Переживают ли современные кинофестивали кризис? Чаще всего этот вопрос обсуждается сообществом российских критиков, справедливо связывающих проблемы фестивального движения с изменением своей профессиональной роли в кинопроцессе и – шире – с кризисом самой киноиндустрии. Тогда как западные, прежде всего англоязычные, издания о кино на кризисе внимание не фокусируют. Так, в The Hollywood Reporter вы с большим трудом найдете слово «кризис» применительно к фестивалям.
]]>В сценарии использованы сказка Алексея Ремизова «Ночь темная», рассказ Андрея Платонова «Семен», письмо Андрея Платонова жене Марии Кашинцевой (Воронеж, 1921 год), песня Курта Кобейна Feels like teen spirit.
]]>Понятие «кино на ТВ» включает в себя не только игровые, документальные и анимационные фильмы и сериалы, но и все телепередачи, так или иначе относящиеся к кино в самом широком смысле слова, – все виды экранного продукта, запечатленного на любых носителях.
Понятно, что для тех, кто занимается программингом (к сожалению, аналогичных слов в русском языке нет, так как выражение «составители программ» не совсем точно передает содержание этой профессиональной работы), полезно иметь данные о том, какой фильм/сериал и с какими рейтингом и долей прошел на канале-конкуренте на прошлой неделе.
]]>Именно телесериалы стали в последнее время главным летописцем человечества. Я в этом убежден. И хотя этот текст апеллирует в основном к сериалам прошедшего сезона, должен заметить, что и новые — «Черный список», «Подозреваемые» и т.п. — еще больше аргументируют главную, на мой взгляд, особенность сегодняшнего дня — восстание государств против человечества и его самоотверженную борьбу против этого.
]]>Существует устойчивое представление: раз телевидение создается профессиональными людьми – оно полностью управляемо. Впечатление это обманчивое. Как социальный институт и как «эфир», ТВ включает в себя такое количество аспектов, что становится лишь частично управляемой квазистихией.
Интрига рассматриваемой ситуации состоит в том, что под определением «массовая аудитория» кроется бескрайний океан общественного сознания. Его другое название – «население России». В этом пространстве успешно или не очень присутствуют разного рода сюжеты, сценарии, мифы.
]]>Беседу ведет Даниил Дондурей. Александр Дулерайн – генеральный продюсер телеканала ТНТ (с 2010 года).
Даниил Дондурей. Александр, я вас считаю не только креативным человеком, но и серьезным аналитиком телевидения. Даже жаль, что редко вас слышу – на ежегодных презентациях ТНТ, где вы выступаете с пламенными речами, на «Эхе Москвы». Задам вам несколько вопросов не как режиссеру, продюсеру или одному из создателей ТНТ, а именно как телевизионному аналитику.
]]>В 2014 году телесериал «Игра престолов» успешно перешагнул традиционную «критическую» отметку четвертого сезона. Его возвращение на экраны запланировано на апрель 2015 года. За прошедшие сезоны проект телеканала HBO в жанре фэнтези стал одним из наиболее дорогостоящих и прибыльных.
]]>В 1864 году Дания потерпела поражение от Пруссии и Австрии в войне за герцогства Шлезвиг и Гольштейн. «Чем не повод начать новую жизнь?» – мог подумать датский вояка Йон, перед тем как пересечь океан. Фильм Кристиана Левринга (подписант манифеста «Догма 95», режиссер четвертого из «догматических» фильмов – «Король жив») застает бывшего солдата на Диком Западе шесть лет спустя. Теперь Йона зовут Джон, с оружием в руках и при поддержке родного брата Пита (раньше, можно догадаться, был Петером) он сколотил небольшой капитал и встречает жену и сына, которых не видел со дня переселения. Как только в дилижанс к воссоединившейся семье вне согласия с заранее приобретенными билетами подсаживают парочку неприятных попутчиков, становится ясно, что новой мирной жизни не будет, а будет вестерн про месть.
]]>Беседу ведет Владимир Лященко
Владимир Лященко. Как датский режиссер, участник «Догмы 95», пришел к тому, чтобы снять вестерн на английском языке?
