Памятное – важнейшее – любимейшее кино 2014 года
- Блоги
- "Искусство кино"
Какими главными фильмами запомнился минувший год? Свои ответы нам прислали Зара Абдуллаева, Анжелика Артюх, Андрей Василенко, Евгений Гусятинский, Антон Долин, Олег Зинцов, Василий Корецкий, Владимир Лященко, Евгений Майзель, Борис Нелепо, Андрей Плахов, Вадим Рутковский, Наталья Серебрякова, Вика Смирнова, Стас Тыркин, Нина Цыркун, Петр Шепотинник. Изучаем, сравниваем, берем на заметку.
ЗАРА АБДУЛЛАЕВА, критик, обозреватель журнала «Искусство кино»
1. «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», Рой Андерссон
Несравненный художественный мир
2. «Отрочество», Ричард Линклейтер
Беспримерная непрерывность долгого разноперого времени
3. «Вторая игра», Корнелиу Порумбою
Минималистский объемный образ исторической эпохи и современности
4. «Путешествие на Запад», Цай Мин Лян
Гипнотический ритм режиссуры
5. «Нимфоманка», Ларс фон Триер
Гениальный финал, да и сценарий
6. «Чудеса», Аличе Рорвахер
Большой (органический) талант в скромном обличии
7. «Возвращение на Итаку», Лоран Канте
Душераздирающая простота и актуальность, не говоря о пластической безупречности
8. «Волк с Уолл-стрит», Мартин Скорсезе
Бешено молодое кино пожилого режиссера
9. «Длинное. Черное. Облако опускается», Александра Лихачева
Точный, лишенный экзальтации портрет обыкновенного российского человека. Редчайшее у нас кино о смысле жизни.
10. «Здорово и вечно», Наталья Чумакова, Анна Цирлина.
Плохой звук как хороший, то есть правильный, выводит размышления «о прекрасном» в широкое поле современного искусства.
11. «Априори», Лав Диас (другой вариант русского перевода: «От предшествующего»)
Смотреть можно с любого места, не теряя представления о методе режиссера
«Волк с Уолл-стрит», Мартин Скорсезе
АНЖЕЛИКА АРТЮХ, киновед, профессор СПбГУКиТ, доцент Смольного факультета СПбГУ
«Исчезнувшая», Дэвид Финчер
прекрасная сатира на институт брака в современной Америке
«Два дня, одна ночь», братья Дарденн
фильм о человеческой солидарности в эпоху экономического кризиса
«Племя», Мирослав Слабошпицкий
радикальный эксперимент с постсоветской территории, фильм огромного драйва, настоящее открытие этого года
«Майдан», Сергей Лозница
поэма о людях Майдана, убеждающая в том, что народная культура гораздо лучшая скрепа для нации, чем пропаганда
Love the one you love, Jenna Bass
замечательный фильм от женщины-режиссера из Южной Африки, убеждающий в том, что женщинам присущ не меньший авантюризм, чем мужчинам
«Племя», Мирослав Слабошпицкий
АНДРЕЙ ВАСИЛЕНКО, куратор кинопрограмм и отборщик фестиваля «Меридианы Тихого»
«Белые ночи на причале», Поль Веккиали
Оригинальная экранизация повести Ф.М.Достоевского – пронзительный манифест, отстаивающий право художника на субъективность творческого жеста.
«Прощай, речь 3D», Жан-Люк Годар
На фоне многочисленных попыток суммировать размышления о современности языком кинематографа, французский классик вновь представил собственную версию. Емкий приговор – подтверждение известного тезиса о потере текстом статуса центрального элемента в пространстве культуры. О современности невозможно говорить или писать – только образы, только событие столкновения зрителя с множественностью визуального.
«От предшествующего», Лав Диас
Масштабное эсхатологическое полотно-предсказание, описывающее состояние надвигающегося хаоса. Каждый фильм Диаса, и «От предшествующего» не исключение, явит собой мимолетное откровение, способное захватить зрителя крепкими объятиями подлинного художественного произведения.
