Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Триер смеется - Искусство кино

Триер смеется

  • Блоги
  • Стас Тыркин

10 февраля в «Гоголь-центре» (Москва) состоится российская премьера «Нимфоманки» – первой части продюсерской версии порнографического проекта Ларса фон Триера. Стас Тыркин посмотрел нашумевшую картину в Париже, где она идет в обычных кинотеатрах. С учетом законодательных инициатив последнего времени редакция обращает внимание посетителей, что материал предназначен для читателей старше 18 лет.


Все суждения о новом фильме Ларса фон Триера хорошо бы отложить до просмотра полной, авторской, пяти-с-половиной-часовой версии. Цензурная версия, к тому же еще и разделенная на две части, репрезентативна как протокол о намерениях, но протокол – он и есть протокол. Чего-то в нем не хватает.

Не хватает, хм, главного – основного массива порнографических сцен, ради которых, собственно, и затевалось все предприятие и которые были главным двигателем пиара нового экранного усилия ЛФТ.


«Нимфоманка», трейлер

Внедрение откровенных сцен в мейнстримное действо, конечно, вовсе не новость. Этим ходом баловались и Пазолини, и Бертолуччи, и Нагиса Осима, и Леос Каракс, и Ларри Кларк, и Патрис Шеро, и Катрин Брейя, да мало ли кто еще (вплоть до превосходных лесбийских сцен в «Жизни Адель» Кешиша). Тем не менее, несимулированный секс, актуализированный тотальным распространением в интернете «домашнего порно», неизменно возбуждает повышенное слюноотделение и либеральной публики, и никогда не дремлющих ханжей. Обыкновенно в эпизодах «хардкора» снимаются либо малоизвестные или непрофессиональные актеры (карьеры известных актрис, типа Хлое Севиньи, стремительно идут под откос, стоит им взять в рот что-нибудь, кроме сигареты), либо профессиональные порномодели (вроде Рокко Сиффреди у Брейя). Создавая свой эпос о сексуальной жизни одной, в целом довольно непривлекательной (Шарлотта Гейнсбур) женщины, заигрывавший с художественным порно еще со времен «Идиотов» Триер, разумеется, не мог пойти ни по одному из проторенных путей.

nymphomanaic-charlotte-gainsbourg-1
«Нимфоманка»

Он придумал совмещать в одном кадре увесистые гениталии порностатистов с физиономиями популярных актеров (скажем, протагониста «Трансформеров» Шайи ЛаБефа). Зачем? Не стоит адресовать этот вопрос автору системы Automavision, использованной в несмешной комедии «Самый главный босс» и призванной лишить изображение всяких операторских изысков и любого намека на «художественность».

nymphomaniac-shia-labeouf«Нимфоманка»

Дело не только в том, что по усеченному варианту, изготовленному якобы без участия Триера в угоду условностям коммерческого проката, проблематично судить о всех достоинствах новой технологии, у которой, возможно, большое будущее. По оставшимся в короткой версии порнообрезкам (даже трейлер в этом смысле был круче) можно лишь с натяжкой судить о том, чего, вероятно, добивался Триер, – шокирующего столкновения взаимоисключающих форматов – куртуазного классицистского романа с сальным тяжелым порно. Хотя почему таких уж взаимоисключающих? Вольтер, например, не отказывал себе во вполне отвязных по тому времени описаниях эротических похождений своих героев. Не говоря уже о маркизе де Саде.

