«Круглый стол» Общественной коллегии по жалобам на прессу.
Журнал «Искусство кино» постоянно обращается к проблемам функционирования российских медиа в современном обществе. Это касается самых разных, но всегда актуальных вопросов: экспертизы создаваемого контента, описания различных технологий его изготовления, усвоения аудиториями. И конечно, разрешения тех конфликтных ситуаций, которые очень часто возникают в этой сфере. 29—30 августа 2016 года в Москве состоялось общее собрание членов Общественной коллегии по жалобам на прессу с участием представителей региональных организаций подобного рода.
]]>Если мы не будем регулировать себя сами, нас станут жестче контролировать извне – такая идея лежит в основе любой системы профессионального саморегулирования. Для медиа эта проблема особенно важна: в отличие от некоторых других сфер, которым чрезмерный внешний контроль может разве что помешать развиваться в естественном темпе, навязанные медиа ограничения угрожают не только самой отрасли, но и одной из основ демократии – свободе выражения мнений.
]]>ХХ век прошел под знаком расцвета и крушения двух утопий – национал-социалистической и социал-коммунистической. По ходу дела выяснилось, что от утопии до антиутопии дистанция не длиннее, чем от любви до ненависти: один шаг.
Накануне юбилея роковой даты 17-го года нелишне оглянуться на то, как сопереживало искусство в России веку-волкодаву и чем сердце сможет успокоиться в ХХI веке? И сможет ли оно вообще успокоиться под кровом стремительно мутирующей новой утопии?..
]]>Беседу ведет и комментирует Наталья Сиривля.
Если бы спросили: для кого снят фильм Николая Досталя «Монах и бес» по сценарию Юрия Арабова, я первая вскочила бы тянуть руку: «Для меня! Я — целевая аудитория!» Я люблю Досталя, мне безумно интересен Арабов и невероятно актуальным кажется разговор на тему: а что, собственно, хорошего, вечного и нетленного есть в традиции русского православия?
]]>Едва ли не тишайший из «новых тихих» Николай Хомерики в одночасье стал ньюсмейкером новостных программ – его «Ледокол» сорвал кассу за первый уикенд показа, собрав без малого полтора миллиона рублей. При бюджете 10 миллионов долларов такой старт обнадеживает, хотя эксперты полагают, что «Ледокол» не догонит «Экипаж», то есть не отобьет вложенные в производство миллионы.
]]>Некто Кеннет, англичанин, недоучившийся музыкант в толстом свитере с расцветкой, наивно украденной у «Барберри», как сидел некогда на автобусной остановке где-то в Афинах, так и сидит спустя лет двадцать – с гитарой около подземного перехода близ остановки берлинского U-ban, напевая кантри, Mighty Jungle, кажется.
Кеннет – наркоман, в этом он честно признается своему отцу, а тот просит Кеннета достать дурь, чтобы смягчить уход из жизни умирающей жене, матери Кеннета.
]]>Среди разнообразного кино, собранного со всего мира на ереванском международном кинофестивале «Золотой абрикос», мне особенно запомнились две армянские ленты – «Местное время 28:94» (2015) Давида Сафаряна[1] и «Тупик» (2016) Арутюна Хачатряна[2]. Посвященные нашим современникам, поневоле ставшим жертвами, свидетелями, героями новейшей армянской истории, эти картины – во многом, впрочем, совсем не похожие друг на друга – содержат переживание национальной истории, подразумевающее одиночество, исключенность из человечества с его «общим» вектором развития и глобальный скепсис в отношении этого вектора.
]]>Кинофорум в Гдыне — большой, многолюдный польский национальный фестиваль наподобие нашего «Кинотавра», но с еще более солидной историей: в этом году он проводился уже в сорок первый раз.
]]>На двадцать пятый год от рождения «Киношока» стало окончательно ясно, что быть простым народом гораздо более плодотворно, чем великодержавным. Что талант и без всякой великодержавности является не региональным и не этнографическим, а только самим собой – талантом. Что принадлежность к нации не гарантирует таланта (никто не обязан любить плохое кино, только потому что оно – национальное). И что визуальная антропология, вечно делающая реверансы в сторону «местечковых» обычаев и культов, с талантом не справится никак – просто потому, что в свой понятийный аппарат не включает ни искусство, ни кино, ни индивидуальность.
]]>Если следовать романтическими тропками и во всем искать высшие умыслы и тайные знаки, то связь между фестивалем «Киношок» и местом его проведения – курортной зоной Краснодарского края Анапой – покажется не лишенной символического смысла. Когда-то, на заре своего существования, эпатажный дух «Киношока» нашел свою идеальную землю обетованную в краю, чьи земные и людские щедроты были воспеты еще в «Кубанских казаках». Стать гостеприимной столицей многонационального кино, уже не советского, но не утратившего связь времен, – это было роскошной идеей.
]]>ВИКА СМИРНОВА. В своих интервью ты говоришь, что вам не дали закончить фильм, но не рассказываешь, почему и как это произошло.
ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ. Я до сих пор не знаю причин. Если бы нас уличили в процессе работы, мы бы не смогли завершить съемки. Я даже не могу предположить, какие сценарии могли разыграться, если бы нами были официально недовольны. Более того, в конце нашей второй экспедиции речь шла о встрече на самом высоком уровне. Что, как ты понимаешь, говорит о доверии. И вот перед третьей поездкой начались странные торможения.
]]>Возращение пропаганды в нашу действительность само по себе неудивительно: это можно объяснить ресентиментом, имперским комплексом, коллективной травмой веймарского типа и т.п. Феноменальна в данном случае легкость, с которой подобное возвращение оказалось возможным, – спустя двадцать пять лет после того, как авторитарный режим рухнул. Это говорит нам о двух важных вещах.
]]>Российская премьера фильма Виталия Манского «В лучах солнца» состоялась в основном конкурсе международного кинофестиваля «Послание к человеку»–2016 в Санкт-Петербурге. Работа получила приз ФИПРЕССИ и приз национальной прессы. Шествие проекта по международным фестивалям началось год назад и сопровождалось неизбежным скандалом между минкультами России и Северной Кореи.
]]>Републикация: «Искусство кино», 1989, № 1. Текст был опубликован по изданию: Wajda Andrzej. Kino moje przednaznaczenie. – Dialog, 1987, № 1–4.
«...Книжка о том, что я думаю, что хочу сделать, чего не сделал. Момент откровенности... Мои наблюдения, путешествия, встречи с людьми... Мои семейные фотографии. Чтобы читалось... Кино, театр, телевидение, поездки, надежда. Это может получиться даже оптимистическая книга. Самым главным была бы мера откровенности...»
]]>Наш сентябрьский номер опаздывал в набор по техническим причинам, и мы решили воспользоваться этим обстоятельством, для того чтобы уже «здесь и теперь» почтить память великого Вайды.
]]>