«Воспитательница» (Haganenet), Надав Лапид
Лаконичный социальный очерк, в центре которого драматическая судьба Ниры – воспитательницы в детском саду, отчаянно сопротивляющейся чувственной скудности обыденной жизни.
«Хауха» (Jauja), Лисандро Алонсо
Притча об онтологическом конфликте между разными культурами, как размышление об историческом наследии эпохи колониализма и поэтический портрет самого кинематографического медиума. Герои Алонсо, словно списанные с эпинальских лубков, воплощают собой грандиозную иллюзию воображения.
«Сен Лоран», Бертран Бонелло
Неоднозначная биография легендарного модельера, как подтверждение ограниченности исторического нарратива. Фильм Бонелло наглядно репрезентирует, что жизнь выдающихся людей не может быть вписана в структуры исторической памяти в качестве целостного элемента, но превращается со временем в неоднородный повествовательный сюжет.
«Серебряная вода. Автопортрет Сирии» (Eau argentee, Syrie autoportrait) , Оссама Мохаммед, Виям Бедирксан
Ужас гражданской войны, кинематографический реквием по некогда цветущей стране, разворачиваемый, словно гигантское знамя несломленного перипетиями бесконечных битв смелого войска. «Серебряная вода. Автопортрет Сирии» – эмоциональный, но все же однозначный ответ на тезис Теодора Адорно о невозможности поэзии после Аушвица.
«Любить, пить и петь», Ален Рене
Непрерывный поток витальности, подтверждающий, что жизнь – есть самое ценное, что есть у человека.
«Кровь», Алина Рудницкая
Смелая попытка портретизации современной России.
«Национальная галерея», Фредерик Уайзмен
Всемирно известный музей, препарированный выдающимся кинематографистом.
ЕВГЕНИЙ ГУСЯТИНСКИЙ, критик, отборщик международного кинофестиваля в Роттердаме
1. «Переезд», Марат Сарулу
2. «Чудеса», Аличе Рорвахер
3. «Нимфоманка 1-2» (режиссерская версия), Ларс фон Триер
4. «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», Рой Андерссон
5. «Путешествие на Запад», Цай Мин Лян
6. «Отрочество», Ричард Линклейтер
7. «Похищение Мишеля Уэльбека», Гийом Никлу
8. «Вторая игра», Корнелиу Порумбую
9. «Малыш Кенкен», Брюно Дюмон
10. «Тото и его сестры», Александр Нанау
«Вторая игра», Корнелиу Порумбую
АНТОН ДОЛИН, кинокритик
Фильмы приведены в алфавитном порядке:
1. «Бёрдмен», Алехандро Иньяритту
2. «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», Рой Андерссон
3. «Два дня, одна ночь», братья Дарденн
4. «Звездная карта», Дэвид Кроненберг
5. «Ида», Павла Павликовский
6. «Интерстеллар», Кристофер Нолан
7. «Исчезнувшая», Дэвид Финчер
8. «Левиафан», Андрей Звягинцев
9. «Лего. Фильм», Фил Лорд и Крис Миллер
10. «Майдан», Сергей Лозница
11. «Малыш Кенкен», Брюно Дюмон
12. «Мистер Тернер», Майк Ли
13. «Нимфоманка», Ларс фон Триер (режиссерская версия)
14. «Отрочество», Ричард Линклейтер
15. «Племя», Мирослав Слабошпицкий
16. «Сказание о принцессе Кагуя», Исао Такахата
17. «Срок», Павел Костомаров и Александр Расторгуев
18. «Хоббит», Питер Джексон (вся трилогия)
19. «Черный уголь, тонкий лед» Дяо Йинань
20. «Чудеса», Аличе Рорвахер
«Отрочество», Ричард Линклейтер
ОЛЕГ ЗИНЦОВ, vedomosti.ru
1. «Два дня, одна ночь», братья Дарденн
главный этический фильм года
2. «Здорово и вечно», Наталья Чумакова, Анна Цирлина
главный мистический фильм года
3. «Грань будущего», Даг Лайман
главный фантастический боевик пятилетки
4. «Исчезнувшая», Дэвид Финчер
главный американский фильм года
5. «Звездная карта», Дэвид Кроненберг
мрачнейший (хотя и очень смешной)
6. «Прощай, речь», Жан-Люк Годар
мысть мысть мысть
7. «Турист» (также известен как «Форс-мажор»), Рубен Остлунд
остроумная критика критики буржуа
8. «Ветер крепчает», Хаяо Миядзаки
кинороман года
9. «Нимфоманка», Ларс фон Триер, «Интерстеллар», Кристофер Нолан
самые амбициозные
10. «Танец реальности» Алехандро Ходоровски, «Выживут только любовники» Джима Джармуша, «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэн, «Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе. Долетевшие к нам из 2013-го.
