Амурская осень 2015. Под знаком человеколюбия
- Блоги
- Евгений Майзель
В сентябре в Благовещенске состоялся ХIII Отечественный фестиваль кино и театра «Амурская осень». Изучив фильмы-лауреаты конкурсной программы, Евгений Майзель обнаружил в них нешуточные запасы гуманизма.
Кинопрограмма «Амурской осени» в этом году получилась пестрой и неровной, но в то же время яркой и живой, с участием нескольких бесспорно выдающихся и безусловно заслуживающих внимания премьер. В конкурс полнометражных фильмов вошла добрая дюжина новых российских картин в диапазоне от неприхотливых проектов среднего телевизионного уровня до изысканного и высоколобого фестивального кино (см., например, «Ангелы революции» Алексея Федорченко, «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой и др.). Впрочем, как показало распределение призов, это последнее не пользовалось у жюри под председательством Дмитрия Астрахана особенным успехом.
«Пионеры-герои»
Гран-при и приз за лучшую операторскую работу, проделанную Петром Духовским, жюри вручило картине «С пяти до семи» режиссера Владимира Щеголькова – создателя кучи криминальных, милицейских, авантюрных фильмов и телесериалов, включая как минимум одну экранизацию Донцовой, на сей раз выпустившего что-то вроде романтического love story (в ролях Александр Ильин мл. и Дарья Мельникова). Совпадение названия со знаменитым «Клео от 5 до 7» Аньес Варды (о певице, узнавшей, что у нее рак) совершенно случайно.
Лучшим дебютом жюри признало «Государственных детей» якутского режиссера Александра Лукина, снятых к 70-летию Победы. Этот фильм хорошо смотрелся бы в конкурсе «Окна в Европу» 2015 года, как увидели и оценили его члены жюри, – поскольку «Дети» тоже актуализируют проблему непрофессионализма, если вдуматься, далеко не тривиальную. Как писать о таких фильмах честно, содержательно и в то же время без использования эпитета «чудовищный»? Историческая постановка о депортированных детях и их становлении в детском доме сыграна, снята, записана настолько своеобразно (здесь бы пригодился нежелательный эпитет), что просмотр быстро прерывается, зачеркнуто, превращается в поиск неочевидного ракурса, под которым картина стала бы смотрибельна. Занятие несколько мучительное: пытаться примирить зрелище, вопиющее о собственной если не фальши, то условности и, вероятно, непредумышленном следовании нормам b-movies, с уважением к почтенной исторической основе, к невымышленному драматизму описываемых событий.
Дети, их судьбы и травмы оказались одним из важных метасюжетов конкурса и ярким маркером его, грубо выражаясь, гуманистической направленности. Психические конфигурации экс-пионеров Кудряшовой, практики инициаций детдомовцев Лукина были подхвачены вниманием к социальному и юридическому статусу младенца. Приз за лучшую мужскую роль был присужден Алексею Гуськову, сыгравшему инспектора рыбнадзора Трофима в «Находке» – экранизации повести культового в позднесоветские годы Владимира Тендрякова, снятой режиссером (и автором сценария) Виктором Дементом. В результате непредвиденного экзистенциального приключения в тайге ревностный ловец браконьеров вот-вот станет не менее ревностным и, пожалуй, еще более озлобленным защитником прав брошенного ребенка, народным мстителем в условиях таежного соцреализма, ангелом-истребителем ювенальной юстиции.
«Находка»
Гуманизм с кулаками сменяется на гуманизм с широко закрытыми глазами в оммаже нашей соотечественнице, способной и пожалеть, и полюбить несчастного (с уважением, правда, дело обстоит гораздо хуже), снятом режиссером Александром Коттом вместе с уже упоминавшимся оператором Петром Духовским. В их нежном и трагичном «Инсайте» счастливым объектом и одновременно жертвой такой роковой страсти становится внезапно ослепший герой Александра Яценко, а роковую любовь – медсестру с символичным именем Надежда – сыграла Агриппина Стеклова, признаннная на «Амурской осени» лучшей актрисой.
«Инсайт»
Как герой Яценко, подобно эмбриону в материнском чреве, жил в вымышленном мире, придуманном для него Надеждой, так и прошлое протагониста психотриллера «Клинч» режиссера-дебютанта Сергея Пускепалиса может оказаться в существенной степени фальсифицированным и облагороженным в своей официальной версии. По крайней мере, такое туманное подозрение закрадывается у зрителя на первых минутах картины, увезшей из Благовещенска приз за лучшую режиссуру. Начинается она с того, что заслуженный учитель литературы (нервный, униженный и пьющий человек, сыгранный Алексеем Серебряковым) возвращается из школы домой. По дороге его нагоняет девушка, бывшая ученица, похожая на валютных проституток из перестроечных фильмов, и долго троллит препода, то ли шантажируя его, то ли имитируя шантаж (в таких тонких вопросах не всегда легко разобраться). Учитель в ответ сильно нервничает и пытается закопать девушкину голову в песок, другими словами, утопить бывшую ученицу в куче строительного песка. Все это происходит примерно в первые пятнадцать минут, но дальше темпы развития событий, поверьте, снижены не будут. Не исключено, что «Клинч» имеет важное воспитательное значение в линейке русских духовных фильмов еще и потому, что пополняет список ролей Серебрякова, в которых тот пьет водку.
Но даже употребляющий Серебряков – невинное дитя по сравнению с протагонистом экзистенциальной алко-драмы режиссера Михаила Косырева-Нестерова «Поездка к матери», запившим беспробудно, беспросветно, до потери сознания и пульса. Это тоже фильм о детях, об их глубокой связи с родителями. В ходе делириумной и эстетски снятой (оператором Олегом Лукичевым) «Поездки» молодой россиянин (Артем Алексеев) встречается с семьей, живущей в благополучной провинциальной Франции. Трагические события, которые я здесь не уполномочен разглашать, запускают процесс одичания и распада личности, увенчанный знаменитым «дебошом а ля рюсс». Роль сестры убедительно сыграла знаменитая Адель Экзаркопулос, подтвердив свой профессиональный класс, роль матери замечательно озвучила великая Маргарита Терехова, после тяжелой болезни практически оставившая сцену. Фильм, претендующий на статус культового в среде соответствующих фанатов и поклонников, был отмечен призом президента фестиваля Сергея Новожилова.
«Поездка к матери»
Наконец, приз зрительских симпатий был вручен «Единичке» Кирилла Белевича, утверждающей неразрывную связь человеческого достоинства с заботой о малых сих, непременной даже в экстремальнейших условиях. Экранизация повести писателя-фронтовика Александра Николаева «Мы все, не считая детей» – это история о том, как Красная армия и лично ее командиры (Андрей Мерзликин, Илья Коробко) успешно совместили военный долг с человеческим отношением к женщинам и детям на оккупированных польских территориях. В отличие от типичной «патриотической» продукции, посвящаемой последние годы Великой отечественной и густо пропитанной неиллюзорной ненавистью, неудовлетворенным реваншизмом, безответственным бахвальством, «Единичка» – на удивление (и на радость) сдержанное, интеллигентное, человеколюбивое и не фашизоидное кино. Впрочем, как я уже упоминал, подчеркнуто высокие гуманистические стандарты, пусть и не всегда сопровождаемые эквивалентными им художественными, были характерны для всего конкурса «Амурской осени» этого года.