Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
2015 - Искусство кино "Искусство кино" издается с января 1931 года. Сегодня это единственный в России ежемесячный искусствоведческий аналитический журнал. В каждом номере "Искусства кино" печатаются от 25 до 30 публикаций по актуальным проблемам теории и истории российского и мирового кинематографа, телевидения, анализ художественной практики всех видов искусства, философские работы, редкие архивные материалы, обзоры крупнейших фестивалей, мемуары выдающихся деятелей культуры, русская и зарубежная кинопроза. http://old.kinoart.ru/archive/2015/05 Sun, 24 Nov 2024 07:26:55 +0300 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru Шум крови. Сценарий http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/shum-krovi-stsenarij http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/shum-krovi-stsenarij

Шум убивает мысли. 

Фридрих Ницше 

 

И кто не птица, не должен парить над пропастью. 

Фридрих Ницше 

 

ТИТР. Телеуты – коренной малочисленный народ в России, ведущий свое происхождение от тюркоязычного кочевого населения юга Западной Сибири. В последние годы наблюдается резкое снижение численности телеутского народа. Из-за высокой смертности на фоне ассимиляции с русским населением телеутам присвоен статус исчезающего народа. На данный момент их осталось чуть более двух с половиной тысяч. Возможно, недалек день, когда на земле не останется ни одного из них.

Подробнее...

]]>
№5, май Wed, 22 Jul 2015 10:28:00 +0300
Алексей Герман: «Я в детстве был окружен великими». О Шварце, об отце, о любви http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/aleksej-german-ya-v-detstve-byl-okruzhen-velikimi http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/aleksej-german-ya-v-detstve-byl-okruzhen-velikimi

В 2008 году по заказу телеканала «Россия-1» мы делали фильм о Евгении Львовиче Шварце «О чем молчал сказочник». Попросили поделиться воспоминаниями Алексея Юрьевича Германа, были счастливы, когда он охотно согласился. Блестящий рассказчик, Герман вспоминал перед камерой не только о Шварце, но и о других великих людях, которых видел в доме своих родителей, и, разумеется, о них, об отце и маме. В картину, многократно показанную по «России», вошли лишь небольшие фрагменты нашего разговора, который был скорее монологом Алексея Юрьевича, почти не нуждавшимся в моих «направляющих» беседу вопросах.

Подробнее...

]]>
№5, май Fri, 17 Jul 2015 12:25:13 +0300
Гулливеркино: обратная сторона сказки. Александр Птушко – инновации http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/gulliverkino-obratnaya-storona-skazki-aleksandr-ptushko-innovatsii http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/gulliverkino-obratnaya-storona-skazki-aleksandr-ptushko-innovatsii

«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»: ЦАРСТВО МЕРТВЫХ

Последняя работа Александра Птушко в игровом кино – сложнопостановочная экранизация пушкинской сказки, продираясь сквозь комиссии и худсоветы, была окрещена «апофеозом кича». На самом деле «Руслан и Людмила» (1972) – уникальный опыт советского кино по введению в одной постановке множества конструкций, по-своему непревзойденный опыт, на который был способен в то время только неутомимый Птушко[1].

Подробнее...

]]>
№5, май Tue, 14 Jul 2015 16:24:00 +0300
Культурная жизнь текста в обществе. Мастер-класс в Москве http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/kulturnaya-zhizn-teksta-v-obshchestve-master-klass-v-moskve http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/kulturnaya-zhizn-teksta-v-obshchestve-master-klass-v-moskve

Лекция Джозефа Кошута, прочитанная в Мультимедиа Арт Музее. Москва, 17 апреля 2015 года.

Подробнее...

]]>
№5, май Tue, 14 Jul 2015 10:46:31 +0300
Понимать концептуальное искусство. О творчестве Кошута http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/ponimat-kontseptualnoe-iskusstvo-o-tvorchestve-koshuta http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/ponimat-kontseptualnoe-iskusstvo-o-tvorchestve-koshuta

Работы Джозефа Кошута – в первую очередь 1960-х годов, но и в последующие десятилетия – своего рода пропедевтика концептуализма, повторяющееся первооткрытие и оттачивание метода. Развитие его деятельности – бесконечное упражнение в редукции. Кошут говорит о первичности идеи. Конечно, утверждает он, в произведении может использоваться что угодно – и краски, и формы, и цвета, если только они служат идее произведения. Но разве был момент в истории искусства, когда произведение не служило своей идее? Под специфически кошутовской «идеей» следует понимать скорее не «замысел» художника и не скрытую идеологию, а символическую (языковую) структуру (любого) произведения.

Подробнее...