«Исчезнувшая», Дэвид Финчер
ВАСИЛИЙ КОРЕЦКИЙ, colta.ru
1. «Зильс Мария», Оливье Ассаяс
Снова настоящий Ассаяс
2. «Афера по-американски», Дэвид О. Рассел
Снова, как в 70-е
3-4. «Чудеса», Аличе Рорвахер + «Черный уголь, тонкий лед» Дяо Йинань
Снова реализм – магический и социальный
5. «Отель "Гранд-Будапешт"», Уэс Андерсон
Вишенка на торте Большой Истории
6. «Побудь в моей шкуре», Джонатан Глейзер
Нечеловеческая человечность. Плюс удачное сочетание нарративной и аттракционной линий киноэволюции
7-10. «Сквозь снег», Бон Джун Хо + «Майдан», Сергей Лозница + «Варя», Алена Полунина + сборник «Киев-Москва»
Четыре одинаково важных фильма о революциях, их механизмах, последствиях и их эхе
11. «Нимфоманка»
Все, что вы хотели знать о рыбалке
12. «От предшествующего» Лав Диас
Предчувствие ада – как это было на Филиппинах
«От предшествующего», Лав Диас
ВЛАДИМИР ЛЯЩЕНКО, критик, ex- gazeta.ru
«Зимняя сказка пролетариата» (Ein proletarisches Wintermarchen), Юлиан Радльмайер
Когда на первом месте в списке лучших фильмов года стоит 63-минутная мало кем виденная картина студента Берлинской киношколы, это выглядит крайне претенциозно, но, честное слово, я влюблен в этот фильм: ироничное, умное, полное живой рефлексии (не путать с кажущейся сложностью записных экранных философов) кино про социальное и экономическое неравенство в постклассовом обществе, про современное искусство, дружбу, революционеров прошлого и явление ноги императрицы Екатерины представителям советской номенклатуры, а также про облако, которое может залететь в комнату, чтобы спутать героям планы.
«Чудеса» (Le Meraviglie), Аличе Рорвахер
Сбор сот, обкуривание ульев, необходимость постоянного контроля за работой фильтрующего мед аппарата и нежелание главы девичьего семейства ладить с миром, в котором главенствуют технические регламенты и телевизионные шоу. Словно бы документальное погружение в жизнь семьи пчеловодов, где вынесенные в название чудеса рождаются из повседневных ритуалов и борьбы за существование:
«Два дня, одна ночь» (Deux jours, une nuit), братья Дарденн
Двенадцать столкновений теряющей работу и волю к жизни героини с коллегами и их обстоятельствами, двенадцать вариантов задачки «Должен ли я пожертвовать годовой премией в пользу сохранения чужого рабочего места?» Идеально срежиссированный братьями Дарденн и сыгранный Марион Котийар урок на тему солидарности и частной ответственности в современном мире.
«Безумная любовь» (Amour Fou), Джессика Хаузнер
Чинные беседы о налогообложении и месте аристократии в новом мире, чинные домашние концерты, социальные церемонии и неловкие паузы. Очень много неловких пауз: писатель и поэт Генрих фон Клейст (его играет Кристиан Фридель из «Белой ленты» Михаэля Ханеке) ищет кого-нибудь, кто разделит с ним смерть в качестве высшего проявления любви. В странной комедии о странных людях из странного времени Джессика Хаузнер интересуется одержимостью идеей чувства, преодолевающего границы жизни, в наглухо зарегламентированной реальности.