В «Нимфоманке» соблюден характерный для классицистских произведений принцип трех единств – времени, места и действия. Единственная сюжетная линия выкладывается в серии диалогов побитой нимфоманкой Джо немолодому задроту-интеллектуалу Селигману у него дома за чашкой чая. Героиня Шарлотты Гейнсбур, как и положено, лишена всяких человеческих свойств и являет собой воплощение отвлеченной идеи промискуитета, явно привлекательной для Триера. В то время как наивный в вопросах секса герой Стеллана Сарсгарда являет собой образ чистого рацио, компенсирующего отсутствие чувственных наслаждений удовлетворением от неистовой игры малахольного ума. Как Флобер о мадам Бовари, Триер, вероятно, хотел бы произнести: «Нимфоманка Джо – это я», и в горячечно-фантазийном мире, воплощением которого и является его фильм, это, безусловно, именно так. Но подлинное альтер эго датского режиссера, вслед за его кумиром Бергманом никогда не стеснявшегося переносить на экран свои личные комплексы, – это, конечно, Селигман. В «Нимфоманке» ощутимы и фрустрации стареющего мужчины, который едва ли сможет похвастаться подвигами своей героини, и режиссерская растерянность, прячущая за нагромождением порнографических спецэффектов отсутствие конгениальных Бергману идей на тему мужского и женского. Никаких откровений по этому поводу в «Нимфоманке», увы, нет, как не найти в ней и каких-то захватывающих прозрений на тему природы женской чувственности (каковые наблюдались у того же Кешиша). Не считать же таковым призывный клич Джо заполнить все ее дырки — такие пожелания можно услышать и в любом, самом неавторском порно.

nymphomaniac-poster
«Нимфоманка», групповой портрет 

Взывающий к тени Бергмана эпизод с участием Умы Турман в роли жены одного из любовников молодой Джо (деревянная Стэйси Мартин), явившейся с тремя детьми взглянуть на «кровать шлюхи», выглядит трэш-пародией на фильмы шведского классика, по серьезности воплощения не уступая переосмыслению «Сцен из семейной жизни» Абелем Феррарой в фильме с участием Мадонны и Джеймса Руссо (у Триера задействована еще одна звезда категории Z, Кристиан Слейтер – явный мискаст в роли отца Джо).

Драматургически «Нимфоманка» строится на серии рефренов: какую бы похабель ни несла вспоминающая свое блядское прошлое Джо, сказочный еврей-рационалист находит ей оправдательную параллель в мире высокой культуры или интеллектуальных аллюзий. Паззлы громоздятся друг на друга, но разгадывать их как-то не тянет, поскольку с самого начала понятно, что Триер, по обыкновению, издевается. Скажем, в сцене всестороннего лишения девственности главная героиня сообщает всем интересующимся, что дефлоратор совершил три толчка спереди, и целых пять сзади. Заплывший глаз Селигмана немедленно загорается, и он выдает что-то о последовательности Фибоначчи. Комедия, да и только. Поскольку же похабель в короткой версии существенно усечена, перекос в сторону занимательной алгебры вызывает у кого сдержанную зевоту, у кого сильное раздражение. Чего по факту и добивается Триер.

nymphomaniac-17
«Нимфоманка»

Отказывающаяся соответствовать ожиданиям, желающая бесить и разочаровывать «Нимфоманка» – провокация режиссера прежде всего по отношению к самому себе. Как известно, «Меланхолию» Триер в свое время счел чересчур хорошо сделанным фильмом (он постарался испортить впечатление от него, объявив в Каннах о своей симпатии к Гитлеру), поэтому он приложил все усилия для того, чтобы о «Нимфоманке» этого никак нельзя было сказать. Добавим к очень сомнительному по многим пунктам кастингу дурацкие телевизионные иллюстративные вставки в стиле «инфотейнмент», дешевые клиповые нарезки и сентенции вроде «Любовь – это секретный ингредиент секса» и получим зрелище, столь же оскорбительное для вкуса прогрессивной общественности, как и для нравственности ханжей.

nymphomaniac-15
«Нимфоманка»

И на тех, и на других Триер, разумеется, демонстративно плевать хотел. «Нимфоманка» – проекция его личных и режиссерских комплексов на ставшую уже привычной для него ветвистую романную форму, приобретающую в новой картине откровенно пародийный характер. Вероятно, после этого кризисного и, возможно, проходного фильма начнется какой-то новый Ларс фон Триер. Не столь литературный. Не столь лобово-провокационный. Не столь сексуально озабоченный.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В российских кинотеатрах покажут «Кроткую» Сергея Лозницы

28.11.2017

Кинопрокатная компания "Синедок" в декабре и январе организует специальные кинопоказы фильма Сергея Лозницы «Кроткая», снятого по мотивам повести Достоевского.