]]>
№5, май Tue, 14 Jul 2015 11:59:09 +0300
«Бёрдмен»: с оглядкой на Чехова http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/bjordmen-s-oglyadkoj-na-chekhova http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/bjordmen-s-oglyadkoj-na-chekhova

Обращая внимание на переклички картины «Бёрдмен» с драматургией Чехова, я вовсе не думаю, что речь может идти о точных соответствиях и параллелях между Чеховым и фильмом о человеке-птице. Интересно говорить об очевидных современных вариациях на тему Чехова, о том, что стало возможным, в том числе благодаря Чехову. Предположение о том, что «Бёрдмен» связан с чеховской драматургией, не является оценочным, оно просто устанавливает одну из очередных связей, которыми, собственно, держатся, живут литература и искусство. Даже медузы в финале и бродящие возле них чайки указывают в ту же сторону.

Подробнее...

]]>
№5, май Fri, 10 Jul 2015 10:55:52 +0300
«Мы это уже видели». Римейки в современной экранной культуре. Круглый стол http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/my-eto-uzhe-videli-rimejki-v-sovremennoj-ekrannoj-kulture-kruglyj-stol http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/my-eto-uzhe-videli-rimejki-v-sovremennoj-ekrannoj-kulture-kruglyj-stol

Что значит мода на римейки в современном кино? Чем вызвана волна римейков, которая захлестнула экраны всего мира? Кризис идей и кризис сценариев, о которых говорят продюсеры? Нежелание самих кинобоссов идти на риск, запуская новые, а значит, сложно просчитываемые проекты? Или же герметизм культуры, замкнувшейся на самой себе, репродуцирующей образы самой себя? Этой теме был посвящен «круглый стол» в Московской школе кино в рамках открытого курса «Киносрез».

Подробнее...

]]>
№5, май Wed, 08 Jul 2015 14:20:04 +0300
Социалистический фольклор http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/sotsialisticheskij-folklor http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/sotsialisticheskij-folklor

Прежде чем говорить о различных значениях слова «пост», позвольте мне начать с указания на различие между западным постмодернистским и восточноевропейским постсоциалистическим искусством. Западный постмодернизм был реакцией на модернистский канон – на возникновение нового Салона и новых правил производства и оценки искусства. Иными словами, против академизации модернизма. Действительно, в середине 1970-х модернистский канон доминировал в художественных музеях, образовательных художественных заведениях, на художественном рынке, в истории искусств и в художественной критике. 

Подробнее...

]]>
№5, май Wed, 08 Jul 2015 11:40:44 +0300
Мы рождены, чтоб Кафку сделать сказкой. «Джеки в царстве женщин», режиссер Риад Саттуф http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/my-rozhdeny-chtob-kafku-sdelat-skazkoj-dzheki-v-tsarstve-zhenshchin-rezhisser-riad-sattuf http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/my-rozhdeny-chtob-kafku-sdelat-skazkoj-dzheki-v-tsarstve-zhenshchin-rezhisser-riad-sattuf

Есть фильмы, вспоминать которые приятнее, чем смотреть. Пока смотришь, сразу понимаешь конструкцию и думаешь, что «так все и будет», и досматривать нет желания. Но, когда уже кончилось и оказалось, что «всё совсем не так», не покидает блаженная ухмылка. Ведь практически любая сатира, от «Гулливера» и «Мертвых душ» до «Кин-дза-дза» или «Симпсонов» с «Южным парком», сконструирована довольно умозрительно. А сатирой, пробирающей одних и раздражающей других, она становится лишь тогда, когда не высосана из пальца, когда узнаваема и от нее не спрячешься.

Подробнее...

]]>
№5, май Wed, 08 Jul 2015 11:20:20 +0300
Дело майора Брагина. «Родина», режиссер Павел Лунгин http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/delo-majora-bragina-rodina-rezhisser-pavel-lungin http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/delo-majora-bragina-rodina-rezhisser-pavel-lungin

История завербованного в плену офицера, преступника не вольной волей, а по принуждению, заложника идеи, патриота и террориста будоражит мировое медиапространство с 2010 года. Успешный израильский проект Hatufim («Военнопленный») затмила американская адаптация Homeland («Родина», 2011–...) телеканала Showtime, превратив в один из наиболее перспективных сериалов, недавно продленный на 5-й сезон. Российский зритель увидел отечественную версию событий на телеканале «Россия-1». Первый сезон проекта «Родина» вышел в марте 2015 года.

Подробнее...