«Турист» (Turist), Рубен Эстлунд
Семейная поездка на горнолыжный курорт как идеальный материал для фильма про кризис отношений, про пересмотр гендерных и социальных ролей, про конфликт между общественным и биологическим, современным и устаревшим, мужским и женским. В рамках черной комедии Рубен Эстлунд беззлобно, но вдумчиво потрошит супружескую жизнь.
«Исчезнувшая» (Gone Girl), Дэвид Финчер
Еще один фильм о том, что может скрываться за видимостью семейного счастья. Про Финчера многие думают, что его интересует только возможность наилучшим образом рассказать нескучную историю, а про что эта история дело десятое. Если и так, что вряд ли, рассказчик он выдающийся и пропажу жены героя ловко превращает в аттракцион, главным элементом которого является игра на разнице между тем, что мы видим, тем, что нам хотят показать и тем, что происходит «на самом деле».
«Отрочество» (Boyhood), Ричард Линклейтер
Кино про двенадцать лет взросления Ричард Линклейтер снимал двенадцать лет, и самое отрадное, что фильм в итоге не разваливается под тяжестью концепции, а история не тонет в материале: собранная в неполные три часа жизнь оказывается не набором ключевых эпизодов, но путешествием, которое всегда больше суммы пойманных в объектив остановок.
«Счастливое Рождество» (Happy Christmas), Джо Сванберг
Выпить лишнего в гостях и заснуть на хозяйской кровати посреди вечеринки. Погрузиться в заботы молодой матери и забросить писательскую карьеру. Из знакомых многим ситуаций и переживаний один из самых интересных американских независимых Джо Сванберг («LOL», «Собутыльники») собрал идеальное рождественское кино на популярную сандэнсовскую тему: терпящий крах герой (здесь — героиня Анны Кендрик) вынужден сделать шаг назад во взрослой жизни и вернуться в отчий дом (здесь — дом старшего брата, которого сыграл сам режиссер).
«Грань будущего» (Edge of Tomorrow), Даг Лайман
На фоне иных режиссеров, что тщатся сравнятся в размышлениях о скитаниях вечных и о Земле с Кубриком, Даг Лайман выглядит особенно выигрышно: в его «Грани будущего» повторяются Верденская мясорубка и Высадка в Нормандии, Том Круз становится жертвой смертоубийственного Дня Сурка, а убивают его то инопланетные твари, то новая Жанна Д'Арк, пока он не полюбит всем сердцем жестокую женщину и все человечество больше, чем свою бесценно обесцененную жизнь.
«Комбинат "Надежда"», «Еще один год» и «Как меня зовут»
Наталия Мещанинова; Оксана Бычкова; Нигина Сайфуллаева
Три открытия «Кинотавра», три фильма, в написании сценариев к которым приняла участие драматург Любовь Мульменко, два полнометражных дебюта (Наталии Мещаниновой и Нигины Сайфуллаевой) и новая лента Оксаны Бычковой. Три очень разных картины объединяет стремление рассказать человеческие истории человеческим языком — все три попытки удались (как бы ни сложилась их фестивальные и прокатные судьбы), и это лучшее, что случилось с российским кино в этом году.
