В неуютной и тесной малогабаритной квартире скандалили двое – он и она. Оба молодые, растрепанные, взвинченные. Она вешала на елку новогодние игрушки. Он возился с наполовину разобранным радиоприемником.
]]>Окончание. Начало см.: «Искусство кино», 2015, № 11.
ЭПИЗОД И ДЕТАЛЬ. Деталь – в каждой сцене. Фильм Эйзенштейна «Стачка» – о борьбе рабочих за свои права. Казаки на лошадях преграждают путь рабочим. В пространство между казаками и рабочими выходит маленький мальчик (его взяла на демонстрацию мать). Заговорившаяся женщина замечает, что сын стоит между ног лошади. Женщина устремляется за мальчиком. Схватив сына, она второй рукой хватает уздечку. Конный казак бьет женщину плеткой.
]]>В каждой стране есть режиссеры с международной известностью. «Экспортных авторов» не всегда ценят на родине: дома другие авторитеты. Но картины их вписаны в интернациональный контекст, имена – в табели фестивальных отборщиков, данные – в справочные разделы киноведческих книг.
Все чаще за рубежом говорят о бангладешце Мустофе Сарваре Фаруки. Еще недавно самым авторитетным режиссером Восточной Бенгалии считался Тарек Масуд. Четыре года назад он погиб в автомобильной аварии. Катастрофа произошла, когда микроавтобус со съемочной группой выехал за город, на выбор натуры[1]. После кончины Масуда полномочия «репрезентанта бангладешского кинематографа» – на азиатских и западных фестивалях – перешли к Фаруки.
]]>Он не верит в себя – и тщеславен; он не знает, чего хочет и зачем живет, – и привязан к жизни.
И.Тургенев. «Гамлет и Дон Кихот»
Гадай сколько хочешь, а наверняка все равно не узнаешь, зачем Сэм Мендес, лауреат «Оскара» и автор множества фестивальных хитов, а еще серьезный театральный режиссер, взялся за такую попсу, как фильмы о Джеймсе Бонде. За солидный гонорар, ясно. Но ведь это годы работы, уйма потраченных и заработанных денег, нечеловеческая ответственность перед всем миром. Неужели все это, чтобы ничего не сказать, а лишь чуть развлечь публику? Вряд ли, ведь недаром «007: Координаты Скайфолл» (Skyfall), нарушив все правила франшизы, удостоились таких восторженных рецензий – и стали к 50-летию сериала самым кассовым его фильмом.
]]>Два года назад, осенью 13-го, свой отчет о «Киношоке» я назвала «Долгое эхо», впечатленная новой атмосферой фестиваля стран СНГ и Балтии и знаковой сменой вех в литовской «Экскурсантке» и эстонской исторической драме «Живые картинки». Кино балтийских республик резко сменило оптику: ненавистные оккупанты, счеты к которым все не иссякали, вдруг обрели человеческий облик. Полковник НКВД самолично помогает литовской девочке, бежавшей из сибирской ссылки, добраться до родного хутора. Такая вот история.
]]>«Никак эта последняя электричка не уедет прочь, в ночь... И давно разложившиеся миллионы роз все так же алеют. Тут молодым ничего не катит еще лет пятьдесят... Да и потом будут эфиры с кладбища. Прапраправнук Пугачевой будет переходить с микрофоном от могилы к могиле. К счастью, нам уже не увидеть, как вдруг под фанфары откинутся крышки гробов, поднимутся скелеты кумиров, которые, щелкнув челюстями, обнажат качественные зубные протезы и... Я приду туда, где ты...» – по вроде бы иному поводу пишет в Фейсбуке Ганна Оганесян.
]]>Формат исторического фэнтези быстро набирает очки в целевых аудиториях российского ТВ.
Мода на параисторические экранные формы переживает вторую молодость и за рубежом: тон отечественным проектам задают западные сериалы. За какие-нибудь пять-шесть лет крупные и средние производители выработали изрядный пласт сериальной породы, годной для исторических феерий. От проблем королевских династий («Тюдоры») и религии («Борджиа») плавно сместились к истории («Спартак», «Викинги»), затем и к параллельным художественным хронотопам, реализуемым вовсе вне Земли («Игра престолов»), или откровенной переделке классического романа приключений («Мушкетеры», 2014, BBC One).
