Этот сценарий написан по просьбе режиссера Николая Досталя и для него. В нем мы пытались приспособить гоголевскую эстетику смешного-страшного для нужд сегодняшнего российского кино. Результат оказался предсказуемым: для финансирования картины не хватает денег.
Остальное содержится в тексте.
Ю.Арабов
]]>Виктор Матизен. Юрий Николаевич, существует ли некий алгоритм или хотя бы какие-то общие схемы, которыми можно пользоваться при написании сценария?
]]>Тубдиспансер. Длинный коридор. По коридору идет медсестра, несет поднос с уколами в палату. Седенькая старушка, шаркая, плетется в туалет. Воздух пропитан болезнью и безысходностью. Маленькая девочка Катя стоит на площадке второго этажа. Смотрит в пролет лестницы. Там, внизу, на первом этаже стоят ее родители.
М а т ь. Принес?
О т е ц. Договаривались же…
М а т ь. Чё договаривались? То я тебя не знаю, договаривались мы…
О т е ц. Вот только не начинай, а?
М а т ь. Всё, идем…
Отец с матерью поднимаются по лестнице.
В лучшее время года, поздней весной и ранним летом, когда гулять бы да гулять под цветущими деревьями, хотя бы у нас на ВВЦ. Во всей высшей школе, в институтах и университетах, начинаются горячие денечки. К очередной сессии добавляется защита дипломов, а там и приемные экзамены на носу. У дверей ВГИКа уже толпятся соискатели – кто на прослушивание, кто на прочитывание. Это к нам, на сценарный факультет. Мы сначала прочтем принесенные или присланные тексты и допустим к экзаменам далеко не всех. Давно отработанный порядок отбора каждый год дополняется какими-то новшествами.
]]>Сильнейший выброс совершенно разнонаправленных, ярких эмоций: поток доказательств, протестов, опровержений, примирений и оскорблений. Мнения, мнения, адреналин, адреналин. То, что произошло в соцсетях сразу же после показа первой серии фильма «Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко», можно сравнить лишь с битвами по политическим прецедентам. Ни одна из документальных картин не имела подобного резонанса. При том что всю эту феноменальную кашу заварила не провокация типа «Анатомии протеста», а неторопливая трехсерийная телепрограмма с участием литератора и музыковеда.
]]>О «Меридианах Тихого», вот уже одиннадцать лет ежегодно проходящих во Владивостоке, в Википедии сказано, что это «единственный в России кинофестиваль, ориентированный исключительно на страны Тихоокеанского побережья». В результате может сложиться представление о сугубо локальном (на)значении этого мероприятия, что будет большой ошибкой. Достаточно изучить фестивальную программу этого года, чтобы убедиться: программный директор Юрий Гончаров, отборщики и кураторы Наталья Тимофеева и Андрей Василенко собрали кинематограф практически любого географического, политического, эстетического и национального происхождения.
]]>Идея о том, что под чужой личиной человек отчуждается от самого себя и начинает меняться, хотя люди в принципе не меняются, – одна из основополагающих в любом искусстве любой страны и обычно бывает плодотворной. «Отчужденный» Эдип становится мужем собственной матери, безграмотный двойник – японским императором, принц – нищим, принцесса – ослиной шкурой. Изначальная подмена дает волю фантазии, чудеса становятся возможны, приключения – изобильны, и сказочный король Тридевятого королевства на белом вертолете прилетает на свадьбу дочери (потому что не столь важен антураж, сколь эпохальный фатум).
]]>Термин «обыденность зла», вброшенный в научный обиход Ханной Арендт в начале 1960-х, со временем сам стал обыденностью, превратился в клише, растушевался и приобрел расхожий смысл, далекий от того абстрактно-философского содержания, который она вкладывала в него изначально, из-за которого превратилась почти в парию. Маргарете фон Тротта в фильме «Ханна Арендт» воспроизводит обстоятельства рождения этого термина и сопутствующих обстоятельств, возвращая термину его истинный смысл.
]]>Псевдоним Жора Крыжовников, под которым скрылся режиссер фильма «Горько!», – еще одна забавная мелочь, которая создает эту картину, как будто всю сделанную из каких-то там мелочей. Свадьба никому неведомых молодых людей, маскирующаяся под семейное видео, причем настолько маскирующаяся, что изображение иногда и вовсе бывает не в фокусе, как сильно перепивший гость на празднике, – кому бы еще быть ее автором, как не какому-нибудь Жоре. Возможно, псевдоним был взят и на случай, если что-то пойдет не так на опасной стезе «народной комедии», вариант которой собирались представить зрителю.
]]>Последний фильм Ридли Скотта словно бы специально вызывает на себя огонь критики и насмешку широких народных масс. Но это было необходимо и неизбежно. Во-первых, режиссер уже столько всего наснимал, что может, как Сикстинская Мадонна, выбирать, кому нравиться, кому – нет. Во-вторых, фильм и сделан, чтобы можно было удостовериться, насколько в последние десять-пятнадцать лет мы отвыкли от кинематографа, и разобраться, к чему мы теперь привыкли.
]]>
Пространство, похожее на ринг, в углах которого у микрофонов занимают свои места братья. Кто садится, кто закуривает, пуская дым в столб света, кто пьет воду из бутылки, выливая остатки себе на голову, как на ринге. Наконец все готовы.
В основном они разговаривают между собой, иногда начинают горланить песни – то поодиночке, то хором. Время от времени один из них берет на себя функцию рассказчика.
Иногда действующие лица выходят на ринг, чтобы сыграть ту или иную сцену. Иногда ринг пуст, а персонажи переговариваются из углов, сидя на своих табуретах.
]]>
Беседу ведет Нина Зархи
Нина Зархи. Сериал – особый вид зрелища. Помимо прочих отличий одно из главных состоит в том, что режиссерская индивидуальность в нем блистательно отсутствует, если, конечно, мы не ведем речь о прорывах – в искусстве, а не на ТВ, – таких как «Твин Пикс» Линча. Даже в умных, недоступных для нашего прайм-тайма сериалах НВО, режиссеры сменяются бескровно, с естественностью смены сезонов. Понятия «авторство» нет. Но сначала не об этом.
]]>Разговор с воображаемым собеседником.
]]>