1989, 28 декабря
По бетонной тропе обычно можно было дойти минут за двадцать, Юра тратил около сорока, а то и побольше, потому что непременно сходил с тропы, усаживался на поваленный ствол, прятал в карман перчатки, закуривал. Иногда он слышал чьи-то шаги, человек проходил на объект или в городок; знакомые здоровались, а иногда не замечали и проходили мимо, он не окликал.
…Он увидел на своем излюбленном месте молодую белокурую женщину. Она сидела, подняв воротник черной цигейковой шубки. В пальцах ее дымилась сигарета.
]]>На фестивале «Артдокфест»-2016 Виталий Манский представил свой новый документальный фильм «Родные». В России это были не только первые, но и последние показы: Министерство культуры в прокатном удостоверении отказало.
Проект Манского – этапный, во всяком случае, он соответствует критериям идеального документального фильма, установленным самим режиссером[1].
]]>Беседу с генеральным директором и учредителем компании Medusa Project Галиной Тимченко ведет Даниил Дондурей.
ДАНИИЛ ДОНДУРЕЙ. Каждый год мы наблюдаем, как неумолимо усиливается значение медиа, этого важнейшего производства современной жизни. Люди живут теперь не в квартирах и офисах, а в Интернете, в телевизоре, в социальных сетях. В созданных для них картинах мира. Есть специализированные машины по изготовлению этих картин: человечество научилось потрясающим образом выдавать одно за другое и перепродавать такой суррогатный продукт. В частности, перепродавать людям их собственные стереотипы, страхи, мифы. За «никакие» деньги.
]]>В истории Святого Престола было не так уж мало молодых пап. Лет сорока пяти (Урбан II, Григорий III, Климент V), тридцати пяти (Фабиан, Сергий, Стефан, Григорий ХI, Бонифаций IХ), двадцати (Иоанн VIII, Иоанн ХI, Иоанн ХIII, Григорий V). Самыми юными папами числятся Иоанн ХII и Бенедикт IХ – оба в разные века предавались ужасному разврату, считались дьявольским отродьем, их проклинали прихожане, в связи с чем в поздний Ренессанс, когда жизнь более или менее наладилась, святые отцы и стали хроническими пенсионерами.
]]>«Пьяная фирма» Григория Константинопольского – четырехсерийный новогодний проект для канала ТНТ с импровизированным на коленке сюжетом, песнями, плясками, психоделическими спецэффектами и кучей звезд – событие в нашем кино.
]]>К анализу разделения на главы в новой «полной» версии «Человека с киноаппаратом».
В 1931 году Дзига Вертов отправился в турне по Западной Европе с показами своих фильмов. Последним пунктом был Амстердам. Там Вертов подарил кинокопию «Человека с киноаппаратом» (1929) обществу Filmliga, основанному Йорисом Ивенсом. Именно эта копия стала основой для новой «полной» версии вертовского шедевра. Ее главные отличия — полноэкранный формат и разделение на шесть главок. Перед вами предварительный анализ некоторых аспектов того, что мы узнали благодаря новой копии, напечатанной голландским киноинститутом EYE.
]]>На Международном фестивале документального кино в Лейпциге «Убеждения» назвали лучшим документальным фильмом Восточной Европы по версии телеканала MDR.
]]>Нечасто та или иная страна выдвигает на «Оскар» документальный фильм, как это произошло в нынешнем сезоне с «Украинскими шерифами». В прошлом году это сделала Италия, выдвинув победителя Берлинале «Море в огне». Но «Украинские шерифы», фильм, о котором практически никто в мире не знает (кроме тех, кто ездит на IDFA или другие крупные док-ивенты), возник как будто из ниоткуда. Жаль, что оскаровские академики не заметили его, не включили в шорт-лист: на мой взгляд, он не только не хуже других номинантов, но и хиту Джанфранко Рози не сильно уступает.
]]>Видимо, если ты побывал на войне – как журналист, как участник, в данном случае не важно, – говоря о ней, стремишься к простоте. Поэтому можешь назвать, например, первую часть своего фильма «Мир», а вторую – «Война». И ничто тебя тут не смутит, никакое «хуже воровства», и никакой культурный контекст, и никакие безвкусно явные аллюзии. А автор «Ладана-навигатора» на войне побывал, и, кажется, не раз. Он вообще стремится на передний край.
]]>Беседу ведет Никита Карцев.
НИКИТА КАРЦЕВ. Марина Александровна, давайте поговорим о документальной драматургии. Начнем с того, что входит в само понятие «сценарий документального фильма».
]]>Оксфордский словарь назвал словом 2016 года post-truth («постправда»). Согласно официальному разъяснению оно отражает «обстоятельства, при которых объективные факты становятся менее важными при формировании общественного мнения, чем призывы к эмоциям и личным убеждениям». И действительно, сегодня уже не имеет значения, что на самом деле происходит в той или иной ситуации, – гораздо важнее, как вы эти факты воспринимаете. Это и есть тот самый новый гибридный мир – результат тектонических сдвигов в глобальной системе за последние десятилетия.
]]>«Лаура, скажи, пожалуйста, что это фейк, умоляю!» Подростки из разных стран смотрят видеоролик, гуляющий в Сети в 2007-м под названием «Убийство таджика и дагестанца». Заснятая в реальном времени казнь двух мигрантов. Ни тел, ни убийц так и не нашли. Следователям было не того. Первым делом они задались вопросом: не террористов ли замочили в том злополучном лесу? Вторым – объявили ролик муляжом. Но отец одного из зверски убитых мальчиков признал в нем своего сына Шамиля Удаманова. И тогда ему сказали: «Ищите сами».
]]>Фильм красноярского фотохудожника Александра Кузнецова начинается с крупных планов обитателей (хотелось написать «заключенных», но!) психоневрологического диспансера, расположенного на станции Тинская Красноярского края. Они отвечают на вопросы про мечту. Кто-то неопределенно бубнит про будущее, кто-то высказывает конкретное, давно вынашиваемое желание – восстановить право на дееспособность, чтобы работать, жениться и завести детей. Девушка, на которой камера задерживается особенно долго, признается, что ни одна мечта в ее жизни не сбывалась.
]]>Дмитрий Калашников внес яркую ноту эксперимента в конкурсную программу юбилейного «Артдокфеста». «Дорога» – монтажный фильм, составленный из собранных в Интернете записей автомобильных видеорегистраторов. Динамичный коллажный образ, прошедший по экрану пестрой чередой эскапад, изобилующий трюками и аттракционами, пленившими зрителя экспрессией циркового представления, производит сильное впечатление масштабом и качеством репрезентации темы. Но не меньшее впечатление производит альянс вульгарного натурализма с классическими принципами киноэстетики, сформулированными без малого век назад.
]]>Мысленно я давно «заказывала» свой фильм про Украину, не зная, что Виталий Манский, уроженец Львова, именно «мое» кино и снимает. «Родных» я впервые увидела летом на МКФ в Карловых Варах. Это было ровно то, что я хотела знать и видеть: не опоенных адреналином людей войны, не жареные факты, добытые в погоне за сенсацией, – просто жизнь, как она сложилась у простых людей после Майдана.
]]>