы, плывущие в недобрые часы близ гряды Маллоя, имеют прозвание: «Змея Маллоя». Именно так называлась пьеса, написанная неким, известным по фабуле, драматургом, режиссером Мельхиором, проживающим тут, как некогда и Ницше, на даче. В этой пьесе прославилась двадцать лет тому назад актриса Мария Эндерс, сыгравшая тогда молодую стерву и карьеристку. В роли Эндерс – Жюльет Бинош, предложившая сюжет о стареющей актрисе Ассаясу. Сюжет о возрастном «перевале». Ассаяс, немного подумав, согласился написать сценарий и снял длинное умственное кино, необходимое Бинош. Личная мотивация тут очевидна и является условием напряжения. Или восхищения.

Ухоженная Бинош снимается много, зачастую в слишком средних фильмах, и былой славы не добирает. Работа есть, удовлетворения маловато. Почти никто не оценил ее отличную, смело сделанную роль Камиллы Клодель в картине Брюно Дюмона. Казалось бы, тут она должна была вырваться вновь в первый разряд французских актрис. Но, увы. Как бы и что бы ни играла ее тайная соперница Изабель Юппер, к ней Бинош не приблизиться. Даром что обе играли в фильмах Ханеке.

Юппер – вышколенная интеллектуалка, стойкая профессионалка, готовая решительно к любой роли, хорошим или модным режиссерам удобна и нравится им. Бинош другая, но она вдруг храбро пошла ва-банк, сообразив, хотя это не так, что переживания возраста актрисы, которую она играет, и есть та засада, мешающая ей, Жюльет, взметнуть. И на чуточку присоседиться к репутации Юппер. Которая, так кажется, никогда не стала бы на публике рефлексировать по поводу своего возраста. Но более простодушная и более женственная, уязвимая Бинош сподобилась на откровенность – последнее оружие «потерпевших».

Итак. Мария Эндерс в компании своей ассистентки (точнейшая Кристен Сюарт) мчится в Швейцарию на поезде, чтобы получить награду от старого Мельхиора, принесшего ей успех. Фильм Ассаяса, ровно, как пьеса, хотя в нем полно красивых пейзажей, делится на две части (акта) и – эпилог.

Clouds-of-Sils-Maria-2
«Зильс-Мария»

В поезде выясняется, что Мельхиор умер, однако награду следует, несмотря на траурное настроение, получить и «держать спину». Тем более что он задумал продолжение старой пьесы, в которой Эндерс могла бы сыграть партнершу своей прежней – молодой героини. Понять стареющую Елену, бизнес-леди, влюбленную в парвеню, которую она сама вскормила и вывела в люди.

Эндерс, как и Бинош, ведет, чувствует, укрощает себя, противоречит себе, наступает себе на горло с изумительным актерским и женским тщеславием, лицемерием и сноровкой в переходах (перевалах) из состояния «наедине с собой» в положение «на людях». Она демонстрирует также – в эпизодах с ассистенткой, которая с ней репетирует, точнее, реплики подает, покуда Эндерс репетирует новую роль немолодой героини для спектакля молодого режиссера из Лондона, – внезапную искренность. (С ассистенткой она не лукавит и не цацкается.) И мудрое – после коротких истерических всплесков – разумение.

Эти бесконечные репетиции в горах, в доме умершего драматурга/режиссера, предоставленного актрисе женой самоубийцы (именно так окончил свои дни Мельхиор); ревность к молодой партнерше, голливудской пройдохе, приглашенной на старую роль Эндерс, сопровождаемые сменой настроений избалованной премьерши, выключают ассистентку из игры. В эпилоге мы видим новую помощницу, с которой Эндерс держится гораздо более деловито. Урок учтен. Сближаться с ней она, похоже, не намерена. Пока что.

Clouds-of-Sils-Maria-3
«Зильс-Мария»

Отношения Эндерс с ассистенткой повторяют отношения героинь пьесы «Змея Маллоя». Этот драматургический трюк или ход выточен Ассаясом эффектно и грамотно. В первой части Эндерс-Бинош – привлекательная женщина. Во второй, готовясь к роли начальницы, почувствовавшей в себе зов плоти к молоденькой стервочке, она пострижена «под мальчика» и пластически преображается в несколько мужеподобный образ, не вполне естественный для нее, но актерски достоверный.

В эпилоге мы видим предпремьерную суету в фойе, встречу Эндерс с молодым кинорежиссером, который, несмотря на свой «научно-фантастический» сценарий, а также нелюбовь к сетям, желает снимать именно Эндерс, актрису «другой эпохи». Бинош облегченно соглашается и идет на сцену. Но прежде, на репетиции, она попросит голливудскую партнершу задержаться на секунду в последней сцене, чтобы публика не упустила из виду и ее героиню, страдающую Елену. Однако вновь, как недавно от своей молодой ассистентки, она получает урок. Новенькая звезда не желает уступать внимание зрителей и внимать просьбе актрисы в роли проигравшей женщины. А молодой кинорежиссер все-таки компенсирует травму бывшей этуали перед самой премьерой. Теперь она наверняка сыграет отлично и использует шанс «второго рождения».

Clouds-of-Sils-Maria-4
«Зильс-Мария»

Все эти психологические турбуленции сыграны актерами и сняты Ассаясом без пошлости, порой даже с юмором. И, что приятно, функционально. Лишнего тут немного. Самоирония и самообладание – козыри Бинош в этой опасной, поскольку она исповедальная, роли. Получился, к счастью, не бенефис, а «открытое письмо». Когда нет другого выхода, можно потрепать, размять, даже проэксплуатировать свой возраст, чтобы удостовериться (с помощью молоденьких по сюжету режиссеров), что хорошим артисткам и годы не помеха. Даже наоборот.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Прогноз на завтра отменяется

Колонка главного редактора

Прогноз на завтра отменяется

09.08.2011

Почему в России во всей своей красе процветает оккультизм? Людям трудно жить в постоянном ощущении непредсказуемости, непрогнозируемости всех процессов. Не может корабль большого государства без лоцманской карты, без руля и ветрил нестись по океанскому простору, подчиняясь исключительно правильным речам капитанов.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«ИК» предложил задуматься о пределах допустимого

02.12.2013

3 декабря в 17.00 в кинотеатре «Художественный» в рамках фестиваля Артдокфеста состоится круглый стол журнала «Искусство Кино». Тема: «Актуальная документалистика – пределы допустимого». Участники: главный редактор «Искусства кино» Даниил Дондурей, президент «Артдокфеста» Виталий Манский, Жан Перре, куратор программы «Чешский глобус, режиссер Фелипп Ремунда, режиссер Марина Разбежкина, режиссер Алена Полунина, продюсер Марк Франкетти, режиссер Светлана Быченко, продюсер Симона Бауман.