Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Выживут только надломленные. «Стойка на голове», режиссер Эрнст Йозеф Лаушер - Искусство кино

Выживут только надломленные. «Стойка на голове», режиссер Эрнст Йозеф Лаушер

  • Блоги
  • Алексей Тютькин

В ходе своих исследований франкофонного психиатрического кинематографа Алексей Тютькин незаметно пересек границу, добравшись до австрийского писателя и режиссера Эрнста Йозефа Лаушера, в «больничной» картине которого «Стойка на голове» впервые засветился на большом экране ныне популярный Кристоф Вальц.

 
В актерской профессии есть нечто удивительное, что касается искусства перевоплощения, но находится как бы вне него: полярность сыгранных ролей. Выдающиеся актеры за всю свою актерскую жизнь примеривают на себя роли нацистов и партизан, злодеев и героев, палачей и жертв, психиатров и заключенных психиатрических клиник. Чудится в этом не просто игра с масками, а некая работа актера, связанная с выращиванием внутренних переживаний, переливающихся в понимание человеческого естества.

Год 2015. В высокотехнологичном кресле, скованный по рукам и ногам, сидит человек, ожидая начала пытки. Это Джеймс Бонд, проникший на базу секретной организации «СПЕКТР». Его мучитель, сидящий вполоборота и ведущий речь, расцвеченную уже ставшими фирменными интонациями, – некий Франц Оберхаузер, он же Эрнст Ставро Блофельд, желающий покопаться у Бонда в мозгах. Играет злодея прекрасный актер, чью игру и облик – особенно скульптурную нижнюю челюсть – забыть невозможно.

Год 1981. В углу, на больничной кушетке лежит парень с матерчатым кляпом во рту. Его, как и Поля из фильма Рене Фере «История Поля», в психиатрическую клинику сдала мать – чтобы сделался поспокойней. Этому парню, парикмахеру Маркусу Дорну, на вид не больше двадцати. Он кажется нервическим, на самом деле – просто молод и влюблен. В клинике он постепенно тупеет от действия таблеток, но главному врачу представляется, что недостаточно. На виски Маркусу накладывают электроды, и первый сеанс электросудорожной терапии начинается. Судороги сводят руки и ноги, от электрошока трясется выразительная скульптурная нижняя челюсть.

Kopfstand 3«Стойка на голове» 

Для австрийского актера Кристофа Вальца вышедший в прокат в 1981 году фильм «Стойка на голове» стал кинематографическим дебютом: до этого он сыграл лишь в четырех телефильмах, начав карьеру в 1977 году. К сожалению, этот фильм затеряется в списке австрийских и немецких полицейских телесериалов вроде «Деррика», «Телефона полиции – 110» и «Комиссара Рекса». Нет уверенности, что он вспомнится и сейчас, на новом витке карьеры Вальца, когда спустя двадцать восемь лет тот начал сниматься в фильмах Тарантино, Гиллиама, Поланского и в «бондиане», став очень известным.

«Стойка на голове» – первый из двух кинофильмов Эрнста Йозефа Лаушера, после 1982 года работавшего только на телевидении, – характеризует австрийского режиссера как опытного постановщика. Снимая фильм по собственному сценарию (идея Гётца Хагмюллера), Лаушер развивает тему карательно-социальной психиатрии мягко, но уверенно: вслед за Рене Фере, Робертом Россеном и Милошем Форманом, в русле размышлений Мишеля Фуко и Феликса Гваттари, он показывает, как человека «обтесывают» химическим и электрическим топором, как успокаивают слишком уж нервного, «социализируя» его, а на деле превращая в больничное существо.

Сравнение с «Историей Поля» не произвольное: «Стойка на голове» схожа с фильмом Фере как визуально, так и нарративно. Лаушер в 1981 году снимает свой фильм на черно-белую Super 16 мм – пленку кинематографических нищих, побирающихся у дверей больших телеканалов. «Шумящее» черно-белое изображение – как и у швейцарца Клода Горетта и француза Жака Риветта –конгениально этим белым коридорам с высокими сводчатыми потолками и темным комнатам с зияющими тенями. Как и упомянутые режиссеры, Лаушер приверженец крупного плана: лицо Вальца, выразительное даже в своей неподвижности, зачастую четче выражает идею фильма, чем произнесенные слова.