«Чудеса», Аличе Рорвахер
ЕВГЕНИЙ МАЙЗЕЛЬ, kinoart.ru
«Гости», Кен Джейкобс
«Круглый мир», Оливье Декегель
«Трудно быть богом», Алексей Герман
«Белые ночи на причале», Поль Веккиали
«Любить, пить и петь», Ален Рене
«Земля по курсу» (Land Ho!), Аарон Кац
«Зимняя сказка пролетариата» (Ein proletarisches Wintermarchen), Юлиан Радльмайер
«Владимир Великий», Алексей Ковальчук
«Собственники» («Хозяева»), Адильхан Ержанов
«Убить человека», Алехандро Фернандес Альмендрас
«Гости», Кен Джейкобс
БОРИС НЕЛЕПО, консультант фестиваля в Локарно по российскому кино, преподаватель кафедры кино и современного искусства факультета истории искусства РГГУ
20. «Коммунист» (Kommunisten), Жан-Мари Штрауб, Швейцария-Франция
19. «Рай» (Le Paradis), Ален Кавалье, Франция
18. «Парни из Джерси» (Jersey Boys), Клинт Иствуд, США
17. «Звездная карта» (Maps to the Stars), Дэвид Кроненберг, Канада-США-Германия-Франция
16. «Нед Райфл» (Ned Rifle), Хэл Хартли, США
15. «Жуау Бенар да Кошта – другие полюбят то, что я люблю» (Joao Benard da Costa – Outros amarao as Coisas que eu amei), Мануэл Мозуш, Португалия
14. «Змеиная шкура» (Snakeskin), Дэниел Хой, Сингапур-Португалия
13. Phantom Power, Пьер Леон, Франция
12. «Пазолини» (Pasolini), Абель Феррара, Франция-Бельгия-Италия
11. «Прощай, речь», Жан-Люк Годар
10. «Белые ночи на причале» (Nuits blanches sur la jetee), Поль Веккиали, Франция
9. «Так она занятней» (She's Funny That Way), Питер Богданович, США
8. «От предшествующего» / «Априори» (Mula sa kung ano ang noon), Лав Диас, Филиппины
7. «Лошадь Денег» (Cavalo Dinheiro), Педру Кошта, Португалия
6. «Любить, пить и петь» (Aimer, boire et chanter), Ален Рене, Франция
5. «Вторая игра» (Al doilea joc), Корнелиу Порумбою
4. «Возлюбленные сестры» (Die geliebten Schwestern), Доминик Граф, Германия-Австрия-Швейцария
3. «Сен-Лоран» (Saint Laurent), Бертран Бонелло, Франция-Бельгия
2. «Путешествие с родины на родину» (Die andere Heimat - Chronik einer Sehnsucht), Эдгар Райц, Германия-Франция, 2013
1. «Социализм» (Sosialismi), Петер фон Баг, Финляндия
«Лошадь денег», Педру Кошта
АНДРЕЙ ПЛАХОВ, kommersant.ru, экс-президент ФИПРЕССИ
«Отрочество», Ричард Линклейтер
«Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», Рой Андерссон
«Левиафан», Андрей Звягинцев
«Прощай, язык», Жан-Люк Годар
«Комбинат "Надежда"», Наталья Мещанинова
«От предшествующего» («Априори»), Лав Диас
«Лошадь Деньги» (Cavalo Dinheiro), Педру Кошта
«Зимняя спячка», Нури Бильге Джейлан
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», Андрей Кончаловский
«Любить, пить и петь», Ален Рене
«Любить, пить и петь», Ален Рене
ВАДИМ РУТКОВСКИЙ, редактор журнала «Сноб»
1. «Собственики», Адильхан Ержанов, Казахстан
Ержанов – открытие года, режиссер будущего: молодой, отчаянный, наглый, смелый и веселый. В своем третьем, самом совершенном и ни на что не похожем фильме он превращает трагическую безысходность в почти что мюзикл, где над прахом, болью, неприкаянностью, беззаконием и той ночью, что всех нас ожидает, полыхает желтый смайлик.
2. «Парни из Джерси» / Jersey Boys, Клинт Иствуд, США
Еще один божественный мюзикл, уже без приставки «почти»: патриарх Иствуд экранизировал бродвейскую постановку. Вышло не менее величественно, чем «Однажды в Америке», а архивная эстрада группы The Four Seasons оказалась идеальным саундтреком к бегу времени: в его неизбежности нет ничего страшного.
3. «Турист» (он же «Форс-мажор») / Turist, Рубен Остлунд, Швеция – Франция – Норвегия
Под фантиком пряной сатиры на мягкотелых европейцев – тонкое и бездонное кино: о мужском – женском, которые не понимают друг друга еще фатальнее, чем Запад с Востоком, о чуде примирения, о Земле как части космоса, наконец.
