В ожидании Мостры-2014

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

27 августа в Венеции откроется 71-й международный фестиваль. Зара Абдуллаева рассказывает о том, чего, в частности, ждет от старейшего мирового кинофорума.


По крайней мере, три премьеры во внеконкурсной программе – очевидные хиты. Ульрих Зайдль после трилогии «Рай», формально игрового проекта, а на самом деле пограничного между фикш/нонфикшн, снял документальную картину «В подвале». Разобравшись с миром женщин, страждущих, неудовлетворенных, испепеленных желаниями, он обратился к мужскому подполью. Подвалы в австрийских домах – это их вселенная. Там они отдаются своим фобиям и пристрастиям, не разделенным с теми, кто обитает в верхней половине уютных, на поверхностный взгляд, жилищ.

«Нимфоманка. Часть 2» фон Триера будет показана в полной версии, пропустить которую не решатся даже снобы, не устающие критиковать «ушлого пиарщика», он же гений, сподобившийся на самый нетривиальный роман воспитания в истории почтенного жанра.

Некоторую, мягко говоря, тревогу вызывает амбициозное рвение Джеймса Франко – многостаночника, замахнувшегося на экранизацию незабвенного сочинения Фолкнера «Шум и ярость». Смелость, с которой этот актер с хвостом поклонников испытывает себя в режиссуре, поражает если не воображение, то как волевой размах личности. При том что его фильм «Дитя Божье» по одноименному роману Кормака Маккарти, показанный на прошлом венецианском фестивале, восхищения не вызвал.

В программе «Горизонты» наконец появилось имя Франко Мареско, некогда – и сверхталантливо – работавшего с Даниэле Чипри. Дуэт сицилийских авторов, склонных к чрезвычайному и тончайшему гротеску, распался. Чипри успел снять самостоятельный режиссерский дебют, а вот Мареско появится на Лидо с «Беллусконе. Сицилийской историей». Превзойдет ли этот саркастический опус (про Берлускони) черно-белый шедевр, снятый с Чипри, «Тото, который жил дважды» (про Иисуса, лишенного дара, не говоря о благочестии), узнается совсем скоро.

Самое интригующее в конкурсной программе – явление шведского абсурдиста, поэта, сюрреалиста и режиссера Роя Андерссона. «Голубь сидит на ветке, размышляя о жизни» – каково название! Что это будет: финал трилогии, завершающий истории фриков, клоунов, самых печальных людей на свете, запечатленных в «Песнях со второго этажа», в фильме «Ты, живущий»? Или нечто небывалое даже для меланхоличного парадоксалиста Андерссона, снимающего редко и так, будто формула «авторское кино» не рассеялась в дым, не превратилась в прах?

Джошуа Оппенхаймер, он же Оппенгеймер, после оглушительного успеха «Акта убийства» представит новый документ «Взгляд тишины» – вроде бы сиквел проекта о камбоджийской резне. Ему скорей всего награда не грозит. Лимит на выдачу львов документальному кино был исчерпан – во всяком случае на время – в прошлом году, когда Бертолуччи (пере)оценил отличную «Священную римскую кольцевую» Джанфранко Рози.

За жанр байопика отвечает в этом году на Мостре с фильмом «Пазолини» Абель Феррара, работающий в отличие от Андерссона в сверхскоростном режиме. Уильям Дэфо покажет себя (или разоблачит) в роли многосложного итальянца. Но по зубам ли он Ферраре? Вот в чем вопрос.

«Шрам» Фатиха Акина станет проверкой этого немецкого режиссера турецкого происхождения на место в фестивальном истеблишменте. Акин легко завоевал признание профессиональной публики после фильма «Головой о стену» (главный приз Берлинале), но несколько разочаровал (правда, не всех тонкачей) своим заходом на территорию мейнстрима. Каким будет реакция на его нынешний многомиллионный проект, в котором соучаствуют и российские продюсеры, предугадывать не будем.

В «Манглхорне» Дэвида Гордона Грина, словно давшего себе слово доказать полноценную живучесть независимого американского кино, главную роль сыграет Аль Пачино. Его герой ведет рутинную жизнь старика-одиночки. Но в прошлом он познал ничуть не меньше шума и ярости, чем прежние персонажи Пачино. Окажется ли достойным возвращение старой звезды в кино молодого режиссера «Кубка Вольпи» (за лучшую мужскую роль) – одна из фестивальных интриг.

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского – возвращение, «как говорят», этого режиссера к себе раннему, времен «Истории Клячиной». Не доверяя слухам и формальным приметам, разберемся по ходу дела.

Наконец, «Бердмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, которым откроется 71-я Мостра, обязан засвидетельствовать: окончательно ли этот мексиканский самородок похерил открытия своего дебюта «Сука-любовь» во имя голливудских артстримных клише, претенциозных и навязчивых? Или же в этой «черной комедии» про актера (Майкл Китон), желающего повторить свой супергеройский успех на экране в бродвейском спектакле, Иньярриту оживит те надежды, которые и на него возлагали?

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Колонка главного редактора

Цифровая — значит креативная

25.06.2010

Есть конкретный срок, в нашей стране он назначен: в 2015 году мы должны, согласно подписанным президентом конвенциям, просто-напросто отключить аналоговое вещание. Сейчас у нас работает более ста десяти кабельных каналов, вставляется телепанель в заднюю стеночку — и все в порядке. Во-первых, их количество еще увеличится: в «Акадо» стоит цифра «1000». В США есть системы, в которых действуют до 2000 каналов. А люди-то реально смотрят всего девять — из ста. Девять — из тысячи, или из пяти тысяч. На эту тему есть масса исследований.

Новости

На третьем «Движении» раздали призы

26.04.2015

26 апреля в Омском академическом театре драмы состоялась торжественная церемония закрытия третьего Национального кинофестиваля дебютов «Движение», на которой были вручены призы и дипломы в трех конкурсах: документальной программе «Движение. Жизнь», короткометражной программе «Движение. Начало» и программе полнометражных фильмов «Движение. Вперед».