Продолжение. Начало см.: «Искусство кино», 2016, № 2. Первую часть см.: «Искусство кино», 2015, № 1–3.
]]>Прежде чем приступить к делу, необходимо объяснить мотивы, которыми руководствовался автор хроники, предлагаемой ниже читателю.
Какими сведениями о зарубежной поездке С.М.Эйзенштейна мы располагаем? Процитируем данные «Летописи жизни и творчества С.М.Эйзенштейна» – единственной до сих пор на русском языке (см.: Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в шести томах. Т. 1. М., 1964, с. 572–590). Позволим себе прокомментировать сведения за 1929 год (с. 580–581).
]]>Еще в начале 90-х, начиная осваивать Берлинале, я изучала все, что было доступно, и однажды прочитала у солидного немецкого киноведа: «Берлинале – оптовый фестиваль. Найдется все». До конца 90-х все конкурсы и все службы, включая кинорынок, умещались в Цоо-Паласте на Кудамм. Только Форум жил отдельно – в кинотеатре «Дельфи». В последние пятнадцать лет фестиваль освоил новую территорию, разросся за счет новых конкурсных программ и новых кинозалов, за счет молодежного филиала Berlinale Talent Campus, да и кинорынок переехал в респектабельный особняк.
]]>Беседу ведет Юлия Гулян.
Доминик Молль, завсегдатай европейских кинофестивалей, до недавнего времени предпочитал снимать мрачные психологические триллеры. «Гарри, друг, который желает вам добра», «Лемминг» и «Черные небеса» исследовали темные стороны душ самых приличных горожан. На Берлинале Молль показал абсурную комедию «Новости с планеты Марс», которая, впрочем, не лишена гнетущего чувства потерянного времени и тоски по несбыточным мечтам.
]]>Беседу ведет Марина Торопыгина.
МАРИНА ТОРОПЫГИНА. Ваш фильм «Тень Шамиссо» продолжительностью двенадцать часов – настоящее испытание для зрителя.
УЛЬРИКЕ ОТТИНГЕР. В день премьеры, когда мы показывали картину целиком – с 10 утра и до 12 ночи, конечно, с перерывами, ведь зрителям нужно и пообедать, и выпить кофе, – все получилось очень удачно. Я была даже немного удивлена, что в 11 часов вечера, когда фильм закончился, так много людей осталось и еще целый час нам задавали вопросы.
]]>Интервью ведет Юг Перро.
ЮГ ПЕРРО. Ваш фильм «Сын Иосифа», включенный в программу «Форум» Берлинского кинофестиваля, связан с библейским мифом о жертвоприношении Авраама…
]]>Генеральный директор Берлинале об организации фестиваля.
— В 2006-м вы привозили в Берлин бывших заключенных тюрьмы в Гуантанамо на показ «Дороги на Гуантанамо», выходили на сцену вместе с группой The Rolling Stones на премьере картины «Да будет свет» в 2008-м — в истории фестиваля было множество ярких моментов. Какие запомнились вам как особенно удачные или, наоборот, провальные?
]]>Как возник фильм? Для меня самое важное – погрузиться в реальность, которой я хочу поделиться. В киноинституте Luce Cinecittà меня попросили снять небольшой фильм об острове Лампедуза, но буквально после нескольких поездок для выбора натуры я понял, что невозможно рассказать о такой сложной жизни в короткой работе. Если бы я провел на Лампедузе всего три недели, я не смог бы снять «Огонь в море».
]]>Банальное утверждение, что, мол, награды Берлинале политизированы, получило аргумент в свою пользу, когда «Золотого медведя» присудили Джанфранко Рози за фильм о беженцах. Но если три года назад в Венеции аналогичный результат с «Золотым львом» (доставшимся картине того же Рози «Священная римская кольцевая») некоторые сочли капризом Бертолуччи, на сей раз у берлинского жюри просто не было другого мотивированного решения, как наградить «Огонь в море». Политика, точнее, общественное мнение и атмосфера сыграли свою роль, но неопровержимым доводом стало высочайшее художественное качество этого документального фильма.
]]>Мальчик смотрит на птичек в густой листве дерева. Взбирается на толстую ветку. Ломает ее и строгает. На экране сумрачный пейзаж, каменистая почва, жидкое небо. Тишина. Раннее утро. Остров Лампедуза. До начала фильма Джанфранко Рози «Огонь в море» зрители успели прочесть титр, что за двадцать лет сюда пытались добраться четыреста тысяч иммигрантов, из которых пятнадцать тысяч погибли. Публика Берлинале ждет кино политическое. И – ошибается.
]]>…И все тюлени, все киты,
звезду завидев, громко плачут…
В.Бутусов
Как известно, в этом году Берлинале открывался комической мистерией братьев Коэн «Да здравствует Цезарь!» про похищение голливудской кинозвезды коммунистической ячейкой голливудских сценаристов. И любопытно, что сюжет этот внутри фестивальной программы развился в самостоятельную драматургию. Ибо документальная панорама стартовала эпопеей про реальное похищение – британским докутриллером «Любовники и деспот» Росса Адама и Роберта Кеннана, расследованием и реконструкцией печально известного похищения южнокорейской актрисы Чхве Ын Хи и ее мужа режиссера Син Сан Ока в 1978 году.
Еще недавно многие коллеги знали Дени Коте как активного кинокритика (я, например, работал с ним в одном из жюри ФИПРЕССИ). Всего за десять лет он занял позицию одного из самых востребованных фестивальных режиссеров – позицию, недостижимую для большинства его квебекских коллег. Причина очевидна: Коте чувствует современные стилевые тренды, а главное – не боится эксперимента и не страдает от приверженности традициям, которые часто заводят в провинциальный тупик. Его малобюджетные режиссерские работы отличаются провокативностью и остроумными жанровыми контрастами, вулканическим сочетанием минимализма и барочности, хотя обозначить их смысловую доминанту не так-то легко.
]]>На периферии независимость новых наций вторглась в историческое время обществ, уже разбуженных колониальным насилием от своего онтологического сна. И этот же самый порыв вызвал внутреннюю деколонизацию, деколонизацию всех малых народов, групп, семей, всех тех, кто обладал сильным капиталом памяти и слабым капиталом истории.
Пьер Нора
Имя Лава Диаса на рубеже первых десятилетий нового века оформилось символическим портретом художника, бескомпромиссного в своих интенциях, но обрастающего плотной вязью поверхностных рассуждений и ярлыков.
]]>Еще на начальных титрах ведущий специального выпуска новостей в полночь (именно таково одно из толкований названия фильма Midnight Special) сообщит главное: похищен восьмилетний мальчик, шатен, глаза голубые. Услышанное почти тут же вступит в конфликт с увиденным. Разыскиваемый Алтон Майер, действительно светлоглазый и темноволосый, и вправду скрывается, но по доброй воле. Назначенный похитителем Рой Томлин – его родной отец и сообщник.
]]>Винтерберг интересен. Для меня прежде всего как режиссер, обладающий талантом, но не обладающий своим взглядом на мир. В этом – его неуспокоенность, осознанная попытка каждый раз выбрать новую, теперь уже точно беспроигрышную тему, стилистику, стратегию. В этом – причина неровности, частых провалов, всеядности (примером такой всеядности может быть новость о том, что Винтерберг под началом Люка Бессона взялся экранизировать историю подлодки «Курск»). И в этом же – причина нечастых, но важных удач.
]]>