4. «Мамочка» / Mommy, Ксавье Долан, Канада
Малыш Долан на глазах вырос в настоящего режиссера – даром, что героем нового фильма сделал несовершеннолетнего психа, сверкнослова и пиромана. Самое удивительное, что из отношений этого башибузука с матерью и соседкой складывается почти утопия о достижимости гармонии.
5. «Люцифер» / Lucifer, Густ ван Ден Берге, Бельгия
Не фильм, а магический шар, внутри которого разыгрывается наивная и мудрая притча.
6. «Априори» («От предшествующего») / Apriori; Mula sa Kung Ano ang Noon, Лав Диас, Филиппины
Кинороман длиной в 338 минут, позволяющий физически пережить историю и мифологию маленькой гордой страны.
7. «Солнечный удар», Никита Михалков, Россия
Густое зелье из солнечных и окаянных дней, фильм с максимальной концентрацией радости и высочайшей степенью режиссерской свободы – несвойственной даже самому Михалкову, когда он оказывается в ипостасях политика или публициста.
8. «Судья» / The Judge, Дэвид Добкин, США
Самая захватывающая court room драма, самая щемящая история семьи, самый живой голливудский фильм года.
9. «Гранд-отель "Будапешт"» / The Grand Hotel Budapest, Уэс Андерсон, США
Лихорадочный галоп по вымышленной пряничной Европе, зависшей в тревожном dolce far niente между двумя мировыми войнами. Бросить такой легкий взгляд на тяжелое время мог только фантазер и сказочник Андерсон.
10. «Лошадь денег» / Cavalo Dinheiro, Педру Кошта, Португалия
Сон о чем-то большем – чтобы истолковать его наиболее достоверно, надо быть экспертом в прошлом и настоящем Португалии. Но и с тем багажом знаний, что умещается в ручную кладь, устоять перед онейрическим шедевром Кошты невозможно.
11. «Зимняя спячка» / Kış Uykusu, Нури Билге Джейлан, Турция
К этому фильму особое отношение: он не про абстрактного надменного умника в глуши, не про турецкую инкарнацию чеховского профессора Серебрякова, столкнувшегося с достоевскими демонами, он - про меня. Противники фильма пытаются разуверить: ты же не такой мерзавец. Так и старина Айдин, содержащий отель в инопланетных анатолийских горах, никакой не мерзавец. Кстати, бесстрашие в честной самооценке – один из потенциальных уроков ни разу не усыпляющей «Спячки».
«Гранд-отель "Будапешт"»
НАТАЛЬЯ СЕРЕБРЯКОВА, кинообозреватель, ведущий Kinoart Weekly
1. «Хауха» Лисандро Алонсо
Фильм Рауля Руиса, рассказанный языком Джармуша и Джона Форда и визуализированный при помощи VSCO Cam.
2. «Мудрость» Эжен Грин
Кино про то, как отпустить прошлое и переродиться.
3. «Звездная карта» Дэвид Кронненберг
Экранизация самого пронзительного стихотворения Поля Элюара.
4. «Ангелы получше» А. Дж. Эдвардс
Невымышленная хроника взросления Авраама Линкольна, а на самом деле красивейшая история сыновне-материнской любви в стиле Малика.
5. «Роковая страсть» (The Immigrant) Джеймс Грэй
Никогда еще Хоакин Феникс не был так притягателен в роли конченого ублюдка и сутенера.
6. «Песни с Севера» Ю Сун-Ми
Вся правда о Северной Корее, увиденная глазами южнокорейского режиссера.
7. «Лошадь денег» Педру Кошта
Тяжелый, но очищающий сознание фильм о португальце Вентуре. Если бы это был роман, ему бы нужно было дать Нобелевскую премию.
8. В этом пункте два фильма:
The Airstrip: Decampment of Modernism, Part III, Хайнц Эмигольц
Медитируя на архитектурные здания, успеваешь подумать практически обо всем на свете.