Мать сдает Маркуса в клинику, в отличие от матери Поля, не просто для того, чтобы сына вылечили – закрадывается подозрение, что она просто хотела жить со своим любовником. Как и Поль, Маркус в клинике убивает время; плохо ест; впадает в легкую кататонию; знакомится с обитателями других палат и даже заводит дружбу с постоянным сидельцем Штунком (выразительная роль Павела Ландовского); пытается противостоять доктору Мельцеру, который считает Маркуса больным, не желающим в этом признаться. Именно это предубеждение имеющего власть и представляется в фильме самым страшным, и у этого страха – оттенок ужаса, испытываемого подсудимым К. из кафковского «Процесса», тем самым, кто не знает, в чем его вина. Маркус знает лишь то, что у него нет никакой душевной болезни и понимает только то, что «лечение» превратит его в овощ. И тогда он бежит.

Kopfstand 2«Стойка на голове» 

В этом – важное отличие героя Кристофа Вальца от персонажа фильма Фере, который сдался, начал хорошо есть, беспрекословно принимать лекарства и вообще стал «хорошим больным». Только бежать Маркусу некуда: первый побег и ночевка у знакомой заканчивается приездом полиции; во время второго побега Маркус приходит к матери и ее сожителю – окончание побега также предсказуемо. Каждое возвращение в клинику приводит к повышению доз успокоительных и к новым сеансам ЭСТ. Маркус приучается жить в психиатрической клинике – и вдруг его выпускают.

Лаушнер и первую-то часть фильма ведет под сурдинку, не выказывая никакого педалирования темы, что совершенно правильно интонационно, но вторая часть получается поистине элегической. Надломленность физическая – Маркуса мучают припадки обмороков – усиливается психическим сломом: персонаж Вальца пытается устроиться на работу, помириться с матерью, отыскать путь, которым можно идти дальше. Все заканчивается, не начавшись. Но путь все же отыскивается, и это не путь активности: Маркус забивается в медвежий угол, начиная ухаживать за живущей в огромном доме одинокой фрау Мон, которая болеет и теряет память. Эпизоды, когда Маркус нечаянно бьет посуду, на секунду проваливаясь в беспамятство, и когда фрау Мон признается, что не знает, где находится, стоя посредине своей гостиной, – одновременно самые щемящие, но и воодушевляющие: две надломленных души залечивают раны друг друга.

«Стойка на голове» – фильм простой и без претензий: он просто длится, показывая историю Маркуса Дорна и людей, которые ему встретились в жизни. Никакой изощренности – и все же легкая, но прочная сеть особенных знаков не позволяет назвать фильм слишком уж прямолинейным. Сеть эта разнородна и состоит из следующего: подзаголовок фильма; посвящение; ряд метонимических знаков; музыка.

Kopfstand 4«Стойка на голове» 

Подзаголовок фильма («Стойка на голове, или Как удалось выжить») вместе со звучащей диско-мелодией настраивает на лад, совершенно не подходящий фильму: кажется, что сейчас будет показана «крутая» история борьбы и выживания, но на поверку зритель видит историю долгого сопротивления (в финале звучит шопеновский Опус 31). Но уже посвящение Франко Базалье, выдающемуся итальянскому антипсихиатру, мгновенно настраивает на верный лад. Базалья, как и Жан Ури в «Ла Борд», отказался от медикаментозного лечения в коммуне в Гориции, созданную для жизни и творчества душевнобольных. О практиках Франко Базальи снят ряд фильмов, например, «Полет» и «Вторая тень» Сильвано Агости. Ряд фрагментарных, легко читаемых знаков (таблетка на полу, расслабленный действием укола кулак, разбитая тарелка, собранный кубик Рубика),– как ряд уколов, заостряющих внимание.

Понимание этого медленного и не «сильнодействующего» фильма приходит позднее – и оно горькое: чтобы выжить и остаться самим собой, нужно отдать, как жертву, часть своего тела или души; чтобы просто быть, нужно стать никому не нужным стариком; чтобы не ввязываться в систему какого угодно толка, нужно падать в обморок, «снижая качество производства». Проще говоря – выживут только надломленные.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Сайт «Искусства кино» подвергся хакерскому взлому

01.09.2013

В ночь с 31 августа на 1 сентября сайт kinoart.ru был взломан. В результате взлома сайт был заражен вирусом, а публикации последних двух месяцев уничтожены. Расследование показывает, что действовал, скорее всего, не бот, а квалифицированный хакер. Уровень нападения, по утверждениям службы техподдержки, также превосходит среднестатистические вирусные атаки. В связи со случившимся редакция ИК подготовила следующее заявление.