]]>
№5, май Wed, 08 Jul 2015 11:05:00 +0300
Олег Мавроматти: «Прокручивание назад – это воскрешение мертвых…» http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/oleg-mavromatti-prokruchivanie-nazad-eto-voskreshenie-mertvykh http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/oleg-mavromatti-prokruchivanie-nazad-eto-voskreshenie-mertvykh

На 3-м Национальном фестивале дебютов «Движение» в конкурсе документального кино победу одержала картина «Дуракам здесь не место» (2014) известного художника-акциониста, независимого режиссера и продюсера Олега Мавроматти. Она создана в жанре found footage, будучи целиком собранной из чужих материалов. В первую очередь, из материалов видеоблога известного в Рунете московского фрика Астахова Сергия (так он сам себя именует), который рассказывает о себе и о своих взглядах на жизнь. Во-вторых, из показываемых вперемежку с астаховскими выступлениями роликов всяческих аварий, катастроф, драк и даже самоубийств, снятых случайными свидетелями и выложенных ими на YouTube.

Подробнее...

]]>
№5, май Mon, 06 Jul 2015 18:59:58 +0300
Застрахованная память. «Дорога на Берлин», режиссер Сергей Попов http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/zastrakhovannaya-pamyat-doroga-na-berlin-rezhisser-sergej-popov http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/zastrakhovannaya-pamyat-doroga-na-berlin-rezhisser-sergej-popov

Можно найти разные ответы на вопрос о том, почему в последние годы нарастает интенсивность огосударствленного обращения не к самой второй мировой или Великой Отечественной войне, а к памяти о ней в унисон с празднованием Победы. Однако отчасти, хотя, конечно, и не в такой бравурно-пафосной аранжировке, это свойственно также другим странам и народам. В гуманитаристике говорят о «мемориальном буме», начавшемся в 1980-х годах; французский историк Пьер Нора назвал нашу эпоху «эрой коммеморации». Не события, а сама память как составляющая исторического знания подвергается переосмыслению в зависимости от изменений социокультурного и эпистемологического контекстов.

Подробнее...

]]>
№5, май Mon, 06 Jul 2015 18:34:45 +0300
«Спой ты мне про войну…». «В далеком 45-м. Встреча на Эльбе», режиссеры Мира Тодоровская, Петро Алексовский http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/spoj-ty-mne-pro-vojnu-v-dalekom-45-m-vstrecha-na-elbe-rezhissery-mira-todorovskaya-petro-aleksovskij http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/spoj-ty-mne-pro-vojnu-v-dalekom-45-m-vstrecha-na-elbe-rezhissery-mira-todorovskaya-petro-aleksovskij

Как это было! Как совпало – 
Война, беда, мечта и юность! 
И это все в меня запало… 

Давид Самойлов 

В процессе просмотра я то и дело отгоняла мысль, что смотрю раритетное документальное кино. Кино игровое, и снято оно совсем недавно по сценарию покойного Петра Тодоровского его вдовой Мирой Тодоровской совместно с польским кинооператором Петро Алексовским, взявшим на себя еще и обязанности сорежиссера. Я все это знаю, но эффект дежавю – его добивались авторы – работает. Мне кажется, будто кино смонтировано из архивов Петра Ефимовича, из кадров, найденных на его монтажном столе...

Подробнее...

]]>
№5, май Mon, 06 Jul 2015 11:23:05 +0300
«Нас учили не жить». Кинопатриотика – новые фильмы о войне http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/nas-uchili-ne-zhit-kinopatriotika-novye-filmy-o-vojne http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/nas-uchili-ne-zhit-kinopatriotika-novye-filmy-o-vojne

Российская кинопатриотика долгое время оставалась в рамках традиции игры в «Зарницу» образца ­1970-х годов: много стрельбы и мало смысла. Однако весной 2015-го стало заметно желание авторов придать стрельбе какой-то смысл. Интрига в том, что они сами не до конца сознают, что это за «идея». Попытаемся им помочь.

Подробнее...

]]>
№5, май Mon, 06 Jul 2015 10:37:59 +0300
Радикализм и права человека. Круглый стол СПЧ http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/radikalizm-i-prava-cheloveka-kruglyj-stol-spch http://old.kinoart.ru/archive/2015/05/radikalizm-i-prava-cheloveka-kruglyj-stol-spch

Фрагменты заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по теме «Рост радикализма как угроза правам человека». Для публикации использованы материалы основных докладов членов совета – Николая Сванидзе, Ирины Хакамады, Александра Верховского, а также приглашенного на заседание заместителя начальника Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел РФ Владимира Макарова. Модератор – председатель совета Михаил Федотов.

Подробнее...

]]>
№5, май Fri, 03 Jul 2015 14:46:02 +0300