Hacked circuit, Дебора Стретман
Документальная короткометражка о том, как озвучивают фильмы, от мастера иронии в экспериментальном кино.
9. «Хоббит: битва пяти воинств», Питер Джексон
Два с половиной часа простого детского счастья.
10. «Путешествие на Запад», Цай Миньлян
Этот фильм можно назвать как угодно – инсталляция, эссе, трип, но свою философскую суть от этого он не утратит.
«Хауха», Лисандро Алонсо
ВИКА СМИРНОВА, кинокритик, доцент кафедры драматургии и киноведения Санкт-Петербургского Института кино и телевидения
1. «Ида», Павел Павликовский
2. «Два дня, одна ночь», братья Дарденн
3. «Прощай, речь!», Жан-Люк Годар
4. «Вторая игра», Корнелиу Порумбою
5. «Похищение Мишеля Ульбека», Гийом Никлу
6. «Добро пожаловать в Нью-Йорк», Абель Феррара
7. «Отрочество», Ричард Линклейтер
8. «Тусовщица» (Party girl), Мари Амачукели-Барсак, Клер Берже, Самуэль Тейс
«Тусовщица», Мари Амашукели-Барсак, Клер Берже, Самуэль Тейс
СТАС ТЫРКИН, kp.ru, программный директор Национального фестиваля дебютов «Движение», куратор «Гоголь-кино»
1. «Отрочество», Ричард Линклейтер
2. «Мистер Тернер», Майк Ли
3. «Звездная карта», Дэвид Кроненберг
4. «Мамочка» / Mommy, Квасье Долан
5. «Левиафан», Андрей Звягинцев
6. The Iron Ministry, J.P. Sniadecki
7. «Бёрдмен», Алехандро Иньяритту
8. 99 Homes, Рамин Бахрами
9. «В подвале», Ульрих Зайдль
10. «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», Рой Андерссон
«Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», Рой Андерссон
НИНА ЦЫРКУН, редактор журнала «Искусство кино»
1. «71», Ян Деманж
Незаслуженно малооцененный фильм режиссера–дебютанта о том, как раскручивается пружина войны, пробуждая в ослепленной провокаторами толпе архаичную ненависть и бессмысленную кровожадность.
2. Левиафан», Андрей Звягинцев
Тоже об отчаянии – и еще одном способе изжить его.
3. «Мистер Тернер», Майк Ли
Оказывается, байопик может быть не только панегириком; а живопись – полноценно реализоваться в экранную текстуру
4. «Гранд-отель "Будапешт"», Уэс Андерсон
Коллаж-гротеск в антураже ар-деко; урок, показывающий, как можно рассказать о надвигающемся ужасе средствами эксцентрической комедии. От этого он кажется еще ужаснее
5. «Отрочество», Ричард Линклейтер
Любовно и терпеливо выращенное кино, оставляющее впечатление непосредственности и легкости естественно текущей жизни
6. «Бёрдмен», Алехандро Иньяритту
Мы не знаем, что составляет наше истинное богатство – оно ведь может даже наскучить…
7. «Исчезнувшая», Дэвид Финчер
Жены – не то, чем кажутся!
«Бёрдмен», Алехандро Иньяритту
ПЕТР ШЕПОТИННИК, кинокритик, кинорежиссер, отборщик Венецианского кинофестиваля
1. «Охотник на лис» (Foxcatcher), Беннет Миллер
2. «Мистер Тернер», Майк Ли
3. «Под электрическим небом», Алексей Герман-младший
4. «Красные ангелы», Алексей Федорченко
5. «Милый Ганс, дорогой Петр» Александр Миндадзе
6. «Племя», Мирослав Слабошпицкий
7. «Белый Бог», Корнел Мундручо
8. «Генерал», Бакур Бакурадзе
9. «Реальность», Квентин Дюпье
10. «Отрочество», Ричард Линклейтер
Многое из мною упомянутого, кстати, еще не появилось на свет официально – это не противоречит регламенту?
«Мистер Тернер», Майк Ли
С новым 2015-м годом!
PS.
Итоги 2012 года.
Итоги 2013 года.