]]>В конкурсе документальных фильмов фестиваля военно-патриотического кино «Волоколамский рубеж» диплом прессы получила картина германского режиссера Яна Соботки «После Аушвица»[1] – еще один скромный, но вдумчивый док не столько о Холокосте, сколько о проблемах памяти, музеификации и свидетельства о том, о чем свидетельствовать невозможно.
]]>Заголовок рецензии не случайно перефразирует название поэмы Тима Бёртона «Унылая смерть мальчика-устрицы»: там автор со спокойствием циника повествовал о хрупкости детско-родительских связей, не удивляясь легкости, с которой супруги пожирали собственное дитя[1]. «Малышка из рыбной лавки» Яна Балея, показанная на Большом фестивале мультфильмов в Москве, заявляется как сказка об отце и его дочери. В чешском кукольном фильме о трех женщинах с рыбьими хвостами, одной из которых выпало на долю умереть из-за страсти, нивелированы романтико-поэтические компоненты, сказка решается в жанре социальной мелодрамы.
]]>Сериал «Палач» – вторая часть франшизы о приключениях майора Черкасова («Мосгаз», «Палач», «Паук»). Умный, тертый лысый следак в исполнении Андрея Смолякова распутывает легендарные уголовные дела советской эпохи на фоне тщательно воссозданного быта 60-х годов. В первой части его антагонистом был знаменитый серийный убийца по кличке Мосгаз. Во второй – не менее знаменитая Тонька-пулеметчица – женщина-палач, расстрелявшая в годы войны около полутора тысяч советских пленных и партизан, а потом сумевшая счастливо затеряться на просторах нашей бдительной Родины и прожившая еще тридцать лет в качестве образцово-показательной советской гражданки.
]]>Радикальное крыло антиримской оппозиции, террористы из секты зелотов в провинции Иудея, прятали в складки плаща тонкий кинжал под названием «сика» и шли резать римлян или своих же евреев, если те были недостаточными фанатиками, или еще кого, даже по римскому заказу, если оплата шла в секту. Однажды фанатик Менахем сам перебил весь римский гарнизон крепости Масада. Наемных убийц-сикариев столько развелось на переломе Древней и Новой эры, что против них был направлен один из пунктов Закона Корнелия, также недобрым словом поминал их Иосиф Флавий.
]]>Александр Лужин – исполнительный директор Movie Research.
Мы в компании Movie Research решили посмотреть, чего не хватает рынку, чтобы посещаемость в кинотеатрах росла. Естественно, в первую очередь обратили внимание на рекламную составляющую кинопроцесса. Проанализировали рекламный бюджет российских картин на телевидении. Попытались сделать общие выводы о том, что происходит сегодня с рекламой отечественных и зарубежных фильмов на ТВ.
]]>Сегодня традиционный маркетинг перестал приносить результаты, на которые все рассчитывают. Из ста новых продуктов, как известно, выживают в лучшем случае пять, и тенденция идет к уменьшению. Эти данные получены нами совместно с крупнейшими research-компаниями (проекты: Neurotrend и Movie Research). Проанализировав собственные прогнозы потребительского выбора в течение последних трех лет, они обнаружили, что девять из десяти их предположений в дальнейшем совершенно не соответствовали действительной ситуации на рынке.
]]>В осеннем опросе предпринимателей в сфере российского кинопоказа приняли участие 70 респондентов: представители 18 федеральных, 9 региональных, 18 местных киносетей и 25 независимых кинотеатров. Таким образом, охват выборки составил 56 процентов кинозалов (41 процент кинотеатров).
]]>Прогноз кассовых сборов (или эстимейт) – необходимость как для продюсеров, так и для кинопрокатчиков. Первым нужно возместить производственный бюджет (собрать в прокате как минимум в два раза больше его общей суммы, поскольку 50 процентов уходит кинотеатрам). Вторым – сформировать затраты на выпуск (обычно объем рекламной кампании составляет 20–30 процентов от предполагаемых кассовых сборов). Прогнозируют и кинотеатры, выбирая из нескольких новинок проката те, что способны продемонстрировать максимальную заполняемость кинозала.
]]>