Кристиан Левринг. В Дании, когда я был ребенком – в 1960-е, в 1970-е, – у нас был один телеканал. И по субботам после полудня показывали только один тип кино – вестерны. Так что я вырос на вестернах, это были первые фильмы, которые я увидел. И именно с ними я испытал первые сильные эмоции, почувствовал тягу к кинематографическому, экранному повествованию. В детстве кино переживается острее, мощнее. Взрослея, начинаешь больше рефлексировать, осознавать свои переживания, теряешь наивность зрителя, начинаешь думать о том, как что сделано. Но все это приходит позднее, а тот опыт из детства остался со мной, я сохранил любовь к этому жанру.
]]>Фильм длится почти три часа. Ритм его нетороплив, подобен неспешному току воды. Проточные воды – один из визуальных рефренов картины. Неоднозначный образ: и символ поступательного движения, и знак предела. Стык суши и водной глади маркирует границу возможностей, пешеходу дальше дороги нет. По течению плывут. В пучине – от житейских проблем, от удушающей безнадеги – ищут спасения самоубийцы.
История, рассказанная в картине, напоминает типовые сюжеты неореалистических драм. Женщина вызывает в город престарелого отца и малолетнюю дочку. Не зная еще, что все сбережения прогорели, а квартиру за неуплату процентов реквизирует банк. Деревенский дом продан. Семейство ютится в убогой времянке, в вагончике у железнодорожного тупика. Мать вместе с дочкой обходит округу, навещая дома родственников, ближних и дальних.
]]>Телесериалы худшего толка в виде бесконечного рулона туалетной бумаги с рисуночком – от «Просто Марии» до «Санта-Барбары» – народонаселение планеты предпочитает смотреть в эпохи просперити, когда прогноз оптимистичен и на душе спокойно. А вот когда все плохо, когда системный кризис от Бомбея до Лондона, даже самые простые люди вдруг срочно хотят сложного искусства, хотят вникнуть в ту правду, которую на покое не любят, потому что она – вышестоящая. Вникнуть в вышестоящую чужую нервотрепку, видимо, значит снять с себя ответственность за бесцельно прожитые годы «Рабыни Изауры» и «Династии». Так все и чередуется: Моисей всех выведет, пока Акела не промахнется.
]]>Жанр комедии сегодня преимущественно толкают вперед люди, пришедшие с телевидения. Они отлично умеют извлекать шутки из ежедневной рутины жизни, превращая их в юмористический скетч, и потому могут окутать нашу повседневную действительность иронией, воплощая одно из базовых свойств удачного комедийного фильма. Другое дело, что с освоением специфики художественного кино у телевизионщиков есть сложности: большому экрану нужны другая драматургия и герои и смысл, отличный от житейской мудрости типа «милые бранятся – только тешатся».
]]>После теракта 11 сентября в Библиотеке Конгресса собрались создатели комиксов, представившие свою антологию «9/11. Ответ художников». На этой встрече легендарный создатель образа супергероя Мстителя Уилл Айснер, комментируя политкорректные выступления коллег, сказал, что не грех вспомнить: во время второй мировой войны враги – немцы и японцы – отчетливо, без всяких обертонов изображались в комиксах как «плохие парни» и злые карикатуры на них занимали важное место в периодической печати.
]]>Когда телефильм «Чернобыль. Зона отчуждения» кончается, первая мысль – какая своевременная тема. То есть еще в прошлом году, когда «все только предвещало», а ничего еще вроде бы не случилось, кто-то, кроме тебя, прикинул грядущую социально-экономическую катастрофу и пофантазировал о ее последствиях. В привычном, разумеется, для канала ТНТ развлекательном ключе, что в данном случае, в свете происходящего, большой плюс, иначе с выпуском его в эфир могли бы быть проблемы.
Довольно остроумно катастрофа отправлена не в будущее, а в прошлое, во всем известное и памятное 26 апреля 1986 года, когда на четвертом блоке атомной электростанции случилась авария.
]]>Беседу ведет Елена Некрасова
Елена Некрасова. Виктория, у нас очень часто говорят о фестивальном кризисе – как на примере конкретных фестивалей, в первую очередь Венецианского, так и в контексте всего мирового фестивального движения. Как вы считаете, кризис есть?
Виктория Белопольская. То, что мои коллеги-кинокритики называют кризисом, – это прежде всего кризис влияния фестивалей на систему иерархий в киноиндустрии. На формирование художественного языка. На ценностную шкалу профессиональной критики. Кстати, кинокритики же говорят о кризисе фестивалей не только в России. При этом безусловно то, что в мире существует форум, который обладает неоспоримым влиянием: это Каннский кинофестиваль.
]]>