Я тот человек, у которого железные зубы, железный посох и железные башмаки. Им нет сносу. Когда меня не станет, они будут сами по себе клацать, стучать, топать.
]]>«Артдокфест»-2015. «Круглый стол» журнала «Искусство кино» и фестиваля «Артдокфест».
ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ. Это традиционный «круглый стол», который «Артдокфест» уже четыре года проводит совместно с журналом «Искусство кино». Мы обсуждаем вопросы, находящиеся на пересечении общественных интересов с этикой, эстетикой неигрового кино, с его предназначением и взаимоотношениями с телевидением. В этом году впервые проводим эту дискуссию в Латвии, при поддержке Фонда Эберта и Рижского международного кинофестиваля.
]]>12 декабря 2015 года в московском кинотеатре «Фитиль» в рамках фестиваля «Артдокфест» был показан фильм Сергея Лозницы «Событие» об августовском путче 1991-го. После просмотра состоялась скайп-конференция режиссера. Мы публикуем ее фрагменты.
]]>О присуждении Светлане Алексиевич Нобелевской премии по литературе высказались уже многие. И многие неоднозначно, даже раздраженно. Главный тезис сомневающихся: можно ли отнести к области литературы и шире – искусства – то, что литературой и искусством вроде бы не является. Нет видимого сюжета, интриги, художественных образов – только факты, а именно записанные Алексиевич слово в слово рассказы людей о войне с немцами, о войне с афганцами, о чернобыльской катастрофе и т.д.
]]>Наш ежедневный жизненный опыт формирует представление о естественной или преобразованной человеком эмпирически воспринимаемой природе. Это принято называть первой реальностью. Второй обозначают культуру, смысловое пространство, где мы «обустраиваемся» и «живем» при известной способности к воображению. Российская система пропаганды с помощью медиа за короткий срок создала своеобразную третью реальность. Для попадания в нее даже не нужно включать воображение: достаточно включить телевизор.
]]>Молодой человек идет с мамой по коридору – впереди кабинет психотерапевта. Мама досаждает сыну претензиями, вменяет ему чувство вины. «Это не так», – говорит сын. «Раз все люди говорят – так», – отвечает мама.
Такого переполоха я не наблюдала давно. «Дон Жуан» Ежи Сладковского получил главный приз в ноябре 2015 года в Амстердаме на главном фестивале доккино IDFA. В декабре был показан в конкурсной программе «Артдокфеста», где никаким упоминанием не удостоился.
]]>Виктория Белопольская – журналист, кинокритик, представитель Амстердамского МКФ документального кино (IDFA) в России, программный директор фестиваля документальных фильмов «Артдокфест».
Борис Караджев – сценарист, режиссер документального кино. В 2001–2006 годы – главный редактор Российской центральной студии документальных фильмов (РЦСДФ). С 2002 года – руководитель мастерской режиссуры документального кино во ВГИКе.
]]>Появись ретроспектива «Империя. Распад» на «Артдокфесте» два года назад, она не произвела бы такого шокового впечатления, как сегодня. Ретроспектива вписалась в мощный процесс переоценки событий 90-х именно сейчас, в точке наложения нескольких векторов – геополитического и нравственно-психологического. Духовное состояние общества социологи определяют таким малоупотребимым термином, как «аномия». Ценностный вакуум.
]]>Самыми примечательными кинособытиями прошлого года в Республике Саха стали два постановочных эксперимента по освоению зыбкого пограничья игрового и неигрового кино.
]]>Документальный фильм «Русский дятел» – одна из громких премьер 2015 года. Гран-при в неигровой программе флагманского фестиваля независимого кино «Санденс»-2015, участие в программе международного фестиваля документального кино «Артдокфест»-2015. Дебютный проект американского режиссера Чеда Грасиа – продукт современного этапа развития кинопублицистики, жанрово балансирующей между акционизмом и авторской документалистикой.
]]>«Саламанка» Руслана Федотова и Александры Кулак – самый неожиданный фильм «Артдокфеста», заинтриговавший уже своим трейлером. Черно-белое арткино с ювелирно выписанным светом (в духе знаменитой немецкой светотени). Его сравнивают с экзистенциальной «Белой лентой» Ханеке, но он еще более наследует стилю и духу «Безмолвного света» Рейгадаса, гаагской школе живописи и поэтико-драматическим бытовым портретам Исраэлса.
]]>Атмосферу юбилейного вечера «ИК» во многом определило место, где он состоялся. Режиссер Борис Юхананов, художественный руководитель Электротеатра «Станиславский», любезно предложил нам замечательно обновленное пространство этого старого дома на Тверской. Благодарим всех работников театра, которые неформально встретили нас и наших друзей.
]]>Фильм Стива Хувера «Крокодил Геннадий», получивший Гран-при «Артдокфеста», – из разряда тех, что обречены на зрительский и фестивальный успех.
Во-первых, это красиво. На экране захватывающе снятый город Мариуполь, постсоветский индустриальный Мордор с дымящими трубами, портовыми кранами, кривыми рельсами, уходящими в тревожный закат. Ну и, естественно, с морем; море всегда красиво.
]]>Москва и Киев, Крым и Донецк – каждый из этих конфликтов кроме очевидных политических причин несет в себе в первую очередь культурологическую подоплеку. Спор о значении одного и того же слова – свобода. То, что для лидеров Майдана выглядело как шаг в сторону демократизации общества, в России восприняли как государственный переворот.
]]>Никаких отчетов о заслугах и неудачах. «Искусство кино» – национальный журнал, один из самых старых в Европе среди профессиональных, теоретических изданий о кино. Он выходит с 1931 года. Выходил и в самые тяжелые времена, и в те, что полегче. Анализировал известные, важные, в том числе запрещенные фильмы, отечественные и зарубежные. Неизменно поддерживал талантливых авторов, хотя публиковал и стенограммы официальных разгромов лучших наших режиссеров. Чтобы избежать амнезии.
]]>